10
11
ПОСЛЕДНИЙ СРОКПриближается время, когда водительские удостоверения старого образца перестанут действовать.Давно стихли страсти по поводу предстоявшего обмена "прав". Повозмущавшись. дойдя аж до Верховного суда, автомобилисты поняли: неприятная процедура неизбежна и... успокоились, Слабой "обменной" активности способствовала поначалу из рук вон плохая организация дела. Желающим обменять удостоверения приходилось мучиться в бесконечных очередях и тратить не одну сотню рублей за счастье обладать заветной пластиковой "карточкой". Кое-кто, откладывая героический поход в ГИБДД, втайне рассчитывал на то, что обойдется. Обмен отложат, продлят или же вовсе отменят. Старались не задумываться над тем, что ждет, если не поменять старые "права", насколько реальны и велики последствия. А между тем закон не просто строг - он прямо-таки жесток к тем, кто в новом году осмелится сесть за руль с удостоверениями старого образца, которые будут считаться недействительными. Такие водители попадают под статью 119 КоАП "Управление транспортными средствами лицами, не имеющими права управления. ..". Это - штраф от трех до пяти МРОТ. Плюс, что обиднее всего, - пересдача экзаменов для получения новых "прав". Руководство Российской ГИБДД уверяет, что "страшную" статью к нарушителям применять не будут, наказывать станут гораздо мягче, по статье 114 ("Управление транспортными средствами водителями, не имеющими при себе документов, влечет предупреждение или наложениештрафа от 0,2 до 0,5 МРОТ"). Старые же удостоверения будут изымать, чтобы заставить получить (без переэкзаменовок) новые. Казалось бы, не страшно. Но вполне возможны "инициативы" дорожных инспекторов на местах! Если можно наказывать построже, то обязательно найдется ктото слишком "принципиальный", чтобы воспользоваться • этим и не дать спуску "злостным нарушителям"... Что же происходит сейчас в МРЭО, на пунктах обмена "прав"? Успеют ли все, кому требуется, получить новые водительские удостоверения? Об этом рассказывают наши корреспонденты и ответственный работник Г/ ГИБДД МВД РФ.РОСТОВ-НА-ДОНУВодителей Ростовской области стали призывать на "обменные пункты" с января этого года в теле-, радио- и газетных обращениях. Когда мы попали в МРЭО - увидели очередь из 50 человек примерно на один час. Говорят, бывает и больше. В январе сюда потянулась самая законопослушная часть водителей - пенсионеры. Занимали очередь с пяти часов утра. Тогда приходило до 750 человек в день! Ажиотаж спал к апрелю, а теперь ГИБДД готовится принять вторую волну автолюбителей. Интересно, что некоторые пенсионеры не намерены в дальнейшем садиться за руль. Но хранить предпочитают все-таки "права" нового образца. Во время оформления бланков проверяется подлинность документов. Трудно сказать, какая сила толкает владельцев фальшивых удостоверений прямо в объятия правоохранительных органов. За восемь месяцев обнаружено 65 фальшивок и возбуждено 15 уголовных дел! С января по август ГИБДД области заменила на новые 140 тысяч водительских удостоверений. Осталось - чуть более 40 тысяч. Дмитрий ЩЕГЛОВЭпопея по замене водительских прав подходит к концу. Однако не всегда и не везде утвержденная законодательно кампания проходила гладко (см. ЗР, 1999, № 9). Если разбить ее участников на два лагеря - чиновников и водителей, то виновных в затягивании процесса можно найти и там, и там. щ В некоторые летние дни, чтобы сдать документы/ надо было потратить почти целый рабочий день, да еще полдня, чтобы их получить. И это при том, что процесс приема "бумаг" был максимально упрощен - горожан обслуживал только один пункт на шоссе Революции. Немало волнений пережили пенсионеры. В региональной прессе были опубликованы заявления бывшего начальника ГИБДД А. Машнина, который пообещал пенсионерам не наказывать после 31 декабря за использование удостоверений старого образца на территории города и Ленинградской области. Одним словом, своей волей он разрешил не менять "права" этой группе водителей. Сегодня же выясняется, что это заявление не имеет юридической силы. И менять удостоверения все равно придется всем. В то же время много претензий можно предъявить водителям. Несмотря на то, что очереди со временем "рассосались", не все спешат менять "права": "Все равно продлят!", "Некогда!", "А кому оно надо!" - таковы мотивы. Кое-кто ссылается на очереди в пункте обмена, хотя сам там не был. Получить информацию по специальному телефону ГИБДД - что нужно для обмена "прав", режим работы и так далее - практически невозможно: "занято". Как ни странно, осенью поток желающих обменять удостоверения уменьшился. Узнать в ГИБДД города, сколько водителей еще не обменяли "права", не удалось: сослались на отсутствие данных. Тем не менее можно предположить, что многих откладывающих замену "на последний день" ждут горячие денечки в очередях. ф Игорь ЛАГУТИННаибольшее число жалоб, связанных с обменом, было в Новосибирской, Ростовской, Липецкой областях, в Краснодарском крае, Республике Карелия, в Москве и Санкт-Петербурге.