92
93
94
шмтиши.IbBOBКовельРВвШтлтоловинои тысяч километров по десяти странам Европы^роехал экипаж "За рулем" за три недели.hСвидникИ!Ныне отправиться "куда глаза глядят" совсем не сложно. Однако финансовые потрясения, слухи о чудовищных официальных и неофициальных дорожных поборах, наконец, военные действия в Европе скпоняют к скучноватому, но спокойному дачному отдыху. Оправданны пи страхи? С помощью Турбюро "За рулем" мы решили на себе испытать все тяготы (или прелести?) пути к излюбленным россиянами курортам - Черноморскому побережью Болгарии, озеру Балатон, на Адриатику. Да здравствует автотуризм! ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В... Говорят, в Европе россиян не любят. Дескать, раздражаем цивилизованные народы своими вредными привычками, плохими манерами, а главное количеством. Однако мы приязни не. чувствовали." На УкраиРумынская на Россию. не ив Белорус! так похоже " P OST сии нас ор/ прежнему считают < ми. Да и прочие братья-славяне ветре-1' ^ ' чают радушно, охотно говорят или пытаются говорить по-русски. Идеап для небогатых российских туристов Болгария. Цены - умеренные, сервис, все-таки, заграничный, а изъясняться можно на "великом и могучем". Западнее Словакии радушие сменяется равнодушием. Заметна лишь несколько большая, чем ожидаешь, настороженность пограничных служб в странах-новичках НАТО. В Чехии, Венгрии, Румынии и, тем более, западнее знание "английского или немецкого со словарем" (умение связать хотя бы несколько иноязычных слов) необходимо. Конечно, приятно, когда на сувенирной толкучке в Венеции веселый продавец называет цены порусски. Но такие полиглоты исключение - пока? ПО СТРАНАМ И ТУРНИКЕТАМ Для путешествия в Восточную Европу не нужно даже визы. Достаточно показать на границе загранпаспорт и путевку, документы о бронировании гостиницы или просто... деньги. То есть доказать, что ни побираться, ни воровать вам не придется. Западнее, в Австрии или Италии понадобится шенгенская виза, выданная посольством страны, куда вы направляетесь. Виза обойдется при. мерно в 40 долларов. Придется • также купить медицинскую и автомобильную (трин кард") страёвДки. Первая стоит около 10 ', долларов. За вторую, путешествуя 15 дней, для Восточной Евро' пы заплатите 25 "зеленых", для Западной - 40.г«Словакия,ПрешовIСловакияКаких только путешественник не встретишь на дорогах ЕвропшПрага ЧехияБР! Словаки***'М£ Езоло Италия Смоленскф ^ НМоскваРоссияВыезжая счете на местные деньги вас за отеческий могут элементарно надуть, шлагбаум, внутренне напрягаешься. Вспоминаются пользуясь незнанием курса. В Белоруссии за проезд от рассказы о свирепых украинских (румынских, венгерБреста до Смоленска требуют доллары или наши рубли, ских) "гаишниках" и прочих лихих людях, там и сям подотказываясь от собственных. жидающих российский автомобиль. Магистрали платные ив Словакии, и в Чехии. КстаСлухи, как оказалось, сильно преувеличены. Даже ти, не ждите напоминания "купите билетик"- вас просто на Украине, где инспекторов ДА1 мы видели больше, оштрафуют на выезде из страны. Приобрести наклейку ••чем в остальных девяти странах, вместе взятых, бесна стекло, дающую право целый год ездить по "дальнипричинных попыток обобрать (тем паче, ограбить) росцам" (автострадам), можно на любой бензоколонке. сиян не было. Но платить все-таки пришлось - почти на Чем дальше на запад, тем меньше сборы. В Австкаждой границе свои сборы, официальные и не вполне. рии предлагают купить накпейку-абонемент на 10 дней Проезд границы среднестатистического европейбеззаботного путешествия по автобанам (при