104
105
Барабинсктяяхяоярсх-втомобилистам севера и запада России Казахстан представляется удаленной планетой, доступной лишь дальнобойщикам. Но из нижнего Поволжья, Южного Урала, Западной Сибири сюда рукой подать. Ездят здесь и транзитом - кто в Среднюю Азию, а кто через Омск в сторону Новосибирска (ЗР, 1998, № 2). Что же наАдо знать и учитывать, отправляясь в Казахстан? Граница. Из России ее пересекают чаще всего через Троицк (таможня "Магнитогорская"), Орск (таможня "Оренбургская"), Мамлютку (таможня "Курганская") или со стороны Уральска через таможенный пост "Озинки". Каждый водитель обязан застраховать свою гражданскую ответственность перед третьими лицами на весь срок пребывания в стране. На таможенном посту должны указать, где это можно сделать. Размер страхового платежа сравнительно невелик: на 1 месяц - от $5,7 для "Жигулей" до $9 для "Волги". Расчет производится в национальной валюте - тенге. За 1 доллар при обмене пока что дают около 110 тенге, за 1 российский рубль - от 4 до 5.Дороги. Практически все водители, въезжающие через вышеуказанные автомобильные переходы, выбирают один из двух маршрутов. Первый проходит по автомагистрали М32 через города Актюбинск и Кзыл-Орда до Шымкента (Чимкента) и далее по магистрали М39, если ваша цель - Тараз (бывший Джамбул) или Алматы (бывшая Алма-Ата, 'южная столица", аналогичная по ста-Путь из европейской части России в Новосибирск и на Алтай, как известно, лежит через Казахстан. Другого нет. Что приходится терпеть "транзитникам поневоле"? ...Российский таможенник на посту Мамлютка проверил документы, записал в журнал "откуда - куда едем?", данные о машине, сколько в ней человек и - "Езжайте!". Через несколько километров - казахстанская таможня. Человек в голубой рубашке взмахнул жезлом: "Остановитесь вон там и оформите документы". Из вагончика выглянула женщина: - У вас что, машина выигрышная (взглянув на наклейки "За рулем")? Говорят, какая-то газета разыгрывает... Узнав, что я из редакции, стала разговаривать подчеркнуто вежливо. - Надо оплатить обязательное страхование транспортного средства. Какой объем двигателя? 1700 "кубиков"? Страховка будет стоить 504 тенге. Деньги можно обменять в обменном пункте, рядом. После кратких переговоров плачу 43 рубля нашими. - Вот страховой полис и талон. Действует в течение месяца. Больше ничего" U oooLllплатить не надо. Счастливого пути!.. ...Вторично въезжаем в Казахстан по дороге Омск-Павлодар. Человек в камуфдругое", - его взгляд направлен куда-то поверх моего лица. Понимаю, что спорить и выяснять что-либо бесполезно. На очереди еще два транзитника. Отдаю полтинник. Дает сдачу российскими. Интересно, а я думал, что в Казахстане в ходе тенге... ...С трассы Омск-Павлодар сворачиваем уже в сумерках. До российской границы -около 100 км. Неожиданно в темноте возникают красные огоньки. Это "габариты" двух машин, стоящих у закрытого шлагбаума. Они обогнали меня с час назад. Местное время между двенадцатью и часом ночи. Неужели придется стоять до утра? Но, нет. Улыбающийся человек в знакомом камуфляже и опять без знаков различия: "Давайте посмотрим документы". Внимание его привлекает не техталон, не путевка, а два удостоверения "пресса" с моими фото и фамилией. Первый вопрос: "Почему собственный корреспондент?" Отвечаю от растерянности глупо: "Потому что...". Он, понятливо кивая головой, полуутвердительно спраши-Патруль дорожной полиции.ляже без знаков различия проверяет документы, багажник и отправляет зачем-то на второй этаж "скворечника" - бывшего поста ГАИ. Там - еще один человек в камуфляже: "Вот декларация, заполняйте". Не глядя ставит печать, отдает заполненную бумагу и как бы невзначай бросает: "Заплатите 35 рублей (!)". Говорю, что я уже платил 43 за страховку. "Это совсемt104ЗР 6/99 тусу Санкт-Петербургу). Второй зии, а оттуда к озеру Иссык-Куль маршрут ведет по автомагистрас западной стороны, и дорога чели М36 через Кустанай, Астану рез Кегенский перевал, похуже (бывшую Акмолу, бывший Целикачеством, но удобная тем, что ноград, нынешнюю столицу), Кавыводит прямо на северо-восраганду и Балхаш. Астану постаточный берег озера. Пограничрайтесь объехать стороной - за ный контроль на этих дорогах проезд через нее с транзитников. чисто формальный. На любой из особенно иностранцев, взимают дорог придется заплатить попо 100 ЭКЮ (более 110 долларядка 10 долларов за въезд в заров). Между городами эта