150
риодической замены трескающихся защитных колпачков на шарнирах и гофра рейки. Последний менял дважды. Сцепление, на мой взгляд, достаточно надежно и при периодическом контроле зазора исправно служит 60-80 тысяч. Ведомый диск лучше заменить до того, когда сцепление начнет буксовать. В противном случае нажимной диск будет поврежден заклепками - понадобится менять "корзину". Снять и установить коробку передач можно без помощников, вывесив двигатель на тали. Чтобы наклонить силовой агрегат коробкой вниз, подставьте под масляный картер мотора надежную опору. Я использовал винтовой домкрат и кусок доски. Доверяться правой верхней опоре не стоит. На моем двигателе новые опоры, купленные в фирменном магазине, из-за непровара резины развалились на второй тысяче. А где гарантия, что они не разрушатся как раз при демонтаже коробки? Вместе с изношенным диском рекомендую заменить выжимной подшипник, а также задний сальник коленвала - мой оказался просто лысым. Для демонтажа старого уплотнения пришлось снять и его держатель. Новый запрессовал большим деревянным молотком. На 110-й тысяче преподнес сюрприз двигатель. В самом центре Москвы изпод капота повалил пар. Как позже выяснилось, оборвались два болта крепления головки блока. В образовавшуюся щель хлынул "Тосол". Однако даже с такой неисправностью мне удалось, то и дело доливая воду и масло, добраться до дома (чуть более 60 км). Учитывая пенсионный возраст мотора, решился на его переборку. Самым сложным оказалось... купить запчасти! Хотя на рынке ив магазинах есть все, найти годные детали непросто. Импортные, увы, крайне дороги. Родные страшно держать в руках. К примеру, установить головку блока удалось только с четвертого раза: купленные в фирменном магазине болты оказались мягкими - "тянулись" при 6-7 кгсм . Поразительно, ведь, как я слышал, столь же низким качеством болты отличались и десять лет назад! Приобретенный на рынке крепеж из другой партии оказался перекаленным, при том же моменте лопался. Проверка динамометрических ключей подтвердила - полностью исправны. В итоге езжу с тремя недотянутыми болтами - все лучше, чем извлекать их остатки из колодцев блока. После ремонта двигатель прошел 6500 км и пока (тьфу-тьфу-тьфу) без поломок. Что день грядущий мне готовит?КУПИЛ ОТЕЧЕСТВЕННОЕ...Все чаще на дорогах встречается "Ока" - дешевле не бывает!Игорь МАЛАХОВ Вот ия соблазнился смешной ценой. Мораль пушкинской сказки за давностью лет из головы выветрилась и... "погнался поп за дешевизною". Магазин встретил стройными рядами - "ок"? Бери любую. Правда, взять дело не простое. У одной машины полон салон воды, у другой двигатель дергается и не набирает оборотов, третья не тормозит... За символическую сумму магазинные сервисмены заменили разбитую фару, установили зеркала, поводки да щетки - и "Ока" обрела хозяина, а я... получил головную боль на весь следующий год. Надо сказать, модель выбрал вполне осознанно. Одну "Оку" (правда, тольяттинской сборки) уже изъездил, так что опыт имею. И опыт этот говорит, что ломается сей аппарат не намного чаще других отечественных. Ресурс некоторых агрегатов и систем маловат - не страшно, пробеги предполагались скромные. Жена будет ездить за покупками, возить отпрыска в детский садик или к бабушке, не отрывая занятого человека (автора, то есть) от работы или рыбалки. Благим намерениям, увы, не суждено было сбыться. Красивый жест "Дорогая, я купил тебе автомобиль!" не удался. Подарок дергался и глох на каждом светофоре, сцепление "брало" под потолком, рычаг переключения передач упирался в ногу, педаль тормоза проваливалась в пол, а заднее колесо при этом клинило, двигатель норовил перегреться, под машиной что-то стучало и бухало. Особо отличилось электрооборудование. Сигнал не работал, вентилятор системы охлаждения выл, как волк на луну, а светотехника не желала подчиняться командам: вместо указателей поворота мигали "габариты". В салоне - полная разруха: сиденья болтаются, рулевая колонка скрипит. Первый же дождик обрушил на обитателей салона потоки воды через ничего не уплотняющие уплотнения... Пришлось тряхнуть стариной, недаром говорят, что никакой опыт не бывает лишним. Рулевую колонку перебрал, ковры на полу закрепил, проводку, считай, переложил, попутно выяснив, что все "массы" посажены на краску (отсюда и чудеса со светом). Затянул шаровую опору перестало греметь спереди. Перемонтировал выпускную систему - исчезло "буханье" сзади. Проблему негерметичности решил очень просто - рамки дверей подогнул, применив грубую силу. Отрегулировал приводы сцепления и переключения передач - педаль и рычаг встали на место. Выкинул ржавый (и оттого заклинивший) задний рабочий цилиндр - перестало закусывать колесо, но барабан оказался... овальным. Машина тормозит рывками. Отрегулировал карбюратор и зажигание мотор перестал дергаться и глохнуть. Такая "скромная" послепродажная подготовка сделала "Оку" немножко автомобилем. Но приключения на этом не закончились. Течет по разъему коробка передач. Что прикажете - менять корпусные детали или, разобрав агрегат, притирать плоскости на плите? Из системы охлаждения слил бурую жижу с ошметками, промыл, залил новый "Тосол" - двигатель перестал греться. Развалилось сиденье водителя. Немудрено, его каркас можно гнуть руками. Руль не желал самостоятельно возвращаться в исходное положение - углы установки колес, мягко выражаясь, не соответствовали техническим требованиям. Заржавели колесные диски, заклинило газовый упор двери багажника, сломался омыватель заднего стекла... На днях открутилась гайка болта, крепящего рычаг подвески к подрамнику. К счастью, до потери колеса дело не дошло. А пробегто - всего 5000 км. Грустно... Новая, из магазина машина заставила добрым словом вспомнить замшелого года выпуска безухий "Запорожец". Купленный за символическую сумму в качестве учебного пособия по вождению, тарахтящий аппарат потребовал минимальных затрат, после чего отъездил целый год без поломок. Ничего не имею против "Оки" вообще - достаточно удобная маленькая машинка. Все претензии отношу к тем, кто "ударным" трудом создавал конкретный образец. Так держать! Пока кризисы лишают людей надежды сколотить хоть какую-то сумму на приличную машину, вы со своими смешными ценами и грустным качеством будете обеспечены спросом. Надолго ли?150ЗР 11/99