32
33
34
ОХОТНИКИ ЗА ДЕЦИБЕЛАМИАвтомобиль тряхнуло на кочке, и клацанье подвески заглушил басовитый рев двигателя - система выпуска не выдержала пытки вибрациями, высокой температурой и соляными ваннами. Какую выбрать для замены?выми заглушками и вся эта красота снабжена цветной этикеткой. Остальные продавались, как говорится, из ящика. ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ Подопытным предложили выполнить несколько "упражнений", которые можно условно разбить на четыре группы. Первая Игорь ТВЕРДУНОВ, Анатолий КАРПЕНКОВ. Фото Сергея Иванова стандартный тест на соответствие нормам Маршрут ближайшей поездки ясен - в ков найти не удалось, как и для двух "даль(ГОСТ 27436-87 и ГОСТ 27435-87) по внутмагазин или на рынок запчастей, мимо них" иностранцев - поляка и финна. Перреннему и внешнему шуму. Внутренний шум бдительных автоинспекторов - накатом, вый собственного резонатора не имеет; определялся в серии заездов при движении чтобы не нажить еще неприятностей. На финскую систему можно купить ив комплес постоянной скоростью (60, 80, 100 и 120 прилавке, наверняка, окажется несколько кте, но слишком дорого. Наконец, "акула км/ч) на высшей передаче и при разгоне на выпускных систем разных производитекапитала" - комплектная выпускная систетретьей передаче в режиме 2100-4200 об/мин. Внешний шум замеряли при разгоне лей. Чем, кроме цены, они различаются, ма известной фирмы "Уолкер" (Швеция). на что обратить внимание при покупке, веИтак, три выпускные системы и четы- на второй и третьей передачах с 50 км/ч. Замеры проводили на сперить ли обещаниям иных циальных дорогах автопофирм и продавцов о заметВыпускная система (глушитель+резонатор) ВАЗ лигона с помощью прибора ной прибавке мощности? фирмы "Брюль и Къер". Производитель -Россия (Тольятти), ТИШЕ? МОЩНЕЕ? Цена:-резонатор - 25.0.руб„ Создание "правильной" глушитель .~36'5 руб. системы выпуска отработавших газов - непростая инженерная задача. Необходимо выполнить требования стандартов к уровню внутреннего и внешнего шума; при этом система не незначительное превышение должна "душить" двигатель, норм внутреннего шума:' снижая его мощность. Есть 'несколько завышения цена, -Меняя родной "вы и другие проблемы: "выпуск" должен уместиться под магтуск'.'-неточнотакой-же,'.выничего не теряете, ной шиной, не быть слишком тяне приобретаете. • " желым. А еще - легкость монтажа, себестоимость изготовления... ре родных глушителя с вазовским резонаЧтобы выяснить, как справляются со своей работой глушители для автомобилей ВАЗ-2108,2109, мы совершили "налет" на торговые точки и обзавелись семью образцами глушителей, а заодно приобрели и пару резонаторов. ПРЕДСТАВЛЯЕМ УЧАСТНИКОВ Под первым номером выступил родной вазовский "выпуск" в сборе: приемная труба ("штаны"), резонатор, глушитель. За честь державы ему помогал сражаться ныне очень популярный ижорский комплект резонатор и глушитель. Белорусский и украинский глушители работали в паре с вазовским резонатором - родных "напарнитором. Пять глушителей: вазовский, попьский, белорусский, финский "Фенно" и "Уолкер" представляют собой бочки с завальцованными донцами. "Ижора" и "украинец" сварены из двух половинок, так делали глушители для "классики". "Уолкер" и "Фенно" оцинкованы, остальные покрашены серебристой краской, причем плохо едва нагревшись, начинают облезать. К "Уолкеру" прилагался комплект соединительных колец, хомутов и даже