24
25
26
27
ТЕСТ"ПОЛОВОДЬЕ"IS^J. ^ преодолели 3900 километров Щ без единой серьезной полом!РУ гомгчДальняя поездка на новинках отечественного автопрома в чем-то сродни беспосадочному перелету 30-х. Особенно, когда они с шестнадцатиклапанным мотором и распределенным впрыском - попробуйте обспужить их или найти запчасти где-нибудь в глубинке. На ум опять-таки приходит что-то из истории авиации: поломка, сбой, неисправность - аварийная посадка - спасательная экспедиция - ордена героям. Не причисляя себя к таковым, мы отпускали на испытания ВАЗВЛАДИМИРВадим КРЮЧКОВ, Антон ЧУИКИН. Фото Водима Крючкова, Александра Будкинаоз. Ильмень!Осташков"*^гАндреаполь • «ЗубцовРЖЕВдвигателем ЗМЗ-4062.10 либо в паре с проверенной "технич, либо по возможности держали "на коротком поводке". ОДИН МОТОР 100 ПРОЦЕНТОВ РИСКА. А ДВА? Великий Чкалов, доказывая возможность перелета через Северный полюс на АНТ-25, говорил, что один мотор -100 % риска, а четыре - 400. Мы выбрали среднее и, презрев консервативные взгляды, рискнули свести "Волгу" со "сто третьей" в одном пробеге. ТехническийВЕЛИКИЕ ЛУКИСМОЛЕНСКОРОСЛАВЛЬ"74! Б '•УД84онгашL • ШЕСТНАДЦАТЬпрогресс диктует свои законы: дни карбюратора сочтены, и будущее - за подобными "сложными" двигателями. К тому же - не за рекордами едем... А потому про полюс забыли (пока!) и самой северной точкой маршрута назначили Новгород, самой южной-Тулу. Протяженность - примерно 4000 километров. Наибольшее удаление от "базы" - стен редакции 600 километров, чтобы в случае ЧП сузить район поисков и максимально облегчить работу спасательной экспедиции. Вы скажете - перестраховщики? Отнюдь, надеялись мы в первую очередь на себя: даже если бы одна из машин вышла из строя, осталась бы вторая. Выезжая, посчитали так: 100 % риска. Но на двоих. Кстати, часть "полета" планировалась над водой, ибо для теста сознательно выбрали столь трепетный момент, как половодье. Ожидались форсировки бродов, подтопленные дороги, раскисшие обочины. И самое, пожалуй, непри• ятное - знаменитое "пучение грунтов", что образует неимоверный рельеф на асфальтовых дорогах и ставит на прикол сотни тысяч грузовиков в России. Короче, все те препятствия, что характерны для весны. конструкции. Нас, скорее, интересовали технический уровень, особенности эксплуатации, жизнестойкость в российских условиях, реальные расходы. Согласитесь, интересно столкнуть лбами столь разных носителей идеологически близких моторов, как "баржа" и "десятка". Самый нудный, трудоемкий и ответственный этап - предполетная подготовка. Начнем с ТО обслужили подвеску - по перечню из инструкции смазали и прошприцевали шарниры, убедившись в их трудоспособности. Завершили подготовку дотошным контрольным осмотром: все в порядке. Помимо двигателя, "Волга" не несет в себе технических откровений, поэтому основательную ревизию и контроль углов установки колес оставили только ее "товарке". Ослаб зубчатый ремень механизма газораспределения. Причина - биение шкива водяного насоса. Зная об этом, проверяем состояние ремня с завидной регупярностью, ибо удар поршней по клапанам не входит в нашу программу испытаний! Хватит недостатков, пора о хорошем. После замены передних колодок беспокоившая нас вибрация при торможении сначала уменьшилась, а ныне пропала вовсе. Между тестами автомобиль пробежал почти 4 тысячи километров отнюдь не в щадящем режиме. О чудо, нам не пришлось заново регулировать "сход-развал"! До сего момента углы установки колес постоянно сбивались, теперь же проявленная "сто третьей" твердость (надеемся, и жесткость) внушала оптимизм. По регламенту: замена зимних шин на летние Л-5, моторного масла и фильтра. Памятуя о недопустимых для нового мотора потерях масла, проградуировали щуп с шагом 300 мл, чтобы рассмотреть процесс угара в динамике. Привлекли специалистов ис помощью DST-2 проверили систему управления двигателем и откорректировали состав смеси на холостом ходу. Теперь под сброс газа на нейтральной передаче мотор не глохнет, холостые не гуляют. Остались только две "программные" проблемы, не выловленные тестером: детонация при перегазовке и затрудненный пуск в мороз, которые требуют углубленного изучения.