ш*ш!Ы±тш'ПАРАГОН ЗНАЧИТ "ОБРАЗЕЦАлексей ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ19it*Такое название выбрал в 1988 году Клаус Д. Фрерс для своей будущей фирмы: ее изделия должны были стать образцами для подражания.Замысел удался: "Парагон" первым среди поставщиков электронных компонентов сертифицировал свою продукцию по жесточайшему стандарту ISO 9002, а затем и по автомобильным нормам QS 9000 и VDA 6.1. Для наших же читателей самым интересным будет, пожалуй, не "борьба за качество", а технические новинки, которые уже появились (или вот-вот появятся) в автомобилях благодаря инженерам фирмы. Итак, представляем три образца от "Парагона".ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ДЫШАЛОСЬСистемы кондиционирования воздуха могут работать в двух режимах: полной рециркуляции, когда через кондиционер многократно прогоняется воздух из салона, и с приточной вентиляцией, открывающей доступ свежему воздуху с улицы. Вот только свежему ли? Когда рядом дымит огромный грузовик, приходится срочно закрывать окна и заслонку воздухопритока, чтобы не задохнуться. А иногда настроение портят неприИЗМЕНЕНИЕ КАЧЕСТВА ВОЗДУХА НА МАРШРУТЕ Концентрация w вредных Усредненная кривая веществ для управления системой 1/млн вентиляции Мгновенная 10 000-1 Вь'брос \ 1<о»чентрация 1000 100 10 Базовый уровень ВремяЧТОБЫ ЛУЧШЕ ВИДЕТЬЛишь только температура воздуха на улице начинает понижаться, автомобилисты мучаются: запотевают стекла. Стоит зазеваться с включением обдува или неправильно выбрать режим вентиляции, как ветровое стекло стремительно мутнеет. Приходится хвататься за тряпку. Но это - если автомобиль не оборудован датчиком SUC (Steam Up Control), распознающим образование конденсата еще в зародыше и автоматически включающим нужный режим обдува ветрового стекла. Небольшой (15 мм2) чип приклеивается к стеклу и начинает запотевать одновременно с ним.(Кстати, добиться этой одновременности и было для разработчиков наибольшей трудностью.) Микрочастицы влаги, попадая в поле двумерных (плоских) конденсаторов, изменяют диэлектрическую постоянную, а стало быть, и величину емкости. Причем происходит это, когда до точки росы осталось 3-4°С и стекло еще вполне прозрачно. По принципу "легче предотвратить, чем устраМИКРОЧИП ДАТЧИКА ЗАПОТЕВАНИЯ Поле рассеяния ссеяния Изолирующий слой слои Электроды IЧТОБЫ СЭКОНОМИТЬ НА ФИЛЬТРЕВозвращаясь к теме чистоты поступающего в салон воздуха, напомним, что в современных автомобилях он проходит через специальный фильтр, задерживающий аллергены и канцерогенные частицы. Ясно, что со временем этот фильтр, как и любой другой, забивается пылью, воздуха поступает все меньше и неизбежно приходит время идти в магазин за новым, часто недешевым фильтрующимРЕСУРС ФИЛЬТРА., 1 Пыльные / Шоссе 1 дороги / Приморские районы, лес„100|90| 80 • 70i бо50I 40ятные (хотя и безобидные) ароматы с проносящихся за окном полей и птицеферм. Вот на все эти (и некоторые другие) случаи и пригодятся датчики AQS от "Парагона". Эти коробочки массой от 11 до 32 г способны проанализировать состав поступающего воздуха на содержание в нем окиси углерода (СО), паров бензола, бензина, гексана, гептана, октана, окислов азота (NOx), двуокиси серы, сероводорода, сероуглерода... Миниатюрная "лаборатория" сначала определяет базовый уровень содержания указанных веществ и реагирует лишь на резкие выбросы концентрации. А они, кстати, не так уж и редки. Например, при въезде в туннель содержание СО может возрасти в... 10 000 раз! Зарегистрировав быстрое нарастание концентрации "вредностей", датчик даст команду закрыть лючок воздухопритока (а если надо, и стекла поднимет, и верхний люк закроет) и переведет кондиционер на режим полной рециркуляции. Тем, кто пользуется бронированной машиной, "Парагон" предлагает дополнительный датчик слезоточивых и нервно'- пара лити ческих газов.|зо 1 го1СSIYL-г-""""0 5 10 15 20 25 30 35 ' Пробег, тью. кмА1г03подложканить" вентилятор включается заблаговременно. Одновременно поверхность датчика начинает подогреваться и успевшая сконденсироваться влага немедленно испаряется. Теперь датчик готов к следующему измерительному циклу. И так на протяжении... 10 лет! Именно такой ресурс определен изготовителем. Если добавить, что датчик SUC различает скорость конденсации влаги и реагирует на ее величину изменением режима обдува, станет ясно: в этом восемнадцатиграммовом изделии сконцентрированы высокие технические достижения.элементом. Заводы-изготовители устана- • вливают срок его службы, исходя из наихудших условий, но ведь не все постоянно ездят по пыльным улицам. В приморских городах и сельской местности, а также зимой взвешенных частиц гораздо меньше и можно было бы менять фильтр пореже. У "Парагона" есть инфракрасный датчик запыленности бумажного фильтрующего элемента, просвечивающего его световыми импульсами. И как только "прозрачность" снизится до определенного уровня, на табло загорится сигнал "заменить!". Кстати, экономия тут может быть весьма значительной. Посмотрите на график запыленности фильтрующего элемента: если на пыльных улицах его замена требуется уже через 7000 км, то на приморских бульварах он выдержит все 30 000! Ну а сам датчик рассчитан на 10 лет службы, весит всего 50 ги допускает монтаж с расстоянием между излучате- ш лем и приемником до 300 мм. I52ЗР 11/99