84
85
СМОТРИТЕ, КТО ПРИЕХАЛ"ПОБЕДА" И ПОБЕДЫ ИСПЫТАТЕЛЯ ЛАПТЕВАОдному из старейших российских автомобилистов испытателю и ученому - исполняется 90 лет.Игорь МОРЖАРЕТТО. Фото Владимира Урусова и из архива С. Лаптева Когда он появился на свет, автомобиль в его родном С. А. Лаптев на подножке ГАЗ-М-1 (1933 г. заметьте, облицовка машины еще от ГАЗ-А). Томске был диковинкой, а о том, что существует такая штука, как аэроплан, вообще знали немногие. Всю свою жизнь он посвятил автомобилям, и не было в нашей стране в те годы, наверное, ни одной марки легкового или грузового автомобиля, к которой не имел бы отношения заслуженный машиностроитель РСФСР, лауреат премии Совета Министров СССР Сергей Александрович Лаптев. И сегодня, в канун своего юбилея, он бодр, энергичен и охотно делится воспоминаниями.- А что, Сергей Александрович, можете припомнить, какие во времена ва-И сейчас вошего детства были в Томске автомобили? дите машину? - Конечно. Импортные. Хорошо помню - Сейчас в грузовики "Бюссинг", а где-то году в двадэтом нет необходицать шестом закупили партию автобусов мости - это раньше "Лянча". Тогда в городе было организовано каждую неделю в автобусное сообщение - до этого пассажиДмитров на полиров развозили только извозчики. гон ездил (больше двадцати лет там - И, видимо, так эти "бюссинги" вас отработал!), а сегопотрясли, что, нарушив семейные традня по Москве не диции, вы решили стать инженером-авезда, а сплошное томобилестроителем ? - Отец мой был военным врачом и циализации тогда не было, называлась - мучение, так что катаюсь на метро. Но какая вместе с мамой - она была сестрой мило"силовые установки". Затем появилась у меня была "Победа"! Я ее приобрел в 1955 сердия - участвовал в русско-японской "легкие двигатели внутреннего сгорания'' и году, на работу и обратно гонял, а летом с войне. Позже, за личное мужество во врелишь потом - "автомобили". Я был в персемьей путешествовали по стране. Больше мя первой мировой войны отца наградили вой группе студентов-автомобилистов, вытридцати лет она мне верой и правдой слуорденом Святого Владимира с мечами. пущенной в декабре 1930 года. Распредежила и, заметьте, - без капитального ремонВрачом по традиции стала и моя старшая лили меня в объединение "Авторемснаб", та. В 1986 году я подарил ее Политехничесестра. А меня медицина никогда не интеа через два года перешел в Научный авскому музею. С тех пор она стоит там для ресовала - тянуло к машинам. Правда, дототракторный институт (НАТИ, потом - всеобщего обозрения в автомобильном отдектором я стал, но... технических наук. И - НАМИ), где и проработал больше полувека. ле. Вот какие машины у нас делали... не удивляйтесь - совсем недавно, в про- Вы помните первый автомобиль, - Сергей Александрович, войну вы нашлом году. Немного не дотянул до 90-леза руль которого сели? чали, работая на оборонном заводе, кототия. А то бы сразу можно было отметить - В 1928 году я был в Москве, на прарый выпускал снаряды для "катюш". И два события. Но это так, к слову. В 1926-м ктике на заводе им. Сталина (ЗИС). Там и вдруг в 1942 году вы уже занимаетесь орпоступил в Сибирский (Томский) технолонаучился водить машину. Это был какой- ганизацией производства автомобилей... гический институт на механический фато пикап. представительского класса! Кому они нужкультет. Естественно, автомобильной спе- Сложно было получить "права"? ны были в год Сталинградской битвы?- Что вы! Два часа практических занятий - и ты "шофер". Это сейчас надо несколько недель заниматься с инструктором, прежде чем допустят к экзаменам. И то без гарантии, что вы их сдадите. А уж когда работал в НАМИ, сдал экзамены на водителя 1 -го класса "с правом управления автомобилями и автобусами всех видов". Так что в отличие от многих инженеров-испытателей "по штатному расписанию", которые ездят с любительскими "правами", я - профессионал с 1930 года.84ЗР 8/99 - За вашу долгую жизнь, наверное, приходилось встречать многих известных людей? - Конечно, случалось. Учился в Том-Дороги у нас в стране, мягко говоске вместе с известным писателем-фанта- Существует легенда, что Сталинря, специфические. И это - сегодня. А в стом Александром Казанцевым, работал в НАМИ с будущим драматургом Самуилом 0однажды увидел автомобиль "Пакте годы... кард", после чего вызвал якобы Лиха- Вот мы и старались, чтобы машины Алешиным, отдыхал в Сочи с Леонидом чева и дал тому задание: сделайте, мол,были приспособлены именно для таких доУтесовым, на советской индустриальной такой же! "Зачем такой же, мы можем рог. Хотя... Вспоминаю государственные выставке в Лондоне познакомился с Юрилучше, Иосиф Виссарионович!" - "Лучиспытания тяжелых грузовиков Ярославем Гагариным. Конечно же, хорошо знал ше не надо, - строго сказал вождь. - ского и Минского заводов "в разнообразмногих известных наших