151
155
сВ дальней дороге в "Жигулях" вырвало шаровую опору вместе с прилегающим участком нижнего рычага подвески. Помощи ждать было неоткуда, пришлось выходить из положения доступными средствами. Найдя в багажнике шайбы большого наружного диаметра, решил закрепить опору с их помощью. Поднял автомобиль домкратом и, подставив под нижний рычаг полено, опустил на него машину. Отвернув три болта, отсоединил опору от рычага, а за-ПРОСТО гаш тш .£)Централизованная смазка шасси была одной из особенностей моделей 30-40-х годов. ных манжет: давление создавал шток-плунСергей КАНУННИКОВ. Фото Владимира Трусова "Мерседес" модели 170V (заводское обозначение W136) начали выпускать в 1936 году. Автомобиль пришел на смену шестицилиндровому "Мерседесу170". Новый четырехцилиндровый мотор рабочим объемом 1697 см 3 развивал 38 л.с. при 3200 об/мин. Простота многих узлов (например, бензин к карбюратору подавался самотеком из бака, расположенного в моторном отсеке) соседствовала в этой модели с решениями, характерными для более дорогих автомобилей с трехлучевой звездой. Скажем, передняя и задняя подвески были независимыми, а за смазку деталей шасси отвечала централизованная система "Фогель". Вот с ней-то мы и познакомимся. У автомобилей того времени число точек смазки достигало порой нескольких десятков. Представляете трудоемкость обслуживания? Поэтому даже на относительно недорогих моделях применяли устройство, позволявшее смазывать шарниры подвески, рулевого управления и втулки рессор нажатием специальной педали в салоне автомобиля. На 170-м "Мерседесе" система "Фогель" отвечала даже за выжимной подшипник сцепления. Моторное масло заливали в резервуар через фильтрующую сетку. В нижней части"Мерседес-Бенц-170У кабриолет А".жер. вытеснявший масло в трубопровод. Однако, как известно, потребный объем масла в разных узлах неодинаков. Инженеры решили и эту задачу. Смазка по трубопроводу шла в распределительную коробкутройник с двумя воздушными дозирующими камерами (см. рисунок). Их объем и опреде-ь-"Ремонт" рычага: 1 •шайбы; 2 - болты с гайками.тем молотком выбил ее из поворотного кулака. Подложив найденные шайбы под штатные болты, соединил обломок рычага, шаровую опору и рычаг, как показано на рисунке. Поставив все на место, проехал немного и, убедившись, что опора на месте, осторожно, с включенной "аварийкой", доехал до СТО. Этот случай убедил меня еще раз. что в дальнюю дорогу на старой машине стоит брать побольше крепежа, ремонтных материалов и разного инструмента. Московская область, ^Ново-Кубинский городок М. МЕНЬШОВПри отказе бензонасоса топливо в карбюратор можно подать разными способами - например, самотеком из какоголибо бачка, накачав воздух в бак, или другими, ранее описанными в журнале. В теплое время года мне на "Жигулях" удалось воспользоваться самым, наверное, простым. Дренажную трубку, выходящую в лючке рядом с заливной горловиной, я закупорил жевательной резинкой (подойдет пластилин, замазка, пробка из ветки дерева и т. п.). Давление, возникшее в баке вследствие теплового расширения находящегося там воздуха и топлива, обеспечило подачу последнего к карбюратору. Надо только не забыть открыть трубку вентиляции, когда установите новый или Отремонтированный насос. Москва П. ЕФИМОВбачка стоял шариковый клапан, а под ним насос. По конструкции он напоминал главный тормозной цилиндр, только без уплотнитель-лял количество масла, поступающего к группам точек. Происходило это так: при нажатии на педаль под давлением масла два двусторонних конических клапана, открыв впускной трубопровод, перекрывали выпускные. Масло сжимало воздух в дозирующих камерах, частично заполняя их объем - причем пропорционально ему! Когда водитель отпускал педаль, давление во входном трубопроводе падало. Теперь клапаны открывали выходы и разобщали их между собой, а также с входом распределительной коробки. Тем временем воздух, подобно газовой пружине, нагнетал масло к точкам смазки. Благодаря распределителю даже в случае повреждения одного из трубопроводов положенное количество масла доходило хотя бы к части узлов. Надежный, комфортный и не слишком дорогой "Мерседес-Бенц-170У" выпускали до 1953 года - с перерывом на войну. А система централизованной смазки шасси применялась в те годы весьма широко; у нас в стране ее ставили на "Волгу" ГАЗ-21 первых выпусков.ЗР 9/99151 щ1А •л.-р>.ШЬ ill 1 'ДЕСЯТКИ'