128
129
Ы.ШАлмого" две щеки, а у "десятого" - одна. По их количеству рычаги легко "вычислить". Еще раз напоминаем, что шток и рычаг ставят в комплекте со своим механизмом выбора и переключения. Шток пятой передачи. 21083- и 2110-, оба - -1702098. Отличаются допусками в изготовлении, на вид неразличимы и полностью взаимозаменяемы. Вилка пятой передачи. 21081702030 и 2110-1702036 (фото 12).Вилки пятой передачи 2110- (с лыской) и 2108-.*-mifj^mymnРаньше я верил во всемогущество профессионалов фирменного автосервиса, наивно полагая, что те, кто ремонтируют иномарки, умеют не только крутить гайки, но и шевелить мозгами... Георгий ЗАБРОДИНПокупая первую иномарку, мы обычно не питаем иллюзий, что сможем ремонтировать ее самостоятельно, как "старые добрые" "Жигули". Осваивать премудрости инжекторных систем питания, бортовой электроники или, скажем, вклейки стекол, наверное, нерационально - специалист (если он действительно таковым является) сделает быстрее и лучше. А потому, отправившись в Голландию за автомобилем. я выбирал там машину не из тех, что попроще, а скорее наоборот - с дополнитепьными "примочками" да порезвее. Одна из таких мне и приглянулась "Вольво-460 Турбо", 1990 года выпуска с мотором 120 л. с. и максимальной скоростью 200 км/ч. Купип, пригнал домой, растаможил и первые полгода катался только в удовольствие. Несмотря на 160 тыс. км пробега, состояние машины казалось идеальным. Если бы... Вскоре началось малоприятное. Вначале изредка, а потом все чаще и чаще стал отказывать турбонаддув - даже при полностью открытом дросселе и высоких оборотах коленвала давление не превышапо 1/3 от максимапьного по шкале манометра. Машина, естественно, стала тупая - от былой прыти остались воспоминания. О том. чтобы самому лезть в двигатель и искать неисправность, не быпо и мысли - как и всякий благовоспитанный владелец иномарки, я поехал на СТО. Причем на самую что ни на есть фирменную и именитую - от официального дилера "Вольво". Автомобиль загнали в ремзону. а мне любезно посоветовали поездить недепьку на другой... (Простите, на какой такой другой?! У меня что - свой автопарк?..) Тогда я еще не знал про так называемый метод второй машины, практикуемый иномарочными СТО Москвы. Оказывается, наши сервисмены могут определить причину неполадки (и то не всегда), только... подсмотрев, как работает данная система на исправной машине этой же модели. Ждать, пока такая заедет на сервис, порой приходится подолгу - депо случая. Мне, видимо, не повезло - все прочие владельцы турбонаддувных "вольво" оказапись умнее и всю неделю держались подальше от "подготовленных в Европе специалистов". Поэтому машину я получил в том же состоянии, что и сдал, заплатив круглую сумму за диагностику. Доказывать что-либо мастеру приемки, вручившему мне распечатку заключения, что с машиной все в порядке, быпо бесполезно, но, увы, только с такими "белыми воротничками" за компьютерами приходится общаться клиентам СТО. Однако мне все же удапось поговорить непосредственно с механиком, и в приватной беседе он признал, что турбина действительно не работает. И тут же расписался в своей полной безграмотности. заявив: "Такая же "Вольво", но без наддува развивает по паспорту 102 л. с , а твоя должна 120. Тебе очень нужны эти лишние 18 сил?" Я не стал объяснять "профессионалу", что мой мотор потерял гораздо больше, ведь его степень сжатия не 10,0, как у безнаддувного, а всего 8,1, да и насосное колесо неработающего компрессора перегораживает поток воздуха во впускном коллекторе... Субъективно, моя "Вольво" стала тупее "Жигулей", и мириться с этим я не собирался. Поехал на другую, не менее известную среди владельцев "вольво" СТО. где после трех дней отстоя машины мне авторитетно заявили, что полетел турбокомпрессор и предложили заказать новый за $1000. Вежливо отказавшись, намекаю, что неплохо бы починить родную турбину, дескать, заменить узел целиком и дурак сможет. "Специалисты" тут же подтвердили, что это как раз к ним и относится: "МЫ НИКОГДА И НИЧЕГО НЕ РЕМОНТИРУЕМ, а топько меняем".... Поняв, что традиционный автосервис тут бессилен, а мой случай наукой не описан. решил обратиться к знахарям, которые, как явствует из объявлений в газетах, заговаривают любые неисправности любых автомобилей. Увы. и эта ниточка последней надежды оборвалась. Как выяснилось. гаражные кудесники заманивают клиентов лишь затем, чтобы выбрать из них удобных, подвергая щедро оплаченному ремонту только те иномарки, у которых,JОтличаются только лыской на "десятой" вилке. Своеобразным ограничителем применения вилки служит задняя крышка КП. Если она с сапуном (21083-), то вилка может быть любой. "Десятая" крышка (без сапуна) требует установки только "десятой" вилки. Специально для умельцев: "восьмую" вилку, сделав на ней лыску напильником, легко превратить в "десятую". Привод спидометра. Этот узел в "переднеприводной" коробке передач установлен "после" главной пары, и поэтому от ее передаточного числа его показания не зависят. Главное в этом узле - пара "валшестерня". Их две: 21083- и 2110-. Передаточное отношение - 21:12 для "восемьдесят третьего" и 20:11 -для "десятого". Кроме количества зубьев, валы отличаются конфигурацией лыски: у 21083- две четко выраженные грани, у 2110- их четыре. Взаимозаменяемы, но только комплектами "вал-шестерня". При этом следует учитывать дополнительную погрешность в показаниях - около 4%, поэтому взаимозаменяемость здесь только механическая. В заключение рассмотрим конкретный пример и ответим на часто встречающийся в читательских письмах вопрос: как быть, если треснул картер коробки передач 21083-. а в продаже есть только "девятый"? В этом случае к новому (2109- или 2110-) картеру коробки придется покупать еще и "девятый" картер сцепления. На этом можно и остановиться, заглушив ненужный сапун в задней крышке КП. Тем. кто решил сделать все "по-настоящему", резонно купить еще и "десятую" заднюю крышку КП с соответствующей вилкой пятой передачи или подпилить имеющуюся 2108- и заменить прежний кронштейн троса сцепления на новый 2109-. Особенности ныне существующих коробок передач, их различия, применимость и т.