163
164
РЕМОНТЧтобы снять топливный фильтр, отворачиваем болт его крепления и извлекаем ВАЗ-21103 его.УПРЯЖЬ ДЛЯ "ДЕСЯТКИ"Андрей ОБРАЗУМОВ. АвтоВАЗ Ключом "на 13" ослабляем верхнюю гайку крепления генератора."ДШестнадцатиклапанный двигатель, устанавливаемый на этой модели ВАПосле чего За, уже не редкость. Ездить на "десятснимаем ке" с таким мотором - одно удовольстфильтр. вие, а потому накатать 60 тысяч километров - пара пустяков. Но это - ответственный рубеж, когда на двигателе ВАЗ-21121 (таков индекс мотора) рекомендуется заменять зубчатый ремень привода ГРМ, даже если он еще Новый фильтр перед установкой нужно заполнить выглядит работоспособным. Разрушение ремня (обрыв, расслаивание, сретопливом. зание зубьев и последующее проскальзывание) может привести к аварии двигателя, так как при нарушении наЧтобы добдежной механической связи между кораться до ленчатым и распределительными вафильтрующего лами клапаны соударяются с поршняэлемента масми. И тогда "экономия" на ремне оберляного фильтнется куда большими потерями. ра, надо отОдним из отличий нового вазоввернуть две ского двигателя от прежних является гайки... демпфер на переднем конце коленвала, уменьшающий передачу динами...снять крыш ческих нагрузок на генератор, котоку... рый приводится от шкива, объединенного с демпфером. В то же время последний выполняет роль датчика положения и числа оборотов коленвала. Разрушится демпфер - расстроится работа системы впрыска и двигатель откажет. Демпфер с признаками износа тоже нужно вовремя менять. Работу удобно выполнять на подъемнике. Но если доступа к нему нет, достаточно вывесить переднюю ось автомобиля на прочных и надежных подставках.Ключом "на 10" ослабляем натяжение ремня генератора.Ключом "на 13" отворачиваем четыре самореза......а крестовой отверткой два самореза, крепящие правый брызговик, и снимаем его....и вынуть элемент. Собрав все в обратной последовательности, не забудьте напить масло в двигатель. Мы применили масло TOTAL- Quartz 9000 5W40 SJ/CF рекомендованное фирмой "Мерседес". После замены колодок несколько раз нажмите на педаль тормоза: только при* ведя систему в рабочее состояние, можно пускаться в путь.^_О9Ключом "на 10" отворачиваем четыре гайки крепления декоративной крышки и снимаем ее,Чтобы снять демпфер, понадобится надежно застопорить коленчатый вал - например, специаль предварительно отвернув крышку маслоналивным фиксатором, сделанным из венца маховика. ной горловины.' \2 иШ\:¥"]| >Г•Ш*&,'^1\СвоимиСаламиЗР 9/99163 Перед этой операцией совместим установочные метки, что при последующей сборке уменьшит количество дополнительных регулировок. Для этого накидным ключом "на 10" отворачиваем шесть винтов крепления защитной крышки ремня и снимаем ее.Ключом "на 17' отворачиваем болт крепления демпфера и снимаем его.Демпфер внимательно осмотрите. Если резина растрескалась, а тем паче имеет разрывы, демпфер нужно заменить новым. В этом случае не забудьте о маркировке на его боковой поверхности: на 16-клапанные двигатели устанавливается только демпфер 2112-1005058. Ключом "на 17' отворачиваем гайку заднего натяжного ролика ремня привода ГРМ.в него болт с шайбой, крепящие демпфер, после чего освобождаем маховик. Метка на шкиве коленвала, напоминающая небольшое накерненное отверстие, плохо заметна, поэтому лучше заполнить ее белой краской или хотя бы мелом. Надеваем на шкивы новый ремень, стараясь не сдвинуть шкивы, затем устанавливаем на место демпфер и затягиваем болт его крепления моментом 10,5 кгс-м.Вывернув свечи, совмещаем метки (неглубокие пазы на торцах шкивов распределительных валов) с соответствующими метками на задней крышке ремня, поворачивая ключом "на 17' шкив заднего (относительно направления движения автомобиля) распредвала за болт его крепления по часовой стрелке. / Д ч Последнее требование Mpl чрезвычайно важно! ^**^ При этой и любых других операциях вращать валы за болты крепления шкивов следует только по часовой стрелке, чтобы не ослабить их затяжку. Специальный ключ для натяжного ролика.Специальным ключом, поворачивая натяжной ролик против часовой стрелки, натягиваем ремень. Чтобы ролик при этом фиксировался, гайку его крепления, ранее отвернутую, заворачиваем и немного подтягиваем. После регулировки гайку окончательно затягиваем моментом 4 кгс-м. /^>Ч Освободив коленвал. ИВ! ключом "на 17" поворачи^ ^ ваем его за болт крепления демпфера по часовой стрелке на два оборота, после чего снова проверяем натяжение ремня и совпадение меток. В случае необходимости еще раз регулируем натяжение. Кстати, напомним, что любые детали двигателя изготавливаются с опреде* ленными допусками. Поэтому идеального совпадения меток (как того часто хотят добиться читатели!) практически не бывает. Если смещение какой-то метки не превышает половины шага зубьев, сборку можно считать правильной. * Проверять натяжение по/|\ лагается специальным £ j j приспособлением, но у вас его скорее всего нет. В этом случае добиваемся такого натяжения ремня, при котором большим пальцем его можно продавить посредине между шкивами распредвалов на 4-5 мм. В то же время после пуска двигателя ремень не должен издавать шума, указывающего на чрезмерное натяжение, - опыт приобретается очень легко, после первой же самостоятельной регулировки. _ Сборку выполняем в обратном порядке. СжжмиСллами 10Еще раз проверяем совпадение установочных меток на шкивах распредвалов, задней защитной крышке ремня... ...и меток на шкиве коленвала и крышке масляного насоса.Снимаем резиновую заглушку лючка коробки передач... ...и через него стопорим маховик фиксатором, показанным на фото б.Если предыдущие операции выполнены правильно, а коленвал надежно зафиксирован, все метки должны быть на своих местах. В случае их несовпадения нужно восстановить правильные положения шкивов, поворачивая их за болты крепления ключом "на 17" по часовой стрелке. При необходимости повернуть коленчатый вал заворачиваем164ЗР 9/99