118
119
k*i,AK4tiHLL\Jjojгш\ о i ил ог1•Многие полагают, что качество ремонта разбитого автомобиля определяется по принципу - чтоб было незаметно. Между тем, куда важнее вернуть ему исходную пространственную форму. Специалисты называют это восстановлением геометрических размеров кузова.Евгений БОРИСЕНКОВ Каких только историй не услышишь от бывалых автомобилистов, в том числе ио том, как опасно покупать на рынке подержанную машину. Скажем, наткнуться на экземпляр, восстановленный после серьезной аварии. За сверкающими свежей краской панелями может скрываться... перекошенный кузов. Такой шедевр косметического ремонта, словно лошадь деда Щукаря, охотнее всего ездит по кругу, чему способствует непараллельность передней и задней осей. Эта же неприятность подстерегает наивных частников, доверивших ремонт своего любимца первой попавшейся мастерской. Даже наличие стапеля - еще не гарантия. Порой, экономя на погнутом рычаге подвески, деформацию компенсируют перетяжкой лонжерона на нужную величину, и вся геометрия автомобиля попадает в зависимость от этой грошовой запчасти. Конечно, косвенно оценить точность восстановления можно по сходу-развалу. Нужно, правда, найти подходящий стенд. Но здесь только констатируют факт, не более. А там снова гони монету. Разумеется, далеко не все жестянщики - бездарные рвачи и хапуги. Среди них немало истинных мастеров своего дела. Но даже призвание от Бога не позволит уловить на глазок не совпадающие на 2-3 мм размеры. А ведь это уже недопустимо. Вот знающие люди и считают: если в аварии пострадал пол или ушли лонжероны, то после ремонта от автомобиля надо как можно быстрее избавиться. Совсем недавно я был того же мнения... В другую веру меня обратил сосед, водитель служебной "Ауди-А8". Машина попала в небольшую, как казалось на первый взгляд, аварию, но пало подозрение на то, что деформировался кузов. Фирмавладелец разыскала СТО. где пообещалиприспособления, так называемые джиги, никакой мастерской не по карману. Один комплект тянет на 3-11 тыс. долларов при цене самого стапеля 18 тысяч. В 1985 году другая фирма "Би-БиЭм" (ВВМ) предложила универсальную схему. Громоздкие наборы кронштейнов заменили одним универсальным, сопроводив его технологическими картами для каждой конкретной модели с указанием точек крепления, используемых приспособлений и контрольных размеров. Есть они и для всех моделей ВАЗа. 4сделать ремонт с проверкой и, при необходимости, стопроцентным (!) восстановлением геометрии кузова. Такое смелое обещание заинтриговало. Я напросился к соседу в напарники, и следующим утром мы отправились в Михайловский проезд к "Автоспеццентру". Как оказалось, это самый крупный в России специализированный техцентр "Ауди", где, как уверяла реклама. мастерам, прошедшим подготовку в Германии. по плечу кузовной ремонт любой степени сложности. Как это делается, мы увидели, присутствуя при ремонте "Ауди". Кузов правят здесь по шаблону. За границей этот метод известен с середины семидесятых. Тогда для ремонта дорогих моделей фирма "Чилет" (Celette) предложила использовать жесткую пространственную измерительную систему, прикрепляемую прямо к кузову автомобиля. Но покупать для каждой марки машины своиК нам в страну это оборудование попало стараниями ЗАО "Сфера-Сервис" единственного официального его поставщика. Титул "официальный" означает, что кроме прочего стенд вкупе с остальным оборудованием сертифицирован в России, а стало быть, соответствует назначению и безопасен. К слову сказать, покупателю предложат монтаж, гарантийный и послегарантийный ремонт, обновление дважды в год информационной базы и обучение персонала. Цена - около 45 тысяч долларов - для гаражного "профи" неподъемна, а для специализированной мастерской - приемлема, Вот на такой стенд марки ZIP BENCH и взгромоздили горемычную "Ауди". Чтобы выставить автомобиль по контрольным точкам, в арсенале есть пять траверс (мощных стальных поперечин) и двигающиеся по ним десять базовых блоков (опор). В блоки, в свою очередь, вставля-118ЗР 