Ш'ИШ'ЛЭтим летом Серпуховскому автозаводу исполнилось 60 лет. Есть в отрасли предприятия и постарше, вот только не с подобной биографией. Чаще всего заводы изначально строили как автомобильные и таковыми они оставались всю свою трудовую жизнь. Не так было с СеАЗом. Его сохранившиеся поныне корпуса заложены в 1914 году русским фабрикантом Коншиным, как... богадельня для престарелых рабочих. Война и революция поставили на благотворительном замысле жирный крест, и здания простояли недостроенными, пока в России не возникла проблема детской беспризорщины. Многие, наверное, видели фильм "Путевка в жизнь". Так вот. в 1929 году здесь разместилась трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей. Перенеба посыпались фашистские бомбы, производство спешно эвакуировали, а оставшийся небольшой коллектив, вспомнив прошлое. стал делать солдатские ложки да подковы для кавалерийских частей. Позже на заводе было организовано восстановление разбитых трофейных мотоциклов. Война кончилась, а квалифицированные кадры на завод не вернулись. И долгие шесть лет он выпускал... велосипедные звонки, зато помногу - хватало на всю страну. Но. как говорится, не было бы счастья... После войны с фронта пришло немало инвалидов - требовалось специальное транспортное средство для них. Многие читатели. вероятно, помнят знаменитую трехколесную мотоколяску. В 1951 году ее делали почти как правительственный ЗИЛ: вручную облицовывали жестью, обстукивали киянкой. обваривали. За четыре-пять дней один (!) кузов был готов. Тем не менее популярность этой машины, несмотря на все очевидные недостатки, была велика. Производство развивалось, а к 1957 году совместно с НАМИ была разработана четырехколесная модель СЗА (фильм "Операция "Ы" вспоминаете?), которая, постепенно превратившись в СЗД, просуществовала на конвейере чуть ли не до... 1998 года. Может, так и не стал бы СМЗ автозаводом. но в 1987 году вошел в состав объединения "АвтоВАЗ". Теперь приступили к выпуску настоящего автомобиля - "Ока", пусть, в основном, и в инвалидной версии, с ручным управлением. С этого времени началось настоящее переоборудование производства. С ВАЗа пришли роботизированные сварочные линии, конвейеры, окрасочное оборудование. И делать бы СеАЗу до сих пор инвалидные автомобили, но тут грянула очередная российская революция с ее финансовыми кризисами, и государство не смогло больше дотировать производство бесплатных автомобилей. К чести руководства завода, оно нашло выход из сложной экономической ситуации - предприятие не остановилось, как многие в России, а. напротив, сумело в очередной раз обновить оборудование, приобрести современнейшую немецкую окрасочную камеру. новую сварочную линию. И сегодня с конвейеров СеАЗа сходит доступная по цене "Ока", в том числе тюнинговый вариант "Престиж". Не забыты и инвалиды. Вот только теперь машины им дают не бесплатно, а с зачетом стоимости... несуществующей в природе "виртуальной" мотоколяски.ПРОПАЛТакого на Украине еще не было. В июле цены бензина, державшиеся на уровне 25-35 центов за литр, взлетели выше одного доллара, а в Крыму достигли даже двух, что сделало его ловушкой для тысяч автотуристов. При этом на большинстве АЗС горючее вообще исчезло, а к немногим действовавшим выстроились километровые очереди... Беда настигла не только автомобилистов. На полях из-за нехватки топлива начало осыпаться зерно, гривна стала падать по отношению к доллару, предвещая рост и без того высоких цен на продукты питания и промтовары. Народ ждал выступления президента страны: почему такое случилось и на что надеяться? Но президент безмолвствовал. Безусловно, важной причиной событий стало подорожание горючего в России. ведь она для Украины - главный поставщик. Но российского фактора явно недостаточно для объяснения столь тяжких пос-но на пенсию пока рано. Все только начинается.Специалисты знали еще с начала 70-х, со времени основания ВАЗа: в башкирском городке Белебее построен современный завод, выпускающий крепежные изделия, шаровые пальцы, пружины и прочие "метизы" для автогиганта. "Автонормаль" оснастили. как не снилось не только советским, но и иным западным предприятиям такого профиля. АвтоВАЗ (читай - ФИАТ) обучил персонал, ввел свою систему контроля качества - и шаровые пальцы пошли в Тольятти, где на их основе делали шаровые опоры и рулевые тяги. Так бы оно и продолжалось: белебеевская продукция трудилась бы честно и скромно неприметной частью чьего-то изделия. Если бы не поворот экономики в сторону рынка. Выбор был такой: оставаться производителем частей целого и завязнуть в болоте взаимных неплатежей и зачетов или выпускать конечный продукт, который можно продать и выручить "настоящие" деньги. Не воспользоваться возможностью проявить самостоятельность. попытаться покорить рынок (с такими-то технологиями!) было бы грешно. И белебеевцы организовали дочернее предприятие - "Автокомплект", которое стало специализироваться на запасных частях. Конечно, в жизни все было сложнее. АвтоВАЗ сам делал шаровые опоры, и молодому предприятию потребовалось получать одобрение на свою продукцию от автозавода. Сначала в Тольятти испытали нижние шаровые опоры: тестироваливоспитывать ребят должен был общественно полезный труд, и в производственных цехах пацаны изготавливали алюминиевые ложки, детали арифмометров, токарные патроны. оборудование для шлифовки клапанов. Так продолжалось до 1939 года (с него, собственно, идет отсчет юбилейных лет), когда было принято решение об организации в Серпухове производства малолитражных мотоциклов МЛ-3 (125 см 3 , 3 л.с). Вот только оборудования для их выпуска не было, и все ограничилось несколькими десятками "наколеннособранных" в 1940 году мотоциклов. Но партия требовала "развивать производство", осваивать новую технику. К началу войны удалось выпустить 180 четырехтактных мотоциклов Л-8 (350 см3. 8 л. с). Когда с62ЗР 9/99