необхоского государства выглядит так. Если шлагбаум открыт димости можно оформить и "годовую подписку"). Кста(в странах СНГ надо выйти перед рогаткой, записаться ти, австрийцы требуют еще одну наклейку - "RUS" на у сонного сопдата, взять бумажку на въезд-выезд - докрышку багажника, так что позаботьтесь заранее. полнительный контроль, однако), проезжаете под крышу к ряду окошек или вагончиков. Здесь - проверка пасТАК ВОТ ТЫ КАКОЙ - АВТОБАН... порта, таможенный контроль (чем западней - тем реже Въехав на европейскую автостраду, понимаешь, за просят открыть чемодан) и покупка разнообразных квичто ппатил. Можно долго слушать рассказы о западных танций. На формальности уходит около часа. магистралях, но лучше один раз по ним проехать. КаНазвание платежей диктует фантазия законодателей, тишься - отдыхаешь. Все съезды с трассы пронумероваа их размеры частично зависят и от совестливости служины, указатепям несть числа. За несколько сотен метров вых людей. На Украине и даже в братской Белоруссии бедо поворота на асфальте появляются аршинные надписи рут за транзитный проезд и "экопогию". Аналогичные сбо- эта полоса приведет в Триест, по певой следуйте дальры - за 300 (!) метров молдавской земли, которые необхоше. Плавные подъемы и спуски, освещенные и телефодимо преодолеть по пути с Украины в Румынию. Здесь же низированные тоннели (самый длинный на нашем пути стражи границы просят пожертвовать "хоть что-нибудь" около 2,5 км). Только бросив взгляд влево или вправо, понимаешь - альпийский перевал не шутка. Чистая, хо^ ( в одку , сигареты, пиво) маленькой небогатой республике. леная Австрия лежит далеко внизу и выглядит, как детНа румынской границе - платная (и, конечно, обязательная) дезинфекция автомобиля. Сонный отрок обская железная дорога на зеленом пушистом ковре. рызгивает чем-то (водой?) низ машины, заляпанной укНа бензоколонках поначалу теряешься. Нет услужливых молодцов со раинской и молдавшлангом наперевес ской грязью. Стоит Это обычный придорожный паркинг. Уверяю - ^ \ к нашему приезду его специально не готовил! это... два доллара. и платить вперед не Вообще, америнадо. Заливай полный бак или на опреканскую валюту в деленную сумму. КасВосточной Европе са - в нарядном домилюбят - пограничке. Там же - магазин, ные расценки, как кафе, туалет. правило, в "зелеБензин везде неных". Но имейте в дешев. За литр на Уквиду - при пере-Украина[ЧерниговОдессаРени^УкраинаМГалац /РумынияБалаТОНКонстанцаБургас Брашов БудапештРАвстрияВенгрия | — ^вРумыния IIВарна БолгарияМ раине просят 25 центов, в Восточной Европе - 50-60, в Италии - около доллара, в Австрии и того больше. Зато в солнечной Болгарии мойка автомобиля стоит около доллара, столько же - ремонт бескамерного колеса, камеры - 80 центов, замена масла (без его стоимости) - пару "зеленых". Здорово, правда? Второстепенные трассы отличаются от автобанов только шириной. Разметка и информация - такие же. В Болгарии и Словакии встречаются дороги и похуже. Хотя после российско-украинских канав "местного значения" небольшие выбоинки и аккуратные заплатки почти не заметны. Зато улицы небольших румынских городов ухабами очень напоминают смоленские и брестские. То же - на некоторых отрезках малонаезженных шоссе. Ямы особенно допекают на горных дорогах, которых в Румынии, да ив других странах немало. Вот уж не думал, что в Европе столько гор: мы проезжали Карпаты, Южные, Восточные и Западные, Родопы, Альпы, Судеты, Стару-Планину... Водителю, привыкшему к равнинам, в горах нужно быть особо вниматепьным. Скорость и передачу пучше держать пониже, а дистанцию побопьше. В Румынии мы попали в затор, возникший по вине грузовика - из него на подъеме вывалились ящики с бутылками. Так что на "хвосте" лучше не сидеть. Почувствовав, что уши закладывает слишком сильно, а голова "пошла кругом", остановитесь для отдыха. Заодно осмотрите окрестности - они того стоят.