68
69
70
71
ЭКСПЕРТИЗА•*ш...,.Продолжаем сезонные испытания шин для легковых автомобилей (ЗР, 1998, № 9,10; 1999, № 3). Сегодня тестируем нешипованные зимние покрышки.Сергей МИШИН. Фото автора Мы опробовали двенадцать комплектов шин для легковых автомобилей самого распространенного в России размера 175/70. R13. Носителями выступали автомобили ВАЗ-2110. Вначале каждую покрышку тщательно осмотрели (нет ли явных дефектов?). обмерили, взвесили и. смонтировавна фирменные легкосплавные диски К&К'. отправили на 500-километровую обкатку. При определении продольных сцепных свойств шины учитывалась не только тормозная динамика (как для летних шин). но и интенсивность разгона. Тесты проводились отдельно на льду и на снегу. Замеряли тормозной путь ic блокировкой всех колес с 50 км/ч до полной остановки автомобиля) и время разгона (с места до 50 км/ч с максимально возможным ускорением). Дело в том. что пои разгоне и тооможенииЕдинственная среди испытуемых камерная покрышка. Ее протектор когда-то разработали в НИИШПе но в родных стенах эти шины больше не производят Крупные, без ламелеи. шашки, напоминающие снежинки. Крайние размечены для установки шипов. Единственное ярко выраженное зимнее' свойство этой шины - проходимость. Однако зимнюю ДОРОГ/ она держит немногим лучше Бл-85, но заметно шумнее и жестче, к тому же менее экономична Возможно, ошиповка заметно улучшит сцепные свойства SPT 4 на льду Без шипов использовать эту шину на скользких покрытиях мы не рекомендуемПроизводитель Максимальная скорость Глубина рисунка протектора Масса шины Кена в Москве" Цена/качество- Россия, Уральский шинный завод - 160 км/ч (индекс "Q") - 9.5-9,7 мм - 6,8 кг (без камеры) - 500 руб. -6,6 Высокая проходимость.-:•Низкие сцепные свойства на зимней дороге; невысокий уровень комфорта.•Цены на все шины теста-примерные, приведены на середину августа.68ЗР 9/99 128 очковЭта шина с самым узким протектором., округль1м плечом, с заходящей на него нарезкой Такая же участвовала в прошлогоднем тесте зимних шин с шипами (3R 1998 № 9 iВ новой шине - только отверстия под них Однако "беззубая' MP 57 попала явно не в свой класс' - без шипов на льду она совсем беспомощна На заснеженно/ дороге поMatador MP 57 SibirПроизводитель Представитель Максимальная скорость Глубина рисунка протектора Масса шины Цена в Москве Цена/качество - СП "Матадор Омск' - "Матадор М", Москва - 190 км/ч (индекс "Т") - 8 , 5 мм - 6,4 кг - 530 руб. -4,14крышка тем не менее держится неплохо Но по проходимости' Сибирь оказалась худшей По комфортабельности и экономичности крепким середнячкомНеплохие сцепные свойства на снежной дороге; приемлемый уровень комфорта. Неудовлетворительная проходимость; низкие сцепные свойства на льдупротектор работает в разных условиях. В первом случае шина самоочищается, во втором - срезанный шашками снег стремится забить протектор Сцепные свойства шин в поперечном направлении оценивались на раскатанное снегу с учетом максимальной скорости, на которой можно выполнить маневр "объезд неподвижного препятствия' (шведский "ло синыи тест"), удерживая машину в заданном коридоре. Определялось время прохождения коридора, по нему высчитывалась скорость. Чем она выше, тем лучше управляемость. Вместе с тем высокие сцепные свойства протектора могут сочетаться с непредсказуемостью шины в предельных режимах - резкий срыв в скольжение и потеря контроля над машиной. Таковы, например, покрышки НИИШП Шина с уменьшенными сцепными свойствами •** зачастую безопаснее - скольжение начинается раньше и его легче контролировато Проходимость оценивали по тому как автомобиль движется по глубокому сне-ТО9 