144
11MP Ш/l JJ ОХА'ГЯАвтолюбители с опытом знают, как трудно иногда найти причину "плавающего" дефекта, который то появляется, то пропадает. Подобная неисправность возможна ив классической (контактной) системе зажигания двигателей ВАЗ.Виктор ЛЕЛИКОВ А я-то был уверен, что с ним все в порядке. Покачав подвижную пластину основания прерывателя, ощутил люфт! Все стало ясно: износился подшипник пластины, к которой крепятся контакты - и зазор стал "гулять"... А это, в свою очередь, нарушило работу всей системы зажигания. Ведь при замкнутых контактах прерывателя в первичной обмотке катушки протекает ток низкого напряжения, создавая вокруг обмоток магнитное поле. При размыкании контактов исчезающий магнитный поток, пересекая витки вторичной обмотки, образует на ней ЭДС высокого напряжения, до 10-15 тыс. вольт. С умень-Однажды мне пришлось столкнуться с незнакомым доселе дефектом. Казалось, характер своего автомобиля я изучил досконально. Всегда старался поддерживать его в отличной форме ив определении причин неисправностей не затруднялся. Первые признаки дефекта - легкие подергивания автомобиля - обнаружились при средней скорости движения. Мелькнула мысль о нарушении топливоподачи, но внезапно дефект пропал, и я успокоился. Как оказалось, напрасно - вскоре все повторилось. Скорее по традиции, чем в силу необходимости, я разобрал карбюратор, проверил уровень топлива в поплавковой камере, прочистил жиклеры, сменил топливный фильтр, оценил работу топливного насоса. Все как будФрагменты деталей подшипника со следами износа. то в порядке. Но дефект продолжал "плавать" - то появлялся, то пропадал. шением зазора между контактами сокращаJKЗатем я заметил, что двигатель стал хуже пускаться: и дольше, и цилиндры "схватывали" неохотно, словно по очереди. Наконец однажды категорически встал! Убедившись еще раз, что с топливной системой все в порядке, я проверил искру на вывернутой свече. Последняя выглядела хорошо, но разряда не было. Отсутствовало высокое напряжение и на центральном высоковольтном проводе. Тогда снял крышку распределителя, проверил состояние контактов и зазор между ними: все в норме. Осмотрев крышку распределителя, катушку зажигания, конденсатор и провода цепи низкого напряжения, не выявил никаких нарушений. Но когда поставил на место свечи и крышку распределителя, двигатель завелся сразу - искра появилась. "Наверно, были замаслены контакты прерывателя, и теперь будет все в порядке", - подумал я. В тот же день, однако, все повторилось: остановка, двигатель какое-то время не заводится, а потом - без какого-либо вмешательства - пускается вновь. Убедившись в том, что искра то пропадает, то появляется, я решил внимательнее обследовать распределитель зажигания. И обнаружил: зазор в контактной группе при прокрутке стартером хаотично изменяется.ется и время их разомкнутого состояния, вплоть до того, что магнитное поле первичной обмотки за один цикл не успевает полностью исчезнуть. При большом зазоре, напротив, время замкнутого состояния контактов мало и ток в первичной цепи не успевает достичь максимального значения. В обоих случаях уменьшается напряжение на концах вторичной обмотки катушки зажигания, свечи работают с пропусками искры - и появляются перебои в работе двигателя. Когда подшипник подвижодшипник, ной пластины распределителя изношен, он становится пришпатлевкой. чиной "плавающего" дефекта. Это зависит от состояния беговых дорожек колец - они сильнее изнашиваются в местах наиболее длительного контакта с шариками, где образуются заметные углубления (фото 1и 2). Подтвердить износ подшипника можно как по изменению угла замкнутого состояния контактов (55±3° по техническим условиям), если у вас имеется автотестер, так и просто на ощупь, покачав пластину пальцем: дефект выдает себя ощутимым люфтом в радиальном направлении. Чтобы добраться до гаража, иногда достаточно пошевелить контактную группу, но лучше отсоединить шланг от вакуумного регулятора, а кольцо подшипника заклинить любым доступным способом в одном положении. Например, вставить деревянные клинышки или спички. Если нового подшипника у вас нет, можно надолго избавиться от дефекта, заполнив пространство между кольцами быстро твердеющей шпатлевкой (фото 3). В результате подшипник уподобится простой втулке - зазор в контактной группе будет стабильным. Правда, таким образом вы исключите из работы вакуумный регулятор распределителя зажигания, но, как показал опыт, несколько откорректировав зажигание и работу карбюратора, можно добиться неплохих показате-_ лей работы машины - примерно, как на первых "жигулях", где вакуумного регулятора вообще не было. Более того, теперь прерыватель, закрепленный на более устойчивом и жестком основании, позволяет добиться очень ровной, без рывков, работы двигателя, в чем-то компенсирующей отсутствие вакуумного регулирования. Словом, у такого метода ремонта есть и свои плюсы. Заменить отдельно подшипник довольно сложно, так как придется развальцевать, а затем завальцевать кольцевой буртик пластины, выступающий за кромку внутреннего кольца. Поэтому лучше менять подшипник в сборе с пластиной. Эта операция проста и не отнимет больше 40 минут. Подшипники в зависимости от типа распределителя бывают двух размеров по наружному диаметру - 47 «%42 мм. Учтите это при покупке! Перед установкой нового узла убедитесь в том, что он смазан. При сомнениях лучше, промыв подшипник бензином и высушив, заполнить его консистентной смазкой ("Литол-24"). Чтобы не повредить подшипник при установке зазора в контактах, никогда сильно не нажимайте отзаполненный верткой на крепежные винты! В противном случае шарики могут оставить на кольцах первые "отпечатки". Некоторые водители, возможно, предпочтут избавиться от дефекта, поменяв целиком распределитель. Не стоит: подвижная пластина в сборе с подшипником стоит около 30 руб., а новый распределитель - 200-250 руб. Немаловажен и моральный фактор. Успешно устранив коварный "плавающий" дефект, автолюбитель вырастает ив собственных глазах, и в глазах окружающих.144ЗР 9/99