пакетик с герметикой. Украинское изделие Ново-Краматорского механического завода аккуратно упаковановг10лизт^ЯЩ цы труб закрыты пластик* Вторая часть акустических измерений стандартами не оговорена, но специалисты нередко • пользуются подоб<^; ным методом в исследовательских БI целях. Шум измеряется у среза выхлопной трубы при работе двигателя на постоянном режиме (4200 об/мин) и при резком сбросе газа. В последнем случае в выпускной системе возникают сложные акустические эффекты: глушитель зачастую начи-г32ЗР 7/99 нает дребезжать, хрипеть, издавать различИжорского завода ные неприятные звуки. Уровень звука при Производитель - Россия (Санкт-Петербург). закрытии "дросселя" запросто может ока,- Цена: резонатор-220руб. s глушй^ заться много выше, чем при работе мотора : тель-ЗОО-руб. на постоянных высоких оборотах. Тогда логично предположить, что конструкция выпускной системы не слишком тщательно про; Резю (й)'Г работана или есть технологические огрехи. noBbiL,Третий этап - тест на "удушение" мотошум на переходра. Измеряли давление в приемной трубе ных режима ^ трудпри движении на третьей передаче при обоности с установкой. Наш ротах максимальной мощности. За абсо[ автомобилист кйзйьк} научен лютную точность цифр ручаться не можем. подгонять детали "rid месту". Нас интересовали, прежде всего, относи,: ; и Ижора" нын.г • ';-: тельные данные - какой из глушителей самый "свободВыпускная система (глушитель + резонатор) "Уолкер" ный", а какой наиболее сильно "запирает" выпуск. Производитель - Швеция. зовским резонатором. РодНа барабанном стенде ной "выпуск" и комбинация Цена: резонатор -1200 руб., глуши"Бош FLA-206" оценили тольяттинского резонатора с тель -1400 руб. влияние потерь в глушитефинским глушителем незнале на мощность двигателя. чительно превысили требования по внутНу, и последнее реннему шуму. Оба оценка качества и точногостя из ближнего засти изготовления и удобПИШИ рубежья подняли в ства монтажа. о-о-о-чень дорого! ^Ш- "08420 салоне лишний шум. Безупречное изделие! Кстати, сопроКТО НА ЧТО ГОРАЗД? Отличный выбор для того, водительная бумага к краРезультаты акустичекто покупкой скромной "девятки" хочет отматорскому глушителю обеских испытаний сведены в влечь внимание "органов" от недекларированных щала "снижение сопротивтабл. 1. По внешнему шуму доходов. ления выходу газов" и все семь конкурсантов уло"уменьшение потерь мощножились в предписанные Итак, полностью соответствуют стансти". Как показал дальнейший экспериГОСТом 78 дБа. Лучший результат - 76 дБа показали тольяттинский, польский и белодарту две выпускные системы - "Уолкер" и мент, глушитель ив самом деле "свободрусский глушители. Худший - краматорский. ижорская, а также польский глушитель с ваный", противодавление невелико. Но чуно и он уложился в требования стандарта. С внутренним шумом картина не столь идиллическая. На разгоне лишь три уложились в стандартные 80 дБа: ижорский, польский глушители и "Уолкер". Остальные "нашумели" лишний децибел. При равномерном движении "белорус" и "украинец" не выполнили требований ГОСТа, а лучшие результаты продемонстрировали "Уолкер" и ижорский.