8/99 Liются колонки (цилиндры трех типоразмеров с "набалдашниками"), закрепляемые на нужной высоте, а к ним крепятся кронштейны. соединяемые с кузовом. Последние, к слову, с пожизненной гарантией. Собранная система с тремя степенями свободы перемещается в каждом направлении с точностью до миллиметра. Пока отсчет ведут вручную по встроенным шкалам, но не за горами внедрение электронной системы измерения. Поскольку на глаз повреждения нашей машины не казались значительными, контроль проделали по диагностической карте. От технологической она отличается тем, что до контрольных точек можно добраться, не снимая подвеску, коробку передач или двигатель. Одну траверсу закрепили на заднем подрамнике, другую - на переднем. Все подвижные элементы установили по координатам, указанным в карте. Чтобы при этом не нагружать измерительную систему, раму стапеля двигали вверх-вниз гидроцилиндрами, а автомобиль оставался висеть на двух стойках с поперечиной. И сразу выяснилось, что передняя левая точка ушла на 10 (!) мм. Вот вам и незначительный удар! А ведь к деформиромм. Последнее - установка стоек с линейкой для проверки стаканов амортизаторов. И здесь ощутимая деформация! Что ж, такова плата за безопасность. Мнущиеся лонжероны поглощают энергию удара, защищая людей в салоне от опасных перегрузок. Что и куда ушло - установлено. А как теперь все вернуть на прежние места? Для этого к стапелю прикрепили силовую стойку (по-простому - "гуся"). Она, как и все остальное, необычная. В привычной схеме гидроцилиндр, наклоняя стойку, тянет закрепленную к ней цепь. В соответствии с золотым правилом механики чем дальше цепь от цилиндра, тем меньше на ней усилие (выигрываешь в расстоянии, проигрываешь в силе). Кроме того, наклоняясь, стойка с цепью движется по дуге, изменяя направление силы. У "гуся" сила припожена прямо к цепи через блок, а значит, постоянна по величине и направлению. Величина немалая 10 тонн. Чтобы не оторвать кузов от стапеля. порой приходится применять специальные тиски из комплектов. В нашем случае, правда, они не пригодились. И все это не только для новых русских - проверка пюбого автомобиля зани-ЗАПЛАТИТЬ ВЫГОДНЕЕЕ1Собираясь в поездку по Европе на машине, примите в расчет расходы на платные дороги.Прежде всего уточним, что в развитых странах плату взимают лишь за проезд по скоростным автомагистралям. Эти дороги обозначены указателями со специальным символом (см. рис.) и называются по-англий-ЬLuски - Motorway, по-не мецки - Autobahn, пофранцузски - Autoroute, по-испански - Autopista, п о - и тал ья нски Autostrada. Во Франции, Италии и Испании действует покилометровая сиМеждународный стема оплаты. Тариф символ скоростдля легковых машин - ных автомагистралей. примерно $0,07 за километр (разумеется, в местной валюте). Автомагистрали вблизи крупных городов бесплатны, а все развязки платных дорог устроены так, что въехать на трассу или покинуть ее, минуя контрольно-пропускной пункт, невозможно. Последний представляет собой расширенный участок дороги со множеством турникетов, часть из которых - для легковых машин, часть - для грузовиков, а остальные - для проезда по специальным картам. Въезд на платную дорогу занимает 10-15 секунд - водитель через окно нажимает на кнопку, автомат выдает магнитный билет и шлагбаум поднимается. Чуть дольше- на выезде: кассир считывает с билета пройденное расстояние, принимает деньги и дает сдачу. О приближении таких постов на трассе извещают указатели, например во Франции - "Реаде", в Италии - "Alt Stazione" и т. д. Как показывает опыт, объезжать автомагистра-ванному вместе с кузовом подрамнику крепятся двигатель и подвеска. Следующий шаг - контроль положения передней части лонжеронов. Собрав по номерам в карте необходимые детали "конструктора", выявили смещение на 12мает пять часов и стоит примерно 200 долларов. Так что проверить геометрию не такое уж дорогое удовольствие. По крайней мере, в сравнении с возможными последствиями ее нарушения - там совсем другой счет.3P 8/99119