Они сошлись: вода и камень, десятка" с "волгой", лед и пламень..32 КЛАПАНА Сегодня ВАЗ-2112 и ЗМЗ4062.10 - без сомнения, самые современные отечественные двигатели. Тем более было интересно посмотреть на них в паре избегая прямых сравнений за разницей в объеме, мощности"Волги". Прошедшая 62 тысячи километров (из них 50 тысяч с 16-клапанником) машина внушала уверенность, что еще 4 тысячи ей по плечу. Двигатель никаких особых вмешательств не требовал (маслу и фильтрам оставалось служить еще как минимум 10 тысяч). В электронной части с помощью фирмы "Элкар" провели диагностику (прибор DST-2 не показал ни единой неисправности); заменили ПЗУ блока управления на последнюю версию (она рассчитана на реальный разброс по качеству топлива) и этим подстраховались от детонации. В рамках очередногоНапротив, ВАЗ-21103 никакой уверенности не внушал. Зимний пробег по Уралу (ЗР, 1999, № 4) выявил у него ряд слабых мест, в том числе связанных с двигателем. Устранение последствий зимних испытаний плавно перешло в подготовку к весенним. Что огорчило: потребовали протяжки многие резьбовые соединения ходовой части, включая болты крепления передних тормозных суппортов. А ведь после обкатки они были затянуты на совесть! Еще неприятней, что один из болтов передней нижней опоры двигателя оказался вырван "с мясом".•К~\> *ВЕДУЩИЙ-ВЕДОМЫЙ Дорога не обманула ожиданий. Было все - броды, разбитый асфальт, грейдеры, проселки, этилированный бензин... А еще - старинные Новгород, Кострома, Великие Луки, Калязин, живает заданную крейсерскую скорость. Сам по себе вывод о резвости "волг" с этим мотором не нов, но мы подтверждаем его в сравнении с самой быстрой отечественной машиной! Вернемся к энергозатратам: они только двигателя - нет сцеплений, деталей передних тормозов, электрики, не говоря об электронике, и т. д. и т. п. Даже самый расходный для наших дорог материал - колеса и шины - блистательно отВАЗ-21103: ОТ "УРАЛА" (ЗР, 1999, Ns 4) ДО"ПОЛОВОДЬЯ" Пробег, км (общий пробег из них: городские дороги, км лед. укатанный снег, км загородные шоссе, км 3937! 13 200) 2997170 770Средний расход топлива (зимняя эксплуатация), п 100 км 9.78 Расходы на бензин (цена 1 литра АИ-93-Зруб. Юкол.), руб. 1193.621 Расходы на запасные части и ремонт, руб. моторное масло масляный фильтр схождение-развал замена шин. балансировка жидкость для стеклоомывателя753 55 130 1200 120дивные воды Валдая, Селигера, Волги и первые листья, которые появлялись на свет прямо на глазах. Впрочем, это уже экскурсионная часть программы, доставшаяся нам в виде бесппатного приложения. Публикуемые фото помогут дать представление о географии пробега, а мы вернемся к технике. Еще в Москве предполагали, что экипажи будут находиться в неравных условиях. Пилот "Волги", выполняя ежедневные рейсы протяженностью 500-700 километров, образно говоря, должен был рубить дрова. Тогда как энергозатраты водителя "сто третьей" представлялись неутомительной заточкой карандаша. На деле вышло не так: прямые противоположности вместе составили если не идеальную, то вполне гармоничную пару. Независимо от места в связке "ведомый-ведущий" машины не были друг другу обузой. Причем приятно удивила именно "Волга", всюду поспевавшая за "сто третьей". Неуклюжий тихоход благодаря современному двигателю превратился в быстроходный лайнер, который на виражах хотя и уступает юркому истребителю, но легко поддер-оказались сопоставимыми. Общее мнение участников "беспосадочного перелета" таково: на "сто третьей" ехать легче, на "Волге" интереснее. Кстати, о затратах. Оба автомобиля продемонстрировали хорошую, если не сказать больше, топливную экономичность. В пробеге 3900 кисутствуют. Ладно бы лометров, из которых большин14-дюймовый комплект ство пришлись на загородные на "сто третью", так шоссе, средний расход бензина ведь нет ни шин, ни составил 6,33 л/100 км у ВАЗ- дисков на нынешнюю 21103 и 9,13 л/100 км у ГАЗ- "Волгу"! А ведь ГАЗ пе31029. Если для "обмылка" дерешел на 15-дюймовые сятого семейства это восприниколеса давно. мается как должное, то угловатая "Волга" потянула на рекорд. РАЗБОР ПОЛЕТОВ Тем более, что в отсутствие груХотя нет, сначала зовиков (в связи с весенними - хождений по воде. ограничениями движения) мы Неоднократные погруехали и быстро, и очень быстро. жения машин по ваЕще одна общая черта ше- терлинию (то бишь, до стнадцатиклапанного альянса: порогов - а что депрактически полное отсутствие лать, когда дорога ухозапчастей вне крупных городит под вешние воды?) дов. Причем касается это не закончились благопо-JГА341029 И ВАЗ-21103: ТЕСТ "ПОЛОВОДЬЕ" ГАЗ-31029 ВАЗ-21103 | Общий пробег до теста Половодье". км Пробег в ходе теста, км из них: городские дороги, км загородные шоссе, км проселки, грейдер, км Средний расход топлива (летняя эксплуатация), п 100 км Расходы на бензин Расходы на ремонт