142
143
ОСНАСТКАДЛЯ РЕМОНТА КАРДАННОГО ШАРНИРА "ЖИГУЛЕЙ"очистите от грязи и ржавчины отверстия в проушинах шарниров и канавки под кольца. По мере обмятия канавок расстояние между их наружными стенками для каждой пары соосных отверстий не должно превысить 64,36 мм, иначе даОбычная для владельца "Жигулей" работа, которую многие называют же при самых толстых стопорных кольцах (1,62 "заменой крестовин", требует от исполнителя не только соответствующей мм) не удастся обеспечить треквалификации, но и соответствующих приспособлений. В противном буемый осевой зазор крестовины - в пределах 0,01-0,04 мм. Больший зазор случае возможны дорогостоящие ошибки. сделает негерметичными уплотнения Рассказывает Валентин ГРИГОРЬЕВ. подшипников. (Напомним: стопорные кольца поставляют толщиной от 1,50 до Как правило, ремонт карданного нуть вал к исходному, отбалансирован1,62 мм "шагом" через 0,03 мм.) Заметьте: при выпрессовке подшарнира сводится к замене крестовины ному состоянию в условиях гаража дос игольчатыми подшипниками и их упвольно сложно - придется эксперименшипника 4 (см. рис. 1) вниз, к центру лотнениями. Шарнир полностью разбитировать с четырьмя вариантами его шарнира, вместе с ним перемещается рают, выпрессовывая подшипники. Эта сборки. Или, что ничуть не проще, девся крестовина со второй вилкой (гориоперация - если исходить из принципа лать специальный стенд для контроля зонтальной, на рисунке не показанной). После того как верхний подшипник "ломать - не строить!" - многим кажется балансировки. самой простой, тем более что иногда - Прежде чем приступать к разборвыйдет из проушины, снимите его с шишарнир можно моментально разобрать ке, очистите от грязи и ржавчины выпа крестовины - и у вас появится возизвестным (варварским!) способом ударяя вилками о край стальной эстакады. Если подшипники сидят в проушинах почти без натяга (как правило. после неоднократных и безграмотных "ремонтов"), то при ударе они запросто вылетают вон - и дело сделано! При нормальной же посадке, то есть с натягом 0,005-0,038 мм, их приходится выпрессовывать. Дело может осложнить коррозия деталей - и порой выпрессовка требует таких усилий, каковые не всякий пресс выдержит. Между прочим, приспособление, с которым мы познакомили вас в августовском номере журнала за 1996 год, потребовалось основательно усилить. Последний вариант вы видите на рисунках. Кстати, даже работая подобным приспособлением (не говоря уже о молотке и выколотках), полезно помнить следующее: - До разборки любым надежным способом, например краской, отметьте исходные положения вилок карданных шарниров, чтобы после замены деталей новыми взаимное положение всех трех частей карданного вала сохранилось, Дело в том, что вал отбалансирован в собранном виде, после чего перестановка его составляющих может привести к росту вибраций на высоких оборотах - и тогда на самых "ходовых" скоростях на высшей передаче карданный вал сильно гудит. Между прочим, подобная ошибка - не редкость. Если вилки не были помечены и вибрации действительно возросли, то после этого верступающие из проушин поверхности подшипников, иначе при их выпрессовке (рис. 1) ржавчина может резко увеличить нагрузки на приспособление. Любым способом отметьте, в какой канавке стояло каждое стопорное кольцо, чтобы при сборке кольца попали на их прежние места. Снимая кольца, особенно когда нет специальных клещей, остерегайтесь чрезмерно их деформировать - они легко ломаются. Сняв стопорные кольца, тщательноможность извлечь крестовину из нижнего подшипника, тем самым полностью отсоединив первую вилку от шарнира. Остается выпрессовать из нее (снова к центру вилки!) оставшийся нижний подшипник. Некоторые, "перестаравшись", пытаются сразу выпрессовать оба подшипника, не думая, что при этом гарантированно сминаются ("на выброс") обоймы уплотнителей оставшихся подшипников. СвоимиСлламн 10142ЗР 8/99 Если при каких-то манипуляциях один из подшипников окажется смещен в отверстии