очко» |Производитель Максимальная скорость Глубина рисунка протектора Масса шины Цена в Москве Цена/качество Хорошие тормозные свойства на снегу;•:•Эта шина знакомая читателям по прошлогоднему тесту колючих' шин (ЗР, 1998. № 9), на этот раз представлена, как и "Матадор MP В"7'. в нешипованном варианте Именно отсутствие шипов не позволило "Пар-нер\ подняться выше 10-го места. На льду тоомозные свойства шины без' колючек' очень низкие А вот поперечные сцепные свойства по сравнению с шипованным вариантом снизились всего на 2 ^ - возможно, шипы прошлогоднего "Партнера' были расположены слишком близко к краю протектора ив повороте практически не работали- Россия, Московский шинный завод - 160 км/ч (индекс "Q") - 1 0 , 5 мм - 5,7 кг - 555 руб. -3,1неплохая управляемость Низкие тормозные свойства на льду; неудобное управление в торможении и разгоне.ЗР 9'9969* ~i&227 очковRosawa Start БЦ-90Производитель Разработчик шины, официальный дилер Максимальная скорость Глубина рисунка протектора Масса шины Цена в Москве Цена/качество Ровная по всем свойствам; низкий расход топлива. - Украина, "Росава" - "ППО Старт" - 8 , 5 мм - 6 . 2 кг - 450 руб. -1,98 - 190 км/ч (индекс "Т")Единственная всесезонная шина, попавшая в компанию зимних Вес немногим больше 6 кг, шашки чуть крупнее средних.Удивительно хорошо сбалансированная по всем зимним свойствам всесезонка, которой удалось обойти три зимние покрышки. Бц-20 хорошо показала себя и на льду, и на заснеженной дороге, и в глубоком снегу. Наиболее заметный недостаток 'Росавы" как всесезонной (а значит, допускающей и летнюю эксплуатацию) шины - 'плавание" на асфальте, требующее постоянного подруливания на высоких скоростяхе"Плавание" на высоких скоростях.•Kleber К risalp 3Производитель Официальный поставщик Максимальная скорость Глубина рисунка протектора Масса шины Цена в Москве Цена/качество Высокая проходимость; хорошие сцепные свойства на льду. Великоват расход топлива; недостаточный уровень комфорта. - Великобритания - "Русское Генеральное Агентство ШИН МИШЛЕН" - 190 км/ч (индекс "Т") - 9 , 0 мм - 4,9 кг - 1 300 руб. -4,5289 очковСамая легкая шина с округлым плечом и направленным рисунком протектора, напоминающим колосок Несмотря на малый вес, расход топлива с нею не самый малый! Уровень комфорта средний - шум и вибрации будут досаждать в дальней дороге Сцепные свойства "Клебера' несколько противоречивы Если на льду в продольном направлении они достаточно высоки, то в поперечном заметно хуже. В скользких поворотах автомобиль на этих покрышках срывается чуть резче, чем хотелось бы К тому же ведет себя неровно, соскальзывая то передней, то задней осью. В глубоком снегу эта шина позволяет двигаться уверенно выбираться из колеи - тоже, но тормозит на заснеженной дороге не очень эффективноIK?-289Continental ContiWinterContact TS 760Производитель Официальный дистрибьютор концерна "Континенталь" в России - ГерманияШашка среднего размера с "паркетным" рисунком В середине протектора ламели мельче, чем по краям, особое внимание уделено продольному сцеплению 1 Действительно, тормозит "Конти' на льду и на снегу очень неплохо. Чуть хуже держится за скользкую дорогу в повороте. Управлять автомобилем на этих шинах одно удовольствие. В поворртах - четкие реакции на руль, плавный переход к скольжению и мягкое восстановление сцепления Так же приятнр и тормозить, не доводя колеса до блокировки Напрягаться и аккуратно работать педалями приходится только при разгоне, но зато сразу понимаешь, что дорога скользкая. Традиционный "конек" "Континенталя" - высокий комфорт и низкий расход топлива.