ученых и констСделайте такой же!" ных дорожно-климатических условиях" Серукторов автомобильной техники (горжусь - Может, так оно и было - не знаю. За верного Кавказа в 1949 году. Тогда там тем, что работал с академиком Евгением образец для ЗИС-110 мы действительно бра"разнообразия" было более чем достаточ- Алексеевичем Чудаковым), руководящих ли американский "Паккард" (правда, внесли при этом немало поочен ли КамАЗ? (Полигон, начало 70-х). изменений в конструкцию), а ЗИС-101 и ленинградский образец семиместного автомобиля Л-1 в свое время "срисовали" с "Бюика". - Работа над представительским автомобилем в СССР была строго засекречена? - Нет. Пока мы его созда_вали - никакого грифа секретности не было. Это уже позже производство таких автомобилей окружили завесой тайны и для входа в цех № 6 нужен был специальный допуск. Но опять же - секретной на самом деле была только схема бронирования ЗИС-110. но. Не забуду старый деревянный мост че- Приезжал ли кто-то из высших ру­рез реку Зеленчук (не помню только Большой или Малый). Стоим мы перед ним, ководителей страны "принимать" автодумаем: выдержит - не выдержит. Ведь у мобиль? - На завод - нет, хотя машину, конечнас грузовики - каждый тонн на пятнадно же, возили в Кремль, показывали. Там цать, а с прицепом все двадцать пять буона понравилась, а дальше были государдут! Решили рискнуть. Машины пропускали ственные испытания. Понятно, проходили через мост по одной, и в кабине оставался они по куда более строгой схеме, чем только водитель, причем с открытой двеобычно. Да и "покупатели" были из серьезрью и одна нога - на подножке. Как на Ланого учреждения - ГОН (гаража особого доге во время блокады Ленинграда. Мост выдержал, хотя несколько полусгнивших назначения), так что сами понимаете. - Вы испытывали автомобили с досок и даже целые щиты попадали в реку. - А вообще - опасна профессия ис1932 года, участвовали во многих автопытателя автомобилей? Яьпробегах... - Мне этот вопрос часто задавали, и - Было дело. Правда, не в самом знаработников автопрома. - Сергей Александрович, автомобиль - ваша главная страсть в жизни. А чем вы еще увлекаетесь? - Прежде всего - шахматами. В молодые годы коллекционировал почтовые марки, играл в теннис и футбол. Потом стал собирать старинные книги. Теперь у меня в коллекции немало редких изданий, в основном - прошлого века. - И еще вы - член Союза журналистов России... - Начинал яс заметок в школьной газете, потом были многочисленные научные публикации, статьи в центральных газетах и журналах. Первый мой очерк в журнале "За рулем" - "В городах и на дорогах Англии" - был напечатан в двух номерах 1958 года. Так что стаж нашего сотрудничества - больше 40 лет! Особенно мне дорога публикация о первом главном редакторе "За рулем" - Валериане Осинском (Оболенском) - человеке, который стоял у истоков автомобилизации России. В августе 1999 года Сергею Александровичу Лаптеву исполняется 90 лет. Редакция ЗР поздравляет с юбилеем своего давнего автора, желает ему многих лет бодрости, здоровья и служения отечественному автомобилестроению.- Ко мне обратился Андрей Николаевич Островцов (до этого он был главным конструктором АЗЛК) и сказал: есть указание лично товарища Сталина организовать на ЗИСе производство автомобилей высшего класса. До этого у нас серийно выпускали семиместный ЗИС-101, но он формально к высшему не относился. Приказ вождя, как понимаете, обсуждению не подлежал. Я сдал дела на оборонном заводе, где был начальником конструкторско-технологического бюро и цеха боеприпасов. Да это что - с фронта нескольких человек отозвали! Сколотили небольшую, но очень сильную группу - человек двадцать. Я отвечал за испытания. Через четыре года мы машину сдали, и меня перевели в НАМИ.менитом Каракумском 1933 года. Для него только готовил первый отечественный трехосный автомобиль ГАЗ-НАТИ-30. А вот в следующем - "дизельном" пробеге 1934 года по маршруту Москва - Харьков - Ростов - Орджоникидзе - Тифлис и обратно участвовал. Потом проехал сотни тысяч километров по стране в качестве члена государственных комиссий по приемочным испытаниям ЯАЗ-200, МАЗ-205, ЗИС-110, ГАЗ-13 "Чайка", ГАЗ-24 "Волга" и других. Этот опыт потом очень пригодился, когда работал над монографиями: "О дорожных испытаниях автомобилей, "Автомобильные полигоны", учебником "Испытания автомобилей".всякий раз я отвечал: нет. Статистика свидетельствует: испытания автомобилей во много раз безопаснее по числу и тяжести ДТП, чем обычная езда по дорогам общего пользования. Во-первых, испытания проводят профессионалы высокого класса, во-вторых, на испытаниях создают такие условия для безопасности водителя, которые практически на обычных дорогах создать невозможно. Так что профессия испытателя автомобиля куда более безопасна, чем, скажем, просто водителя.ЗР 8/9985