22
23
24
КИИ ПРОЕКТ...я4ы купил сразу три машины. Увы, приходится дав}п|ствоваться одной. Так какую выбрать?Владимир АРБУЗОВ, Евгений БОРИСЕНКОВ. Фото Александра ПолунинаОтдавая должное иномаркам, большинство из нас покупает все же российский автомобиль, единственное достоинство которого - цена. Но и дешевые машины могут быть ^ Ь очень разными. Чтобы узнать, какие они сегодня и стоят ли своих денег, редакция ЗР купила три самые распространенные недорогие машины и приступает к сравнительным потребительским испытаниям. Сначала о покупке - процессе ответственном, увлекательном, но и рискованном. Выбор марок мучительным не назовешь - всего-то три завода: относительно благополучный ВАЗ, полуживое АО "Москвич" и полумертвый "Ижмаш" "наводняют" Россию подходящим товаром. Среди машин ВАЗа в отведенную на покупку сумму укладывается лишь "классика". Сходящие по сей день с конвейера "пятерка", "шестерка" и "семерка" мало чем отличаются друг от друга. Все они, по сути, - вариации легендарной "копейки",модели тридцатилетней давности. Споры о том, какую из трех выбрать, длились неделю. Победила "шестерка", прельстив все еще стильной панелью приборов, отсутствием ненадежных печатных плат в фонарях и монтажном блоке и, самое главное, добротнымиантикоррозионной обработкой и окраской. Последнее объясняется тем, что "старуш- -, ку" нынче собирают на одной конвейерной нитке с "десяткой" - и кузов ее волей-не-22ЗР 9/99 волей проходит все процедуры, прописанные новейшей модели. Наметили было самый "крутой" вариант - двигатель 1,6 л. с пятиступенчатой коробкой передач. Но искомое сочетание в столичных автосалонах обнаружить не удалось. Тогда пошли на компромисс, убавив аппетит на сто кубиков. Самые дешевые ВАЗ-21065 предлагали в "РостокиноЛада". Набив карманы купюрами (2800 долларов в рублях по курсу), мы отправились по указанному в рекламе адресу. По открытой площадке с грустным видом слонялось несколько покупателей.При кажущемся (на первый взгляд) изобилии выбирать было не из чего - выпавший накануне небывалого калибра град оставил на автомобилях глубокие оспины... И тут - глазам не верим! - во двор въехали три новеньких ВАЗ-2106, загадочно-серого цвета "папирус" с "пятиступкой" и мотором 1600. Дальше все решили секунды. Опередив ближайшего конкурента на полкорпуса, наш человек первым положил на торпедо бумагу со словом "продано". Кто-то из аутсайдеров тут же предложил уступить первенство за каких-нибудь 200 долларов. С трудом подавив желание вмиг разбогатеть, мы пошли оформлять покупку. Банкнот понадобилось так много, что наш доморощенный "кассир" сразу сбилсясо счета. Милая девушка, принимавшая деньги, профессионально разложила пересчитанные стопки по ячейкам и сообщила итог, на тысячу рублей печальнее запланированного. А повторить процесс нельзя - деньги уже захлопнулись в мышеловке кассы. Было ли происшествие недоразумением или налогом фирмы на ущерб от града, так и осталось неизвестно. Судя по показанию прибора и мерной папочки, нащупавшей дно бака, бензина не хватило бы даже до ворот. Специально для этого случая по площадке шнырял пеший заправщик с канистрой и садовой лейкой. Как оказалось позже, предприимчивый последователь Василия Алибабаевича не потрудился добавить к "топливу" хоть немного бензина. Тем не менее, чадя и "звеня пальцами", до порога редакции машина добралась. А предпродажная подготовка? Полно вам! Ныне правила игры не те, что двадцать лет назад. Все необходимое в багажнике: часы, прикуриватель, пара ключей, запаянных в полиэтилен да флакон Лонгвэя" - средства от проколов. К счастью, домкрат, запаска и шинный насос также прилагаются. Но никакой "Лонгвэй" не спасает от проколов, допущенных еще на конвейере. В нашем случае это чистенькие, без следов смазки, подшипники ступиц передних колес. Те скупые граммы, что все-таки попали в колпачки ступиц при сборке, никакого влияния на трение в подшипниках не оказывали - их едва хватило покрыть резьбу гаек. Тем не менее, забегая вперед, отметим, что "Жигули" оказались единственной машиной, к сборке которой других претензий пока не выявилось. На очереди "Святогор", лидер нашей акции в номинации "цена-размер". Изучение рынка начали с рекламных изданий. Картина вырисовывалась радужная. Судя по обилию предложений, салоны, уставленные любыми моделями всех цветов, покрывали столицу сплошным ковром. Предвкушая богатый выбор, отправились в ближайший, что на территории ВВЦ. Въезд за ограду выставочного центра оценивался в сто (!) рублей. Топать пешком с 70 тысячами в кармане посчитали небезопасным - пришлось заплатить. Деньги потратили зря - на небольшой пустынной площадке чернел один-единственный "Москвич" - неисправный и некомплектный. Других автомобилей в "автосалоне" не было. Решив не связываться с подобными "рогами и копытами", поехали сразу в "Ами-ТУН": как-никак, генеральный дилерЗР 9/9923 производителя. Искомую вывеску обнаружили на пристройке к административному зданию завода. Рядом в огромном количестве стоял товар. Готовой продукцией его можно было назвать