134
шм:*н*>н,ггтпI7JrJJ№ ityjjJD.JJ IУвешанный датчиками автомобиль несется по дорогам автополигона. "Змейки", "переставки", заносы, торможения и разгоны с дымом изпод колес смотрятся эффектно - идут испытания шин.Анатолий ФОМИН. Фото Сергея Иванованет, не в магазин, а на дорожные испытания. Отправимся на Московский шинный завод, чтобы посмотреть, как "новорожденные" шины пробивают себе дорогу... на дорогу. Начинаются испытания с самого простого - опредепения наружных размеров. Спедующий этап проверка на статический дисбаланс. Дальше у "легковых" покрышек контропируют радиальное и осевое биение, проверяют качество сборки каркаса и брекера - определяют так называемые параметры силовой неоднородности. Сей научный термин означает, что характеристики каркаса шины не должны зависеть от того, в какой из точек по окружности они измерены. Поясним: из-за "силовой неоднородности" возрастают потери при качении шины, она перегревается ив "клиническом случае" - разрушается. Недаром этот параметр контролируется ив Нам самим по роду службы не раз производстве. Правильность сборки приходилось заниматься такой рабошин с металлическим кордом можно той: при сегодняшнем разнообразии на рынке тесты шин - тема очень актуальная. Но дорожные испытания - лишь надводная часть айсберга, открытая любопытным взорам. Сначала шине предстоит пройти целый комппекс стендовых испытаний. К "обувке" предъявляются очень высокие требования - ведь от нее во многом проверить рентгеновскими лучами зависит безопасность. Отличные именно такой метод применяется для "стендовые" результаты - пропуск... выборочного заводского контроля.М-242 - одна из первых высокоскоростных (индекс "Н" - до 210 км/ч) шин московского завода. Однако, помимо безукоризненно точной формы, шина должна иметь "содержание" - воздух, поэтому еще один тест - проверка герметичности. Здесь выясняется, насколько быстро происходит диффузия воздуха через резину. Для бескамерных шин измеряют и усилие сдвига с обода - на специальном станке имитируют боковую нагрузку, увеличивая ее, пока боковина не сорвется с хампа (выступа на посадочной части обода). Это не единственное испытание "на прочность", которому подвергают новоиспеченные покрышки. Среди обязательных проверок так называемый гидротест - в особой камере шину накачивают водой под давлением до разрушения. Почему водой? Дело в том. что жидкость, в отличие от воздуха, несжимаема, а потому разру-134ЗР 7/99