- Группа "МВО"Максимальная скорость - 160 км/ч (индекс "Q") Глубина рисунка протектора Масса шины Цена в Москве Цена/качество - 8 , 5 мм -5,1кг - 1600 руб. -5,54еКомфортная шина (мягкая и тихая); низкий расход топлива. Неуверенно разгоняется на льду.70ЗР 9/99 ВРЕМЯ РАЗГОНА НА СНЕГУ, с коэффициент значимости - 3 Шина Dunloo Micnelm Kleber Matador MP 55 Nokian НИИШП Bndgestone Matador MP 57 Continental Partner Rosava Время, с/оВРЕМЯ РАЗГОНА НА ЛЬДУ, с коэффициент значимости - 3 Очки Шина Bnogestone Nokian Kleber НИИШП Matador MP 55 Rosava Michelm Partner Dunlop Continental Matador MP 57 Время 13.6 14.0 15.1 15.4 16.4 16.8 17.2 17.6 18.2 18.8 19.4 20.2 21.0%64.8 66.7 71.9 73.3Очки8.5 8.5 8.7 90 94 9.5 9.6 9.7 9.8 9910.0 11.5 15.056.7 56.7 58.0 60.0 62.7 63.3 64,0 64.7 65.3 66.0 66.7 76.710 10 10 98178180.0 81,9 83.8 86.7 89.5 92.4 96.2iSPTБл-857 6665110 10 8866544321SPTБл-85100100 СКОРОСТЬ ПРИ ИМИТАЦИИ ОБЪЕЗДА (раскатанный снег) коэффициент значимости-5 Шина Скорость. кмч Очки % Matador MP 55 5 33.9 10 118.5 НИИШП 33.7 117.8 10 Nokian 116.4 33.3 9 Bridgestone 114.6 328 8 Dunlop 319 111.5 6 Kleber 319 111.5 6 MrChelin 31.8 111.2 6 Rosava 31.7 110.8 5 Continental 314 109.1 5 Partner 30 9 108.0 4 SPT 29.9 104.5 1 Matador MP 57 29.7 103.8 1 Бл-85 28.6 100 жение. характер и восстанавливаемость сцепления колес с дорогой, необходимость корректировки рулем на прямых. Тесты на экономичность включали замеры расхода топлива на скоростях 60 и 90 км/ч. Автомобиль проходил километровый горизонтальный участок на V передаче, причем каждый замер состоял из двух заездов в обоих направлениях, чтобы исключить влияние ветра. Комфортабельность шин эксперты оценивали на различных покрытиях (ас-ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ НА СНЕГУ, м коэффициент значимости - 4 Шина Matador MP 55 НИИШП Nokian BridgestoneDunlop Путь 32.3 328 33.0 33.5 34.0 34.2 345 35.4 36.4 36.6 36.7 40.0 42,7 75.6 76.8 77.3 78.5 79.6 801 80.8 82.9 85.2 85.7 86.0 93.8 100ТОРМОЗНОЙ ПУТЬ НА ЛЬДУ, м коэффициент значимости - 5Очки 10 10 10Шина НИИШП Bndgestone Nokian Matador MP 55 Kleber Michelm Dunlop Continental RosavaПуть 73.1 73.6 74.2 74.5 74.8 75.5 76.1 77.7 80.6 85.5 88.0 89.7 92.7%78.9Очки79480.0 80.4 80.7Partner Continental Michelm Kleber Rosava Matador MP 57 SPTБл-85814 82183.8 86.9 92.2 94.9SPTPartner Matador MP 57 Бл-85968 10010 10 10 10 99986321ry и выбирается из скользкой колеи. Снег родная стихия для нешипованных шин. ведь шип полноценно работает только на льду. Следующая группа тестов - удобство управления автомобилем в различных режимах движения: разгон и торможение, повоi роты и прямая. Оценивалось, насколько легко "нащупывается" начало буксования при разгоне, торможение на грани блокирования колес, прохождение скользких поворотов различной крутизны, срывы в боковое сколь-^^^ЩочковMichelin XM+S AlpinПроизводитель - Франция - "Русское Генеральное Агентство ШИН МИШЛЕН" - 160 км/ч (индекс "Q") - 8 , 7 мм - 5 , 6 кг 1390 руб. -4.51 Высокий уровень комфорта;•:•Шина с направленным рисунком, но с первого взгляда об этом догадаться сложно - разве чтоОфициальный поставщик Максимальная скоростьпо средней его части На плечах с боков оригинальные прорези сложной формы, обеспечивающие подвижность крайних шашек - для лучшего сцепления с дорогой в повороте. Мишлен" экономичен и комфортабелен, почти как "Конти" Великолепно разгоняется на снегу, эихрективно тормозит на льду на грани 'юза' В остальном 'Альпин" - средняя шинаГлубина рисунка протектора Масса шины Цена в Москве Цена/качествонизкий расход топлива. Невысокая проходимость; торможение на снегу могло быть более эффективным.ЗР 9/9971