САНКТ-ПЕТЕРБУРГ10ЗР 11/99 ДО БЕСПРАВИЯРяд регионов стремился нажиться, завышая стоимость "прав". Наиболее отличились Петербург - 600 рублей, Ленинградская область - 400, Республика Саха-Якутия - 347, Ставропольский край - 280, Курская область - 266. Это за пластиковую "карточку". Дешевые "корочки" стоили от 50 до 140 рублей. (по данным ГУ ГИБДД МВД РФ)ВЛАДИВОСТОКВладивосток - без преувеличения - "город на колесах". Каждый шестой житель - владелец водительских прав. И большая часть - люди предусмотрительные. Как сообщил и. о. начальника городского МРЭО ГИБДД Владимир Кушнарь, более 105 тысяч автомобилистов во Владивостоке уже могут похвастаться новыми удостоверениями, причем 97 тысяч предпочли дорогие, пластиковые. По самым скромным подсчетам, около 30 тысяч водителей отложили, как водится, мероприятия на последние дни. Именно они сейчас каждый день с5 часов утра штурмуют здание МРЭО. Личный состав инспекторов перешел на шестидневную рабочую неделю, а сам рабочий день продлен с 8.00 до 19.00. Дополнительно по городу организовано четыре пункта по обмену. Ежедневно новые водительские удостоверения получают в городе от 150 до 200 человек. Параллельно с выдачей новых документов выявлено множество водителей, лишенных "прав", лиц, находящихся в розыске, и несколько злостных алиментщиков. Марина ЛОБОДА идеи единого образца водительского удостоверения и предложили водителям выбор: пластиковая "карточка" или "корочки". Последние, в среднем по России, стоят 30 рублей ("пластик" - 120 рублей). Плюс к этому ввели 50-процентные льготы на "карточки" для чернобыльцев и ветеранов ВОВ, а некоторым категориям инвалидов "права" заменяются бесплатно. А что на местах? В Санкт-Петербурге "дешевых" удостоверений за прошлый год выдано лишь три штуки, а вот на Алтае, в Карелии и Калининградской области вообще не выдавали "карточки". Без сомнений, ГУ ГИБДД и МВД к концу года дадут оценку тому, что было сделано и не сделано. Что касается "неторопливых" водителей, то они накажут себя сами. Те, кто вовремя не побеспокоился о замене удостоверения, с 1 января 2000 года будут считаться "не имеющими при себе документов, предусмотренных ПДД". Пусть не "лишенными права", не обреченными пересдавать экзамены, но создавшими себе лишние проблемы.В МРЭО УГИБДД Центрального административного округа Москвы - идиллия. И народу немного и обстановка спокойная. Но факт этот скорее тревожит, чем радует: пока очень немногие жители района обменяли "права". Кстати, в других округах ежедневно приходят менять удостоверения человек 250-300, и это, считают там, еще не ажиотаж. Из 13 миллионов подлежащих замене водительских удостоверений к сентябрю обменено лишь пять с половиной миллионов. При нынешних темпах потребуется еще год! А в Башкирии, Татарии, Амурской, Курской, Пензенской и Нижегородской областях - более двух лет! В Московской области обменено чуть больше половины, а в столице - треть.J Комментарий начальника отдела лицензионноАразрешительной и экзаменационной деятельности ГУ ГИБДД МВД РФ Юрия ШАКИРОВАСрок окончания обмена водительских удостоверений (1 января 2000 года) определен постановлением Правительства № 831 от 8 июля 1997 года. Стало быть, изменить его требования может только новое постановление Правительства. Насколько я знаю, таких проектов нет, поэтому каждый должен себе ясно представлять ситуацию. О замене "прав" объявили два года назад! Было множество статей и выступлений в СМИ по этому поводу. Более того, дважды заседал Верховный суд, подтвердивший правомочность постановления Правительства. Следовательно, результат по обмену удостоверений к началу нынешней осени можно назвать удручающим. Чья вина? Не берусь утверждать однозначно - водителей или ГИБДД. Многие откладывают замену "прав" на последний день, и зря. Летом и осенью, когда мы, что называется, развернули все мощности (по стране, помимо 1300 "штатных" пунктов обмена, организовано более 200 дополнительных и свыше 500 - мобильных), большинство пунктов было загружено лишь наполовину! Справедливости ради надо сказать, что в ряде регионов руководители ГИБДД не организовали толком работу. Некоторые "заболели" практикой подтверждений. Приходит водитель, а ему говорят: ждите, будем вас проверять, посылать запросы по месту выдачи удостоверения. "Отличились" Москва, Ставрополье и Ленинградская область. Еще весной мы запретили рассылать запросы в пределах одного региона: на своей территории нужно такие дела решать быстро и без бумажной волокиты. Но... некоторые начальники продолжают писать письма на соседние улицы! В прошлом году мы отказались отЗР 11/9911