лишь условно. Скопище скорее напоминало кладбище трофейной техники времен второй мировой: у машин не было стекол, фар, панелей приборов, рулей и многого другого. Часть тиража вышла в свет еще в прошлом году. Смуглый продавец встретил приветливо и пообещал, что квалифицированные мастера в момент превратят приглянувшийся экземпляр в "персик". Столь же смуглые "специалисты" скучали неподалеку. Самому старшему едва минуло шестнадцать... К счастью, рядом оказался еще один магазин - заводской. Автомобили здесь продавали не на выбор, а поштучно. То есть, лишь сплавив один, выкатывали следующий. Зато свежесобранные, укомплектованные и на ходу. Причина столь странной торговли открылась не сразу. Уплатив в кассу требуемые 68 тысяч рублей, мы получили чек... ровно на половину суммы. Именно столько брал за машину завод. Остальное шло в фонд зарплаты бригады, доводившей конвейерный полуфабрикат до покупателя. На вопрос, где же они берут недостающие детали, ее члены отвечали уклончиво. *Jz Мол, если хорошо поискать... Нам удалось поучаствовать в этом увлекательном деле. Отсутствующие "дворники" обнаружились на каком-то складе на третьем этаже, инструмент - на четвертом, сервисная книжка - на втором. Остальное, видимо, успели собрать перед нашим приходом. Но АО "Москвич" - это все же не ТОО "Опель": разыскали, увы, не все. Накладки водосточных желобков, правое зеркало, домкрат, насос, брызговики, мелкие детали интерьера пришлось простить (их отсутствие и не скрывали). Остальной "бонус" открылся уже дома. Червь сомнения заставил-таки расстегнуть корпус воздушного фильтра, и не зря - пусто! Болт крепления переднего колеса оказался явно "ручной работы": чтобы хоть как-то вогнать в ступицу, его ободрали на наждаке и дослали на место ударом кувалды. Резьба в ступице, к счастью, устояла - обошлись простой заменой "фирменного" крепежа. Из заводской антикоррозионной обработки кузова - только рябая окраска. "Мовиль", "Тектил" и прочие средства - на усмотрение покупателя ... и за его счет. Не сделать этого - машина просто не доживет до окончания наших испытаний. Третью участницу теста - "Орбиту" (ИЖ-2126) - купить оказалось не так-то просто. В Москве их почти нет, а выбирать из двух-трех заросших пылью в "Ижмашсервисе" не хотелось. К тому же в Ижевске, говорили, они дешевле - 55 тысяч против 63-65 в Москве. Значит, едем. Восемнадцать часов в душном поезде за 150 рэ - и мы в столице Удмуртии.В Торговом доме отдела сбыта завода машин, как обычно, нет. Предлагают ждать или искать у местных дилеров. В первом же ЗАО "Велес-Авто" обещали что-нибудь подобрать дня через три (!). В другом есть, но полусобранные - не хватает панелей обивки кузова, ремней безопасности, "дворников" (вместе с механизмами!), ключей. Зато все это есть на местном рынке или у забора "Ижмаш-Авто". Ремни, к примеру, стоят 100 рублей. Чтобы определить цвет будущей покупки, машину нам предложили самостоятельно отмыть. А как же выбор продавца, модели, цвета и т. д.? Ведь в Европе мы. Увы, в Восточной. Между тем вокруг собирается толпа зевак. Местный юродивый, дико хохоча, тычет в нас пальцем и что-то поет. Еще бы. не каждый день встречаешь коллегу.желающего купить "Орбиту", да еще из Москвы. В общем, сделка не состоялась. Наконец повезло - в фирме "Сандра" нашелся один (!) автомобиль за 59 тысяч. Зеркала, ремни, аккумулятор и ключи в комплект не входят. Нет и антенны - вместо нее в стойке зияют дыры. А еще нужен небольшой ремонт - не тормозит левое переднее колесо. Направляющие пальцы забили косо-криво, и колодки не двигались. Впрочем, если ударим по рукам, фирма берется быстренько все наладить. Р И | Ударили. Директор по местному обычаю запирается с клиентом в отдельной комнате, где и ведет переговоры и счет деньгам. Интересно, как чур ^ ствуют себя в эти минуты покупатели противоположного пола? уЛ За прочной железной дверью вместе с положенными документами мы получили и разрешение правительства республики на вывоз "Орбиты" за ее прещ делы. Без ^ этой бумаШш^^ ги - контрабанда и меры, предусмотренные УК. Умеет Удмуртия беречь свое достояние! К нашему возвращению суппорт кое-как починили, однако энтузиазм персонала заметно поубавился - деньги-т^%уже в кассе и можно не суетиться. С большим трудом уговорили хотя бы сымитировать предпродажную подготовку - иначе до Москвы не добраться. Ограничились проверкой масла в агрегатах да подтяжкой основного крепежа. Говорить о регулировке двигателя и других технических воздействиях не приходилось: порекомендовали гнать машину в гарантиику - пусть там разбираются. Назло заводу до Москвы мы все-таки доехали своим ходом. Список вылезших неисправностей, недоделок и способы их устранения заняли бы не одну страницу журнала. Об этом, как ио визите на фирменную СТО. мы расскажем в ближайших номерах, а пока, проведя антикоррозионную обработку, установив подкрылки и подобрав за заводами их традиционно длинные "сопли", приступаем к интенсивной эксплуатации. Первый маршрут - чере' всю Россию за Байкал, туда, где кончается дорога.24ЗР 9'99