76
77
78
t'S3 onРоссийский рынок новых иномарок на рубеже веков.Сергей КАНУННИКОВ. Фото Владимира Трусова Как отразились прошлогодние финансовые катаклизмы на рынке новых зарубежных автомобилей? Какие фирмы и модели сегодня в лидерах? Какой автомобиль в посткризисной России может рассчитывать на благосклонность покупателей? Попробуем ответить на эти вопросы. опираясь на статистические данные официальных дилеров (это естественно, поскольку других не отследишь). Что было. Восемь докризисных месяцев прошлого года для импортеров автомобилей были безоблачными (диаграмма 1). Одних "тойот-лендкрюйзеров" продали более двух тысяч! Но рыночную погоду делали не дорогие "мерседесы", БМВ и джипы, хотя и их, конечно, брали. Лучше всего расходились демократичные "дэу" и "шкоды", составляя, при незначительной разнице в ценах, ощутимую конкуренцию отечественным машинам. Немало потребителей готовы были доплатить какую-то сумму, чтобы на себе испытать скромное обаяние дешевых иномарок - добротную сборку, удобство и т. п. Увеличивался спрос и на модели подороже - от именитых "Ниссана", "Тойоты", "Форда". По-европейски это низший средний класс (С), понашему - аналоги "самар". Одним словом, и продавцам, и покупателям казалось, что наступает желанный рыночный рай. Что стало. Результаты финансового "землетрясения" видны из сравнения первой и второй диаграмм. Меньше всех пострадали продавцы дорогих машин - наши богатеи, видно, самые стойкие в мире. За семь месяцев сбыли аж 11 00 "лендкрюйзеров", а "Мерседес" по общему количеству продаж вошел теперь в первую десятку. Дилеры планируют даже перекрыть прошлогодние показатели и пристроить в России 1403 машины (в прошлом году 1361). Цель, похоже, достижимая. Только "мерседесов" S-класса (по-нашему- "шестисотых"), и прежнего, и новейшего поколений, за восемь месяцев купили 340 штук. Представительская модель в погрязшей в долгах России - традиционный лидер продаж. Знай наших! Но все-таки в общей картине рынка дорогие автомобили не более чем штрих. Погоду делают демократичные марки. По-прежнему "Дэу" - корейско-узбекско-ростовская - суммарно перекрывает остальных. Объемы продаж заметно сократились, но на фоне общего спада все » равно впечатляют. У "Шкоды" дела куда*76ЗР 11/99 хуже - не помогло даже ощутимое снижение цен. Те, кто год назад выбирал между близкими по цене "девяткой" и "Фелицией", решительно перешли в стан патриотов ВАЗы (впрочем, и "волги") гораздо дешевле и не настолько хуже, как предполагает вилка цен. На плаву "Шкоду" поддерживает "Октавия" - 325 машин.На Российском автосалоне популярные у нас узбекские "дэу" нынче не выставляли. Расценим это как затишье перед выходом в свет "Нексии-2". С новинкой продажи пойдут в гору: обновление модели, тем более в самом популярном классе, всегда этому способствует. В 2000 году на смену плохо прижившемуся в России "Тико" (за Относительно прочное положение у полтора года продали только 733 машины) "Тойоты", "Ниссана", "Фольксвагена". Сопридет "Матиз" (ЗР, 1999, № 9). "Донинотечественники со стабильными "зеленывест", помимо представленных ранее модеми" доходами и сегодня предпочитают налей, планирует выпустить еще один "Оридежные, комфортабельные, красивые авон", не имеющий ничего общего с тезкой, томобили известных производителей. Покопией "Дэу-Нубира". Новинку - бпизнеца хоже, приверженцы "авенсисов" и "алмер", "Пежо-Партнер" и "Ситроена-Берлинго" - в "поло" и "гольфов" даже ради серьезной базовой комплектации обещают за экономии не пересядут на простоватые 8600 долларов. Цена очень привлекатель"эсперо", "нексии" и "фелиции". То ли переная, но, в конечном счете, масштабы сборпад им кажется слишком резким, то ли ки определит реакция покупателей. обеднели меньше... но заметного перехо"Ниссан" уже радует россиян свежей да к дешевым машинам, как от "шкод" к "Примерой", получившей