проушины к центру вилки, выпрессовывать его в обратном направлении не следует. Кстати, таким образом кое-кто пытается "запрессовывать" новые подшипники! Со стороны донышка подшипник не имеет заходной фаски, вилка же (см. рис. 1) в продольном се-опасными "подходящими" ключами-головками. Порядок действий с нашим приспособлением таков (рис. 2). Установив на шипы крестовины 2 уплотнения, 1 1 вводим ее в вилку 3, g после чего на верхний J шип устанавливаем g подшипник 4. (Наденемся, что внутри достаточно смазки и все иглы на своих местах.) Теперь, поддерживая крестовину винтом-упором 1в верхнем положении, винтом 5 прижимаем подшипник к торцу верхнего шипа крестовины. Это избавляет от многим известной беды, когда при работе молотком хотя бы одна игла, выпав, встает "наперекос" и при дальнейшей запрессовке дело доходит даже до по-рой подшипник. Затем еще дважды выполняем эту операцию на другой вилке. Некоторым, вероятно, покажется более приемлемым работать, закрепив приспособление в надежных тисках. В этом случае к скобе 7 приспособления стоит приварить планку 8 (см. рис. 1). После сборки шарнира полезно сделать следующее. Чтобы исчезли лишние зазоры между подшипниками и стопорными кольцами, вилки "обстукиваем" молотком с пластмассовым бойком так, чтобы усилие от одной вилки передавалось на подшипники другой и наоборот. Одновременно появятся зазоры между торцами шипов и донышками подшипников - при этом смазка в сверлениях шипов тоже включится в работу. Особое внимание - стопорным кольцам, их собственной надежности (деформации, изломы и ржавчина недопустимы) и надежности их посадки в канавках. В некоторых случаях кольца, при несерьезном к ним отношении, вылетали из своих канавок и крестовина под действием инерционных сил, вызванных вращением карданного вала и вибрациями, сдвигала освободившийся подшипник на 1,5 мм и больше. Задний карданный шарнир становился при этом источником сильного гула, который невозможно не услышать. Передний карданный шарнир шумит слабее.Многие, заменяя крестовины, пользуются подручными средствами. Скажем, автослесари-профессионалы очень ловко управляются одним лишь молотком. Как ни странно, такое больше оправдано именно для них, чем для вас! Обслуживая ежедневно множество автомобилей, человек способен приобретать исключительные навыки мир не без виртуозов! Но технология не может быть массовой, если основана Рис. 2. Запрессовка подшипника карданного шарнира: 1 на чьих-то исключительных талантах, винт-упор; 2 - крестовина; 3 - вилка; 4 - подшипник; 5 - винт; доступных далеко не многим... Нео6 - гайка; 7 - скоба; 8 - планка; 9 - гайка; 10 - вороток. пытный же автолюбитель, действуя примерно таким же молотком, в луччении клинообразная, поэтому при таломки подшипника. Вам же остается, шем случае портит детали, а в худшем кой "запрессовке" подшипник перекапостепенно отворачивая винт 1, винтом - калечится сам. Мы показали, как эту шивается и начинает снимать стружку 5 запрессовывать в вилку подшипник. работу можно сделать без какого-либо со стенок отверстия проушины. И вилка Когда он, продвигаясь в отверстие прориска для рук, глаз или кошелька... - и приходит в негодность. ушины, освободит канавку, запрессовку при этом гарантировать такое ее качеЗапрессовка новых подшипников - прекращаем и устанавливаем стопорство, которым многие представители наиболее ответственная часть работы, и ное кольцо. Теперь, прижимая крестосегодняшнего "сервиса" ударники молнеопытный механик может наделать вину к запрессованному подшипнику, ниеносного труда, похвастаться не моздесь ошибок, особенно если применяперевертываем вилку на 180° (постагут. Им же не важно, как долго еще ет подручный инструмент - традиционравшись не помять при этом обоймы прослужит ваш карданный вал - на худой конец, к ним вы приедете и для ный молоток и примитивные выколотки, уплотнений!). часто заменяемые неудобными и даже Аналогично запрессовываем втополной его замены! СвоимиСиламиЗР 8/99143