того "Мер седеса" совсем не обижается, если его "делает" малютка ФИАТ или даже "Лада-Самара" с логотипами "За рулем". Скорость на трассах полиция контролирует в зонах ограничений - населенных пунктах, ремонтируемых участках. Верьте знакам! Если при въезде в деревушку стоит "40", значит, за спедующим домом будет такой поворот, что едущий быстрее рискует влететь в кухню к добропорядочным обывателям.ву - все равно что повстречать соотечественника. Наших автомобилей в бывших соцстранах еще много, но их владельцы живут, в основном, в провинции или на небогатых рабочих окраинах столиц. Новых "самар", "жигулей", "москвичей" практически не покупают. Посему и запчасти для них найти нелегко. Болгарский камень разбил фару нашей боевой "восьмерки"; заклеили скотчем и поехали дальше. Найти стекло или фару по пути так и не удалось. Из-за этого грозный пограничник не пропустил нас в Польшу (а'' ведь сколько границ уже миновали!), лишив ее экономику наших скромных вливаний.Заметим, что эта неприятность была единственной в длинном зарубежном путешестталии i вии - автомобиль, что называется, не отвлекал на ^ у слугам иные себя внимание. Редакципортные средства онную "впрысковую" "СаЕсть правила, которым следуют все. мару" специально к пробегу не готовили, а Обгон - только слева. Совершил маневр - учитывая ее стаж и возраст - 105 тысяч вернись в свой ряд. В населенных пунктах километров и4 года, - остается только поедут, как велено - 50-60. Исключение - благодарить ВАЗ-21083-20 за проявленбудапештские таксисты, ные надежность и добросовестность. да и то на окраинах, вечером. Пешеходов принято ПРИМЕРНЫЕ РАСХОДЫ НА ПУТЕШЕСТВИЕ пропускать везде. Не (ДОРОГА ТУДА-ОБРАТНО") Автомобилем Самолетом очень пюбят делать это го(Турбюро "За рулем") рячие итальянцы; напроСтрана Билет. Бензин и Переезд Гостиназначения дорожные ница. аэропортДОЛЛ. тив, вышколенно останавгостиница, сборы. долл./ ливаются перед "зеброй" долл. ночь долл. Болгария 250 210 машины с немецкими и авВенгрия 200 4-10 250 25 стрийскими номерами. Италия 300 380:•:^ ^ 1Полный сервис на колесах, вклю Аварий за три недели чая беседу на родном языке. мы видели всего две... Даже после румынских перевалов дорога от Ужгорода до Львова НОСТ - царство маленьких и среднесколько шокирует. Местами ни разметки, ни знаков, предупреждающих о крутом них машин Увидеть какую-нибуль "Ниповороте, ни ограждений. Езжай (лети!) куда хочешь.ЗАКОН ЕСТЬ JJBP ? * "Банальная истина - соблюдение дорожных правил оберегает от неприятностей очень помогает в незнакомых странах. Слез дуйте примеру местных (и не только на доро пах)! Кстати, европейцы не ангелы: на маги стралях предписанные 130 км/ч не держит практически никто. Впрочем,, владелец доро-Конечно, на самолете или поезде спокойней и комфортней (правда, значительно дороже). Но из их окон вы не увидите и "десятой доли тех красот и чудес". Нужно-то немного: страсть к рулю и смене впечатлений, подготовка машины, хорошие кащы-и здравый смысл. Если у вас все это есть - стартуйте! Полетавшим по автобанам, покрутившимся по горн*ым_серпантинам будет о чем вспомнить и расска-. зать родственникам и знакомым долгими •зимними вечерами. В глазах собеседников ы увидите неподдельный интерес'и>независти. Проверено! - —«^. -94ЗР 7/99