д. представлены в табл. 1-5.Ш^1128ЗР 8/99 s)i A*rV*ЛПосле первой же понапример, выскочил высоковольтный провод из бобины или, скажем, кончился бензин в баке. Клиенту, разумеется, истинную причину неполадки не сообщают. Впрочем, убытков от кустарей все же меньше, чем от фирменных СТО, поскольку они не берут денег за так называемую диагностику, благородно отпуская несостоявшихся клиентов на все четыре стороны. Мои визиты к трем таким талантливым одиночкам прошли по одному и тому же сценарию: короткий осмотр подкапотного пространства с предельно сосредоточенным выражением лица, боязливое подергивание проводков и трубочек (как бы ничего не сломать!) и с досадой в голосе заключение: "Это тебе, командир, никто не сделает". Л•Мое состояние безысходности и отчаяния продолжалось недели две. после чего наступил неожиданный творческий подъем: Если не я, то кто?". Засел за умные книжки. изучил принципы работы различных систем турбонаддува и стал экспериментировать. Как оказалось, на моей "Вольво" стоит компрессор с пневмоэлектронным управлением давления наддува. Его производительность выбрана с большим запасом, чтобы давления хватало на низких оборотах, а на высоких его ограничивает заслонка в выпускном коллекторе, направляя поток газов в обход турбины. По- В отон - хомутик, сэкономивший мне $2200... ворачивает заслонку на требуемый угол тяга специального пневмоэле- залась мне великоватой, даже если покумента, управляемого разрежением от впупать контроллер не в техцентре фирмы, а в скного коллектора через эпектроклапан. магазине по его обычной цене - $800. Не Последний приоткрывается импульсами проще ли переставить на пять минут конттока частотой 128 Гц от главного контролроллер с другой такой же "Вольво"? Именно это яи сделал. Увы, турбина нормально не лера работы двигателя.пытки проверить исправность самого компрессора, закрепив заслонку в открытом положении проволокой, турбина заработала на полную мощность, манометр зашкалило. а машина стала разгоняться, как дрегстер, шлифуя колесами асфальт! Ну почему эти бездари не сделали то же самое в течение недели?! Вторая попытка: проволоку убираю, а на пневмоклапан подаю 12 вольт в обход контроллера. И вновь спортивный рев мотора со свистом шин на пике ускорения... Ну что, значит все дело в контроллере? Прибор "бошевский" и. стало быть, в представительстве этой знаменитой фирмы его смогут прозвонить на стенде, определив неисправность. Мечты, мечты... Может, в европейских филиалах "Роберт Бош" действительно проверяют и чинят, но в московском, в основном, торгуют деталями. О диагностике и речи не было - мне предложили просто купить у них за $1200 новый контроллер и посмотреть, помогло или нет... Старая-старая песня... Когда-то давно именно с этой целью мне рекомендовали купить за 6 рублей "москвичовскую" бобину... На этот раз цена эксперимента пока-заработала, что меня огорчило и обрадовало одновременно. Причина неисправности не найдена - это, конечно, плохо, но сэкономленные 800 "баксов" согревали душу... Однако с компрессором надо было что-то делать. Ездить без наддува неприятно и нелогично (зачем, спрашивается. тогда покупал иномарку), а с ним, но без ограничителя давления - просто невозможно - на высоких оборотах движок пойдет вразнос. Решение созрело само собой: минусовый вывод обмотки электроклапана замкнуть на "массу" в обход контроллера, чтобы клапан был всегда открыт, а резиновую трубочку, подающую разрежение на пневмопривод заслонки коллектора, частично перетянуть червячным хомутиком так, чтобы максимальное давление наддува не превышало номинального значения. Теперь работа турбонаддува практически полностью восстановлена и по сравнению со штатным вариантом у нее лишь два маленьких недостатка: изредка возникающая детонация и необходимость время от времени регулировать затяжку хомутика - система стала чувствительна к загрязнению воздушного фильтра. После замены фильтра на новый провожу повторную регулировку максимального давления. В результате - "Вольво" резво разгоняется до паспортных 200 км/ч и топлива расходует не больше, чем положено. Так что особой необходимости копаться в ее электронной начинке, пытаясь восстановить штатную систему управления давлением, у меня нет. Мораль сей истории такова: если с машиной что-то непонятное, не надейтесь на сервис - он способен устранить лишь описанные в инструкциях неисправности и шарахается от любой умственной работы. А главное - не верьте доморощенным диагностам и не спешите расставаться с деньгами - в большинстве случаев траты будут напрасными. Вместо того, чтобы выбросить на ветер $2200 за турбину и контроллер (еще немного добавить - и как раз цена моей "Вольво"!), ничего этим не исправив, я обошелся всего двумя рублями за хомутик и привел машину в порядок. Еще примеры нужны?ЗР 8/99129