и запасные части, руб. из них: шиномонтаж ремонт заднего моста сальник камера шина KC-4 сход-развал 61 000 3908 13 200 387020036382003600709.13 1072.37706.33Ю Л12577496 45 15 S8 5301846.37125901.14 i-Общие расходы на бензин и за1 пасные части в ходе теста, руб.26ЗР 6/99 Единственная серьезная лучно. Впрысковые двигатели залить довольно сложно: свенеисправность - поврежденчи, провода, катушки зажиганый корд шины и деформирония, то есть высоковольтные ванная полка обода, полученцепи, расположены высоко и ная в очередной яме. С этого хорошо защищены от влаги. момента пришлось удвоить осДругое дело - цепи сигнальторожность, ибо с "кривой" заные. Датчики положения ко- паской далеко не уедешь, а о ленвала всегда установлены возможности приобрести по низко. За них-то мы и боялись - дороге покрышку 175/65 R14 при форсировании брода их см. выше. вместе с разъемами окатывает Кстати или, вернее, соверволной. Отказ - и двигатель шенно некстати, колесные прозаглохнет. Но мы ни разу не блемы преследовали "Волгу". оказались в положении РобинПришлось рихтовать диск и зона - обе машины уверенно трижды ремонтировать шины. "переплывали" весьма протяУвы, заднее правое колесо женные броды. Итак, влагоза- прокалывали дважды, к тому щищенность - "отлично". же на высокой скорости, после А теперь - о главном. чего путь ему был один - на Впервые за время редакционклумбу. Поклявшись отныне воных тестов моделей десятого зить в пробеги по две запаски и семейства с автомобилем не использовать только бескамерслучилось ни-че-го! Браво, "сто ные колеса, в Смоленске разотретья"! Ну разве можно после рились на новую шину.лишившийся ТАД-17 мост, осторожно похромали дальше. Первый же пункт сервиса в Пено (недалеко от истока Волги - какое совпадение!) вернул нам хорошее настроение: 45 того, что было в первых поездНе было бы счастья, да рублей за час работы и 15 рубках, считать поломкой потеряннесчастье помогло - умная лей за уплотнитель - и машиный уплотнитель заднего стек"Волга" поймала гвоздь аккуна снова на ходу. ла и неуверенную работу стекрат под начало течи сальника По завершении пробега лоочистителей в прерывистом полуоси. Сняв колесо, обнару"Волга" отправилась на перережиме. Контрольные замеры жили обильные, но свежие борку передней подвески - якопоказали - скачки по колдобиследы трансмиссионки изнутбы "неубиваемая" шкворневая нам не нарушили углов устари обода и на барабане. Низсистема при положенном обслуновки колес. Незначительные кое качество материала плюс живании отработала 65 тыс. км отклонения (см. таблицу) вполнесвойственные режимы двидо появления заметных люфне можно списать на погрешножения - и вот вам результат. тов. Вряд ли ее доконал тест сти измерений либо усадку "реТихо радуясь, что не заклинил просто время подошло. А мотор зинок" в подвеске. Угар масла составил 600 мл, то есть примерно 15 мл/100 км, или 0,24 % от реального расхода топлива. Вот только 16-клапанник "десятки", в отличие от "волговского", реагировал на товарный бензин болезненно. Лишь контрольная заправка высокооктановым АИ-95 пришлась ему по душе, избавив от детонации. Но это вода на ту же мельницу - требуется исследование всей системы управления двигателем.ВАЗ-21103: ИЗМЕНЕНИЕ УГЛОВ УСТАНОВКИ КОЛЕС ПО ХОДУ ИСПЫТАНИИ Развал, град. Продольный угол оси поворота, град. левое колесо +1*41' +1°36' правое колесо +Г23' +1°25' Схождение, град. +0°14' +0°05'ное задание выполнено полностью. "Волга", комплексная оценка автомобиля - "четыре", ВАЗ-21103 - "пять с минусом". Двигатели, эксплуатационная оценка: ЗМЗ-4062.10 - "пять", ВАЗ-2112-"четыре". Вернемся к "процентам риска". При дальних поездках на отечественных машинах с современными двигателями стопроцентной гарантии исправной работы, конечно, никто не даст. Что касается риска - толика запчастей с собой, поддержка заложенной в конструкцию надежности грамотным обслуживанием сведет его к ми-левое колесо+правое колесо +0°31" +0°27' ОМ°00'Примечание0"33'Замер при пробеге 13 200 км перед тестом Половодье" Замер при пробеге 17 265 после теста+0°26'0VW-0°10'+0°50' -О°10'+0°50' •нТ05Ч0°25' Заводские регулировочные данные для снаряженного автомобилявел себя великолепно, отзываясь на все пожелания водителя. Отказов не было, расход масла незаметен. Теперь заглянем в "черные ящики". Полет-нимуму. Ну и, конечно, хороший напарник не помешает. Говорят, слетанные пары лучше не разрушать. Похоже, для "Волги" и "сто третьей" это не последний совместный тест. Даем "добро" на взлет!ЗР 6/9927