Таблица Т РЕЗУЛЬТАТЫ АКУСТИЧЕСКИХ ИСПЫТАНИИ Сочетание резонатора и глушителя ВАЗ ВАЗ* ВАЗ* ВАЗ + 'Ижора' + 'Уолкер" ВАЗ* "БелоФенно' 'Ижора" •Уолкер" Польша" ВАЗ руссия^Выпускная система (глушитель+резонатор)Параметрнкмз81,0 81.0Внутренний шум, дБа 81,0 (разгон) Внутренний шум (пос78,0 тоянная скорость), дБа Внешний шум, дБа 76,081.082,081,077,0 77,077.0 77.079,079,077.076,076,0ПараметрУРОВЕНЬ ШУМА У СРЕЗА ВЫХЛОПНОМ ТРУБЫ иглушителя гганиес "Уолкер"+ ВАЗ* ВАЗ Уолкер" 'Польша' НКМЗ ВАЗ "Ижора"ВАЗ + "Фенно"Шум у среза выхлопной трубы. дБа М200 об/мин)83,480,183,985.682,1Q-lea*cw***i? 7/99f^l/t&ttf" Резонатор ВАЗ + польский глушительитогиБезоговорочным лидером так и хочется назвать "Уолкер". Он на "отлично" прошел все испытания, хорошо монтируется, защищен от коррозии. Еще бы цена была пониже раз этак... в пять! Следующие за ним ВАЗ. "Ижора" и польский по цене вполне приемлемы, но имеют свои недостатки. Первый умудрился "проколоться" на внутреннем шуме и. кроме того, он самый дорогой среди дешевых. Ижорская система активно "рычит" на переходных режимах и плохо монтируется. А вот скромный польский глушитель, хотя и чуть шумнее тольяттинского при замерах "у трубы", зато ладит с нашим ГОСТом ив меру дешев. "Белорус" еще дешевле, но не в ладах с "законом о внутреннем шуме". "Финн" тоже пошумел изрядно. Хотя у него есть оправдание - с родным резонатором результат мог быть лучше. Но и цена тогда из очень высокой превратилась бы в заШ предельную. "Украинец" из Краматорска по-заграничному красиво себя подает, но очень уж горласт. Он, повторимся, единственный, чей резкий "голосок" можно было легко выделить без всяких приборов.ттовышенн •#р;п$рёх9ШЖШшРезонатор ВАЗ + глушитель НКМЗ Производитель - Украина (Краматорск).. Цена: глушитель - около ЗООрубгI'US(>' I f >'•повы •uiyMW ia'Ai 1 •:-/«! махгнеукладываётся в ^мы по внутреннему шуму нее "снижение потере мош/юсти J вы вряд ли п6чув^твуётё,'зато окружающие невооруженным, ухом ус- -.-.,; '".v•: - льтщат; что еДетСтонщйк".; Резонатор ВАЗ + белорусский глушитель Цена:-глушитель -;250 руб. дес не бывает: плата за свободное дыхание мотора - повышенный шум. Даже субъективно "украинец" самый басовитый. Проверку на шум у среза выхлопной трубы (табл. 2) блестяще выдержал "Уолкер". чего мы ожидали, и "белорус", что, скорее, неожиданно. Чуть похуже отработали вазовская система и польский глушитель. еще громче оказалась ижорская система и "финн". Краматорский глушитель опять перерычал всех. Минимальное противодавление - у "Уолкера", максимальное - у ижорской системы и белорусского глушителя. Первый и последний дополнительно опробовали на динамометрическом стенде (табл. 3). Полученная разница 0,6 кВт дала понять. что, варьируя стандартные выпускные системы. повысить мощность двигателя, мягко выражаясь, затруднительно. Какие проблемы возникли с установкой? Здесь "прославились" двое. Ижорская система запомнилась трудностями при сборке. Развальцовки на концах труб слишком "узкие" и после установки на сферическую поверхность соединительного кольца между торцами глушителя и резонатора остается большой зазор, который невозможно охватить хомутом. "Белорус" не хотел "вешаться" на резинки, пришлось разгибать крепежные "крючки".Резюме.: I V уверенна нйё.но0м^нутренн"его шума; ттроблемы с; установкой. Даже пр давец в магазине отговаривал от art покупки. . •:' ' ^иий*й Резонатор ВАЗ + глушитель Фенно Производитель - Финляндия (глушитель). Цена: глушитель -1350 руб.№• 11* 70/ 1'|7«84/4?<лОЯИРВ•?108 1?01 00S-60 Резюме: незначительное y«*k. .V..-ii. превышение норм внутреннего шума; повышенный шум на переходных режимах; высокая цена. Д •}*Т5ТНЖ5 не слишком сердито.34ЗР 7/99