ЭКСПЕРТИЗАКОЛПАЧОК - НЕ ПУСТЯЧОКПодделка под "фирму" оказалась условно работоспособной.Александр БУДКИН У этой ответственной детальки - своя история. Начало ее связано с появлением первых •'жигулей". Именно тогда для производства колпачков разработали резиновую смесь 51-1537а-2 на основе акрилатного каучука. Но специально созданный материал был весьма далек от идеала: изза его недостаточной теплостойкости колпачки требовали замены уже через 40-50 тыс. км пробега. Между тем примерно в то же время у нас освоили выпуск более совершенной (и более дорогостоящей) резиновой смеси на основе фторкаучука СКФ-26. Позже, в 80-х годах, из нее стали делать колпачки для переднеприводных ВАЗов (деталь 2108-1007027), заметно превосходившие своих предшественников для "классики"-ВАЗ-2101.„2107. Ими заменили колпачки зарубежного производства, которыми вначале комплектовались "самары", и поныне их не без основания считают лучшими среди отечественных аналогов, появившихся в разное время. ИХ БЫЛО ШЕСТЕРО Проверке в лаборатории НИИ эластомерных материалов подверглись шесть комплектов маслоотражательных колпачков, из тех, что чаще всего встречались нам в магазинах. Российские "Резерв" из Самары за 20 руб. (фото 1), черные безымянные колпачки (похоже, тоже российские) по 2 руб. за штуку (фото 2), подделка под "Гётце" за 60 руб. (фото 3), немецкие SM по 70 руб. (фото 4), французские выставили твердую "пятерку" лишь трем из шести комплектов: самарскому "Резерву", французскому "Элрингу" и настоящему "Гётце". При определении плотности резины немецкие SM и те же "Элринг" с "Гётце" дали понять, что скорее всего только они сделаны из нормаль-"Элринг" за 72 руб. (фото 5) - эти продавались "россыпью" по 9 руб. за штуку и немецкие "Гётце" (настоящие) за 95 руб. (фото 6). В программу экспертизы вошли стандартные испытания в перегретом моторном масле М5з10Г1 (175°С, 72 часа), в ацетоне (20°С, 72 часа), в концентрированной азотной кислоте (20°С, 24 часа) и. наконец, в воздушной сауне (250°С, 5 часов). При этом на каждую следующую "пытку" отправлялся не замученный до полусмерти колпачок, а новый, еще не нюхавший пороху боец из имеющегося комплекта. Первые результаты теста наметились еще до основных испытаний. Проверив качество крепления уплотнительного элемента к арматуре, экспертыРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ Надежное крепление Плотарматуры в комплекте ность, из 8 экз. (в штуках) г/см3 Ацетон, 20°С,72ч, изменение массы,% Старение на воздухе. 250°С,5ч Старение в моторДиаметральная ном масле, 175Т, усадка в масле 72 ч, изменение при 175°С массы,% М72ч,% -9,8% незначит. затвердев -9.9% незначит. затвердев. +0,68% эластичны 51,8% Азотная кислота, 20°С, 24 ч почти полное растворение почти полное растворение набухание с последующим усыпанием и выкрашиванием эластичны эластичны эластичныОбразец"Резерв", Россия Черные безымянные. Россия 'Гётце", подделка8 711,461,341.545% незначит. затвердев затвердев. 38.6% незначит. затвердев затвердев. 39,1% затвердев. эластичныного фторкаучука. Остальные - из чего-то другого. Любопытные показатели у поддельных колпачков "Гётце": по плотности они заняли среднее положение между тремя фирменными изделиями и двумя отечественными, но заявка на лучшую, чем у российских колпачков, резину на фоне никуда не годного крепления арматуры особого впечатления не произвела. Более серьезные испытания расставили все по местам. После ацетона эластичность сохранили только импортные изделия - отечественные несколько затвердели. Старение в горячем воздухе благополучно перенесли немецкие SM, французские "Элринг" и "Гётце", те, что настоящие. Тот же результат при испытаниях в концентрированной азотной кислоте: трое иностранцев выжили, двое россиян погибли. Промежуточное положение заня-43.6% 46,1%SM, Германия 'Элринг', Франция "Гётце", Германия3 882,19 2,31 2,2589,8% эластичны 62,7% эластичны 85,8% эластичныэластичны эластичны эластичны+0,11% эластичны -0,08% эластичны +0,09% эластичны46,7% 34,9% 35.2%64ЗР 8/99