дорога поведную зону. может быть очень неплохого каВ Узбекистан удобнее всечества (Балхаш-Алматы) или, наго ехать по М32 до Шымкента, оборот, очень скверного (Караа там найти выезд на трассу ганда-Балхаш). Последний учаМ39 в сторону Ташкента. сток местные водители предпоТопливо. АЗС довольно читают объезжать по рядом иду- много, и бензин - от "76-го" до • щей дороге А344 Караганда - "95-го" - доступен сейчас везАбай - Топар - Просторное - Жа- де. Средняя цена - от 23 до 40 рык - Аксу-Аюлы. тенге за литр (5-9 рублей). Транзит. Через Казахстан Дизтопливо тоже не дефицит, россияне едут, главным образом, но качество его очень разное. в Киргизию (обычно на курорты и Цены - тоже: от 8 до 24 тенге. пляжи высокогорного озера ИсЗаправляться лучше в городах, сык-Куль) и в Узбекистан (за авгде дают чеки, - так надежнее. томобилями "Дэу" местного проДорожная полиция. Кроизводства). В Киргизстан есть ме аптечки, огнетушителя и знадве приемлемые трассы: автомака аварийной остановки, дотошгистраль Алматы - Бишкек через ные полицейские требуют Курдайский перевал, по которой предъявить какое-нибудь протиможно попасть в столицу Киргивоугонное устройство - хотя бы"кочергу". На трассе могут остановить за грязные номера, стекла, фары, поэтому при каждой заправке стоит их протереть. В городах останавливают в основном за скорость. В последнее время стали усиленно контролировать, пристегнуты ли ремни безопасности.. Штрафы не отличаются разнообразием: при нарушениях без серьезных последствий, как правило, 715 тенге. Гораздо хуже, что их принимают только в отделениях Сбербанка и до предъявления квитанции об уплате инспектор изымет у вас "права". Бытует известная формула: "Командир, пополам без протокола!", но это не проходит со спецвзводами. Зато распространенная в России кормушка вымогателей - экологические посты - в Казахстане редкость. Рэкетиры. Их повычистили почти всюду. Остались около Караганды и Темиртау на участках, где не разгонишься. Охотятся обычно "на девятках", по тричетыре амбала в машине. Днем их не видать, поэтому ехать там рекомендуется с9 до 21 часа. И еще. Типичны большие перегоны по ненаселенной местности, особенно в Центральном Казахстане. Днем жара, питьевая вода - дефицит, так что надо запастись ею впрок. Пунктов вулканизации почти нет, следует везти с собой дветри камеры. Обязательно захватите карту (не помешает даже компас), ибо указатели возникают там где не надо и не те; •LJшшшСергей МИШИНвает: "Вы мне подарите один?" Мне даже не сразу удается подобрать слова для вежливого отказа. Человек морщится и заявляет, нажимая на местоимение: "Тогда вам придется заплатить мне 88!" "Чего 88?!" - удивляюсь. "Рублей!" Опять рубли в Казахстане! Вопрос "за что?" вызывает раздражение. Человек морщится и обиженно, скороговоркой выдыхает: "Должны! Не буду я вам объяснять за что, только вот тут двоим объяснял". Ага, теперь понятно, почему эти две машины так долго здесь стояли. Лихорадочно соображаю, как быть в такой ситуации. Мой бюджет явно не выдержит таких взносов. Тем более, что через пару недель мне назад возвращаться. "Слушайте, а визитка вас устроит?" спрашиваю, скорее, от отчаяния. Наконецто человек опять улыбнулся, консенсус найден. "Давайте! Можете ехать". Он возвращает мне так и непроверенные документы. Обратный путь. Раннее утро на казахстанском таможенном посту дороги Омск-Петропавловск. Народ толпится у стола, заполняет какие-то бланки. Опять человек в камуфляже: - Откуда - куда? Страховка? Декларация? Все есть! Тогда - в вагончик! Оказывается, надо заплатить еще 14 рублей за проезд по территории СевероКазахстанской области. Начинаю кипя-титься. Но девушка не желает со мной спорить: "Поговорите со старшим". Им оказывается тот, кто направил меня в вагончик. - Послушайте, я уже два раза въезжал в Казахстан. И каждый раз приходится за что-то платить! Старший отводит меня в сторону, чтобы не привлекать внимание остальных. У него хорошее настроение. - У тебя что, денег нет? Ну, не плати! ...Казахи - народ добрый и приветливый. Приятно с ними иметь дело. Вот только, когда прикинешь, во что выльется простому смертному проезд "туда-обратно", становится как-то не по себе. P.S. Ни на одном из четырех казахстанских таможенных постов я не увидел перечня необходимых документов и размеров платежей, требующихся при пересечении границы. Наверное, кому-то так удобнее...Панорама Алматы.<'Ш.*£&Шк*IWMlM*•JP4S