купать машины, сразу растаможенные "на Россию". Никакой смены декораций не произвело и недавно вступившее в силу Постановление Правительства РФ N« 783 (ЗР, 1999, № 9). Отныне вывозить за пределы области машины, растаможенные в особой зоне, имеют право только жители Калининграда на срок не более двух месяцев, да и то, если перечислят на депозит 2-3 тыс. допл. Но разве это что-то меняет? "КУДА КРЕСТЬЯНИНУ ПОДАТЬСЯ?" А действительно, чем заняться, если все официальные каналы для заработков перекрыты? По некоторым оценкам, скрытая безработица среди взрослого населения области сегодня достигает 80-90%! Как следствие этого - резко возросший за •последние год-два уровень преступности. Так, по данным командующего Калининградским региональным управлением федеральной погранслужбы РФ Павла Павленко, поток контрабанды за год увеличился в 10 раз! Ныне самый выгодный "бизнес" - угон автомобилей: только в областном центре еженедельно крадут около двух десятков. Часть с перебитыми номерами уходит в Россию, другие разбирают на запчасти. А самые дорогие машины продают... прежним хозяевам. Звонят и вежливо так предлагают: "Не желаете ли получить обратно свою красавицу за треть цены?" По слухам, если в подобном случае обратиться в некоторые подразделения милиции машину вам вернут... за 20% стоимости! На ворованных автомобилях в Калининграде спокойно ездят многие - от бандитов до руководителей правоохранительных струк-*.тур. Достаточно сказать, что начальник отдела по борьбе с организованной преступностью ездит на служебной "Тойоте", которая по данным Интерпола числится краденой. Понятно, что у милиции не хватает денег на покупку автотранспорта, но трудно представить себе, чтобы еще в какой-то стране стражи порядка разъезжали на ворованных машинах. ...На границах с Польшей и Литвой огромные, по 500-600 машин, очереди: это "челноки" везут на продажу бензин. В России литр стоит 6-7 рублей, "за бугром" - доллар. В баке можно провезти литров 40-60, заработав, если повезет, за рейс до 50 долларов. Правда, для этого придется постоять сутки (а то и больше) в очереди, вокруг которой процветают мошенничество, проституция, торговля наркотиками, регулярно возникают драки... А что делать? Найти другое, более "прибыльное" занятие в Калинин«> градской области сегодня невозможно. А жить как-то надо...ИОНЕРНАЯ ЯТИЛЕТКАЗа такой срок ГАЗ обновил всю "линейку" грузовиков. На очереди легковые автомобили.Владимир АР/СУША. Фото Владимира Трусова Пять лет назад, 8 апреля 1994 года, на Горьковском автомобильном состоялось первое собрание акционеров. Главной проблемой, с которой пришлось разбираться новоизбранному президенту АО Николаю Андреевичу Пугину (на фото), были 62 тысячи непроданных средних грузовиков - основной продукции завода. Грузовое производство встало... 16 июля того же года собрали первую бортовую "Газель". Эта машина стала, извините за патетику, символом новой эпохи для завода. Грамотное, целеустремленное, результативное управпение огромным коплективом, его слаженная работа позволили за пять лет решить сложнейшую задачу - освоить два крупных семейства - "Газель" и "Соболь". Реструктуризация завершилась в этом году освоением фургона "Соболь-Баргузин" и полноприводного грузовика "Садко". В прежние времена, уверен Пугин, полное обновление заняло бы 12-15 лет. Начат выпуск лицензионных дизелей "Штайр", в которых немало смелых решений. Впрочем, основные факты новейшей истории завода широко известны. А вот несколько характерных цифр. Продажи автомобилей за пятилетие выросли на 58% - в среднем 12% за год. В нынешнем ожидают даже 23% прироста! За первые восемь месяцев текущего года, по сравнению с тем же периодом 1998го, выпуск автомобилей увеличился на 11,2%, в том числе грузовых и микроавтобусов - на 22,2%. Всего за восемь месяцев выпущено 160 тыс. машин, из них 75,5 тысячи легковые. Спрос заставил наращивать производство: выпуск машин в 1999 году превзойдет показатель 1998-го на 18%. Важная примета времени: еще около 22 тысяч автомобилей (вместо 20 запланированных) соберут на 17 дочерних предприятиях ГАЗа - это втрое больше, чем год назад. По статистике, ГАЗу принадлежит 60% российского рынка грузовиков и 24,5% - автобусов. Но и столь внушительное положение не успокаивает руководителей ОАО: на повестке дня - расширение экспорта. Разумеется, речь идет опять-таки о "газелях" и "соболях", которые наверняка придутся ко двору в Азии, Африке. Южной Америке. Журналистам, посетившим ГАЗ в сентябре, среди других новинок впервые показали "Газель" с правым рулем; в тот же день образец отправился на выставку: куда бы вы думали? - в Южно-Африканскую Республику. К показу машин в стране и за рубежом здесь подходят с одной позиции: есть ли в конкретном регионе или стране потенциальный рынок для продукции ГАЗа. В этом смысле экспозиция где-то на краю света может оказаться куда полезнее, чем, например, показ новой "Волги" в Женеве или Париже: внимание-то на нее обратят, а дальше?.. Мы подошли к тому, что должно стать главным во второй "акционерной пятилетке" - обновлению программы легковых автомобилей. Привлекшая внимание россиян "Волга" ГАЗ-3111 станет серийной в будущем году, а в конце нынешнего появится установочная партия. Полным ходом идет оснащение корпуса ПЛА-2 - нового производства легковушек. Впрочем, не без трудностей: мощности первой очереди требуют вложения 135 млн. долл. Между тем, к осени было обеспечено лишь 40% этой суммы. "Не думал, что получить кредит в российском Сбербанке чуть ли не сложнее, чем где-нибудь в Нью-Йорке или Париже". - в сердцах бросил Пугин. В начале октября стало известно: Нижегородский банк СБ России выделил ОАО 250 млн. руб. - первый транш кредита общим объемом 1 млрд. руб. (около 40 млн. долл.). Деньги, полученные на пять месяцев под 45% годовых, позволят закупить сварочный комплекс и оборудование сборочного конвейера. Нет сомнения, что очередное пятилетие будет здесь напряженным - и резупьтативным для российских автомобилистов.ЗР 11/9969