58
59
Наш корреспондент побывал в Финляндии - стране, где снежные заносы, лед на дорогах - обычное дело. Как правильно ошиповать шину, какие шипы выбрать, объяснили специалисты фирмы "Турванаста".только основанием) и относительно быстрый боковой износ отверстия и шипа, ведущий к потере последнего. Причин такого прогрессивного износа две. Во-первых, относительно свободный доступ песка и грязи в зазор между шиной и шипом. Попавшие сюда частицы работают как абразив, "съедая" резину и металл. Во-вторых, высокое удельное давление корпуса шипа на резину при разгоне и торможении. Однако однофланцевые шипы наиболее просты в изготовлении (штамповка), а поэтому и самые дешевые. У двухфланцевых шипов на корпусе в верхней части есть дополнительное утолще-. ние. Такой шип давит на дорогу сильнее, так как опирается на резину не только основанием, но и покатыми "плечами". К тому же из-за увеличенного диаметра верхней части удельное боковое давление на резину заметно ниже. Это уменьшает износ и продлевает жизнь шипам. Двухфланцевый шип тоже штампуют, но его производство примерно на четверть дороже. Трехфланцевый шип - уже с двумя поясками-утолщениями в верхней части. Еще больше снижая боковое давление, они одновременно служат своеобразным лабиринтом для песка и грязи. В то же время "двойные плечи" существенно снижают нагрузку на покрышку в зоне корда. Эти шипы лучше держат дорогу, более износостойки и надежнее удерживаются в покрышке. Однако их невозможно просто отштамповать - нужна токарная обработка. Поэтому и обходятся уже наполовину дороже однофланцевых.Массовое применение шипов началось в Финляндии. Было это в 60-х годах. "Подбитая гвоздями" резина позволила существенно снизить аварийность на зимних дорогах. Однако шипы интенсивно разрушали дорожное покрытие. С тех пор постоянно ведутся исследования, направленные на повышение эффективности шипов и уменьшение износа полотна. За четыре десятилетия шип " здорово изменился. Оптимизировав размер, массу его для легковых автомобилей уменьшили втрое и во столько же снизили разрушающее действие на дорогу (рис. 1). В Финляндии сегодня производят шипы три фирмы - "Турванаста" (Turvanasta), "Скасон" (Season) и "Тикка-Настат" (Tikka-Nastat). Кроме них, разработкой шипов занимается Технический исследовательский центр (VTT) - независимое государственное учреждение.Его величество шип состоит из "гвоздя" (твердосплавной вставки) и корпуса. Последний бывает стальной, алюминиевый и даже пластмассовый. Подбирая материал, стремятся снизить массу шипа. одновременно обеспечив его прочную посадку в покрышке. В то же время корпус шипа с внешнего торца должен изнаши-Спросим читателейИспользуете ли вы зимой шипованные шины?Рис. 1. Изменение по годам массы шипов и ее влияние на сохранность покрытия дороги.ваться вместе с протектором, несколько опережая в этом твердосплавную вставку - так обеспечивается оптимальное (независимо от износа) выступание шипов над поверхностью колеса. (Некоторые называют это "эффект зуба грызуна".) Рабочие характеристики и срок службы шипа в покрышке во многом зависят от количества так называемых фланцев (поясков-расширений) на его корпусе. Самые первые - простые однофланцевые шипы по виду напоминают гвозди. Их слабые места - недостаточная сила давления на дорогу (шип опирается на резину58ЗР 11/99 Король шипов "Турванаста" - самый легкий шип "Вип" (Wip). По конфигурации он похож на двух- или трехфланцевые, но с углублением в основании (С торца шипа, обращенного внутрь покрышки - ямка). В результате - повышенная "живучесть" в покрышке за счет более плотной заделки основания. Резина внутри углубления дополнительно ограничивает его качания. Этот шип наиболее трудоемок в производстве и стоит примерно вдвое дороже простого однофланцевого "гвоздя".ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ стота эксперимента (ведь абсолютно одиШИПОВКИ наковыми автомобили быть не могут). Но эффективность и долговечность Но результаты заездов по ледяной трасшипов зависят не только от конструкции. се просто удивили. На нешипованной шине Важно их правильно установить, обеспе"Хакапелита Q" время прохождения скользчив оптимальную высоту шипа над резикой трассы оказалось даже на несколько сеной. Если шип чрезмерно выступает - быкунд лучше, чем на шипованной "Хакапелистро расшатается и выта 1"! Да и поведение перпадет, если едва виден вой машины было четче и хороших сцепных увереннее. Тайну нам вскоре рассвойств от такой шины крыли специалисты. Окаожидать нечего (рис. 2). зывается, в сильный мороз "Турванаста" рекоменду(минус 30° и ниже) эффекет золотую середину тивность шипованной ши1,2 мм. Проконтролироны падает - и тогда у ее вать правильность устанешипованной сестриновки очень просто. цы появляются реальТвердосплавная вставка ные шансы на победу. выступает из корпуса Хитрость шины Qв шипа как раз на расчеттом, что ее протектор ную величину, так что сделан из очень мягкой при посадке надо лишь Рис. 3. Так зависит эфрезины и синтетичесовместить торец корпуфективность работы шипов на льду от окруских материалов. А са с поверхностью пожающей температуры Выступание шипа из шины, мм протектор "единички" крышки. Допустимо неКривая расположена условРис. 2. Зависимость сцепных свойств шины и шины большое заглубление но - для конкретной вниз. она может из обычных (ведь она долговечности шипов от выступания из посмещаться вверх или крышки. должна прочно удержи(до 0,5 мм), но даже мавать шипы). В сильный мороз первая шина лое выступание - ни в коем случае! ПРОКОЛ, НО НЕ НА После установки шипов шина должна осталась эластичной, а вторая задубела наВ скандинавских странах принят ряд полежать три-четыре недели при комнатстолько, что верхний слой ее протектора пеограничений на применение шипов. Наприной температуре. Прежде всего, это отнорестал сжиматься и "выпускать коготки". К мер, "сила прокола", та, с которой шип описится к двух- и трехфланцевым шипам. Татому же резко ухудшились сцепные свойстрается на дорогу, не должна превышать кая выдержка нужна для того, чтобы резива самой резины. на "затекла" в углубления между выступающими плечами. Иначе шипы быстро вылетят из покрышки. Кроме того, для окончательной самоустановки шипа необходима обкатка (около 1000 км в щадящем режиме, без резких разгонов и торможений). Только после этого можно требовать от шины все, что она может дать. Вторая тонкость выявилась при обсуждении графика зависимости сцепления от температуры (рис. 3). Оказалось, что если теплее минус 4-5° - эффективность шипованных шин падает, так как лед становится мягким и плохо держит шипы. Однако и нешипованным шинам в таких условиях работать хуже: при их проскальзывании по "теплому" льду сразу появляется пленка талой воды - своего рода смазка. Вывод: при температуре, близкой к нулю, надо быть особенно осторожным - даже на самых лучших шинах. "Турванаста" считает оптимальными следующие характеристики шипов (см. табл.).РАЗМЕРЫ ШИПОВ ДЛЯ РАЗНЫХ ТИПОВ МАШИН Общая длина Диаметр фланца, шила, мм мм 7-8 Легковые автомобили 10-11 Микроавтобусы 12-13 8-9 Грузовики 15-17 9-12 Колесные тракторы 19-24 не менее 12 Различных конфигураций, но одной размерности (общая длина -11 мм. диаметр фланца - 8 мм) Количество Масса шипа, фланцев гw 8-11/1 1 1,7 8-11/2 2 2,0 8-11/3 3 1,8 Wip 11 V3 1,8 Wip 111,1 2 менее 1,1 Wip11 3 менее 1,1120 Н (приблизительно 12 кгс). В первую очередь это вызвано заботой о сохранности дорожного полотна (вспомните колеи на "правительственных" трассах, прогрызаемые за зиму колесами мощных инома^.рок). Но не будем забывать, что, неся нагрузку, шип давит и на резину (а через нее на каркас покрышки). А повышенные местные нагрузки на корд жизнь ему не продлевают. Значит, и с этой точки зрения ограничение "силы прокола" вполне оправданно. "Нокиан Хакапелита 1" с уникальной системой шиповки "Эко Стад Систем" полностью удовлетворяет этим требованиям. "Силу прокола" ограничивает расположенная под шипами специальная подложка из мягкой резины. В 13-дюймовой легковой шине не должно быть больше 90, а в 14-16-дюймовой -120 шипов и чем легче шип, тем лучше. Девяносто штук массой около двух граммов каждый дадут прибавку около 3% к массе шины, но так как они расположены на периферии колеса, еще более существенно повысится его момент инерции. Результат - снижение динамических показателей автомобиля (кроме езды по льду), повышение расхода топлива, сокращение срока службы трансмиссии и т. д.НЕОЖИДАННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Я приехал в "Турванаста" не только за информацией. Планировались "практические занятия" - сравнительные тесты разных шин на северном полигоне фирмы "Нокиан тайрс". Однако сорокаградусный мороз спутал карты, заставив отказаться от тестов с заменой шин на трассе. Решили использовать две машины с разной резиной. Правда, при этом несколько нарушалась чи-ЗР 11/9959