131
133
Купив в 1928 году фирму "Опель", руководство концерна "Дженерал моторе" постепенно стало американизировать немецкие модели. Это касалось не только дизайна, но и элементов конструкции. В 1934-м начали выпуск "Опеля 2 литра". Двигатель автомобиль унаследовал от предшественника, но прежний нижнеклапанный агрегат объемом 1.8 л "раздуЭлектропневмоклапан: 1 - корпус; 2 - электрили" на 200 "кубиков", и теперь при 3300 ческие контакты; 3 - колпачок; 4 - фильтр. об/мин он развивал 36 л. с. Стремясь приЗа 110 тыс. км пробега мне пришлось дать этим недорогим машинам заокеанменять клапан всего один раз, потому что ский комфорт и одновременно заботясь об через каждые 5-10 тыс. км снимаю защитунификации узлов и агрегатов, "джиэмовный резиновый колпачок на торце клапана и цы" настояли на внедрении независимой смачиваю фильтр жидкостью типа WD-40 передней подвески "Дюбоне". На ней мы и (или двумя-тремя каплями масла прямо со остановимся чуть подробнее. щупа двигателя). Этого вполне достаточно. Балка моста с двумя шкворнями на Московская область, концах выглядела в точности так же, как иу Сергиев Посад А. ХОЛИН зависимой подвески. Только крепилась она не к пруВдали от жилья в лесу "кончился" гиджинам или рессоравлический привод сцепления на старам, а непосредстром "Москвиче". Починить его было не- венно к раме (или щ, возможно, поэтому вышли из положения подрамнику кузова). А вот те самые доступным способом. Под днищем машины отсоединили от шкворни соединяли рычага стояночного тормоза трос вместе сс балкой отнюдь не Шхаттподвески уравнителем и привязали их веревкой, чтообычные поворот- "Дюбоне"! 1 - корбы на дороге ни за что не цеплялись. Затем ные цапфы, а куда пус ; 2 ~ у шкит ' шкворня; 3 - рыстальной проволокой длиной около 50 см более сложную кон- чаг; 4 - игольчатый соединили рычаг стояночного тормоза с струкцию. Выгляде- подшипник; 5 - пружина; 6-шток поршвилкой выключения сцепления. Теперь ла она так (см. рис.). „ „ ; 7 _ клапаны. муфтой сцепления можно было управлять. Двуплечий (!) рычаг поднимая рычаг вверх (сцепление выклюподвески с одной стороны завершался осью чено) и опуская вниз (включено). Получиколеса, а другой выходил в цилиндрический лось что надо - без труда доехали до дома. корпус размером с крупную консервную банСеверодвинск А. ГАДУЛИН ку (естественно, более толстостенный). Внутри корпуса располагалась пружина, в чашку которой и упирался рычаг, Вся полость Рычажки включения указателей повобыла заполнена маслом, но не только затем, рота и дальнего света в подрулевом перечтобы смазывать игольчатые подшипники ключателе "Волги" ГАЗ-3110 нередко ломаютоси рычага. Оно одновременно служило ся. особенно зимой. Чтобы этого не случиамортизаторной жидкостью: внутри пружилось, я залил в полости с внутренней их стоны монтировали поршень (шток связывал роны эпоксидный клей. Теперь рычажок не его с чашкой пружины) и трубку-цилиндр сР сломать, даже когда переключатель заедает. двумя клапанами. Таким образом, узел совМончегорск В. ГАСАНОВ мещал в себе и упругий, и амортизирующийВ "Жигулях" с завидной регулярностью перестает работать система ЭПХХ окисляется (ржавеет) сердечник электроклапана. При каждом закрытии кпапана в корпус поступает немного горячего и порой влажного воздуха из подкапотного пространства, а фильтр из войлока, расположенный на направляющей соленоида, не в состоянии долго задерживать влагу. Поэтому на многих автомобилях с этой системой через 10-15 тыс, км клапан отказывает. Тогда водители соединяют экономайзер холостого хода со всасывающим коллектором напрямую. минуя злополучный клапан. А зря.ДЮ5(Ж\(0 С JVJ Of] OAVJtСергей КАНУННИКОВ. Фото Владимира Трусова"Опель 2 литра", 1937 г.Немецкое качество на американской подвеске.элементы подвески. А теперь посмотрите: в этой конструкции к неподрессоренным массам. кроме собственно копеса и тормозных механизмов, можно отнести лишь единственный кованый рычаг! Даже рулевая тяга, прикрепленная непосредственно к цилиндру-корпусу, на неровностях дороги не перемещалась. Непривычно были решены и тормоза автомобиля. Тормозной щит соединялся с цапфой не болтами, как на большинстве других машин, а опирался на нее... через подшипник! Усилие же воспринимал дополнительный реактивный рычаг, параллельный рычагу подвески. Крепился он все к тому же цилиндру. Такое решение позволяло сохранять вертикальное положение щита при ходе подвески и, что более важно, почти исключить клевки машины при резком торможении. Подвеска "Дюбоне" обеспечивала приличную плавность хода, была компактна,достаточно проста в производстве и эксплуатации. Ее ставили на автомобили еще одного дочернего предприятия "Джи-Эм" английские "воксхолльГ. а в несколько измененном виде - на "шевроле" и "понтиаки". Наши автомобилисты-ветераны хорошо помнят эту конструкцию. Не только по трофейным "опелям', но и по "Москвичу400" - копии предвоенного "Кадета". На отечественном бездорожье заокеанская конструкция зарекомендовала себя прочной и надежной, а вместо официального "подвеска Дюбоне" ее частенько по-домашнему называли "подвеской на поросятах".ЗР 8/99131 NS AU ISJ* ~Ш Ц <йвймШн^там^