Гран-при журнаВАЗам, не произошло. ла "За рулем", а в будущем году предстаНекоторые изменения заметны внутри этой группы. Популярный в прошлом году "Рено-19" (из всех моделей фирмы на него приходилось 70% продаж) несколько сдал позиции более дорогому, но современному "Мегану" - теперь доля "19-го" 58%, а показатели "Мегана" выросли с 16 до 26%. В общем, не перевелись в России люди, не только ценящие высококачественные товары, но и способные их приобретать. Что будет. Справедливо считая кризис преходящим, производители не собираются закрывать представительства, а дилеры - свои салоны. Стремясь удержать (а лучше - поднять) продажи, многие фирмы в 2000 году предложат российским покупателям новинки. вит обновленную "Алмеру". Вероятно, обновы еще более укрепят позиции фирмы лидера в "среднем весе". Начаты официальные продажи "Фольксвагена-Нью Битл" ("серые" машины по Москве бегают с прошлого года). Вряд ли эту модель ждет громкий успех большинство российских покупателей не жалует столь оригинальные машины. Да и дешевым модерновый "Жук" не будет. У богатых исчезнет одна из причин для плача. В 2000 году в России появится настоящий "шестисотый" - "МерседесБенц-ЭбОО" с новым кузовом. Модернизированный Е-класс уже можно купить. А еще выпустят "Мерседес-С" следующего поколения. Впрочем, этот может повто-ПРОДАЖИ НОВЫХ ИНОМАРОК В РОССИИ16316 "Дэу2800 §2596 1290 5673 "Дэу" | "Тойота" "Ниссан" "Мицубиси" "Фольксваген" "Мерседес-Бенц"|т 198908Щв07Шббб650 534 Мерседес-Бенц" 1337 "Пежо' 460 425("Мицубиси", "Фольксваген", "Форд" за шесть месяцев, "Мерседес-Бенц" - за восемь месяцев, остальные - за семь месяцев)0*^?V^U-"Хёндэ" "Форд" "Рено" "Шкода" ФИАТ "Хонда"ЗР 11/9977 рить судьбу предшественника: С-класс в России покупают мало. "Форд" начинает раскручивать у нас 'Фокус". Внешне машина, бесспорно, привлекательная, чего не скажешь о базовой цене - 1 7 750 долларов. Если спрос на "эскорты" сохранится (а пока эта модель лидирует в "фордовском" списке), его удовлетворит белорусский завод. Однако о дешевой версии (1,3 лс карбюратором) придется забыть. Основой ряда станет седан с 1,6-литровым впрысковым мотором и АБС. Поклонники "Рено" получат обновленный "Метан" и представленный на Московском автосалоне полноприводный "Сценик RX4". Несколько позже, видимо, придет смена "Рено-19". ФИАТ прекращает продажи ветерана "Уно": за семь месяцев в России продано всего 15 машин. Новый "Пунто" (ЗР, 1999, № 9) к нам пока поставлять не будут. Основная ставка - на модели "Мареа" (базовая цена около 14 000 долларов) и "Палио". Очевидно, итальянцы хотят потеснить лидеров самого популярного у нас класса. Компании наперебой предлагают нам новинки - одна другой привлекательней... Чем сердце успокоится? Так какие же автомобили любят россияне? Посмотрим на третью диаграмму. Разные "мини", "микры" и прочая недешевая мелюзга непопулярны. Мы любим простор и вокруг машины, и в ней. Автомобиль в России - средство не только передвижения, но и самовыражения. Да и условия эксплуатации специфические. В представлении россиянина идеал иномарки - вместительный седан или хэтчбек с полутора-двухлитровым двигателем. Желательны также дорожный просвет побольше и подвеска покрепче. Немаловажно и имя машины -многие готовы переплатить, но купить настой щую иномарку, а не космополита из СНГ. Именно такие модели переносят кризис с наименьшими потерями (см. диаграммы). Новомодных игрушек с яркой внешностью типа "Мерседеса" А-класса, "Нью Битла" и "Форда-Ка" мы тоже сторонимся: какие-то они несолидные. На значительный рост продаж пока не рассчитывает никто. Сбыт дорогих автомобилей, видимо, будет стабильным, но не прогрессирующим - круг покупателей сформировался. Резкого пополнения армии среднего - опорного класса тоже не предвидится. Посему заметного увеличения сбыта автомобилей "среднего веса", по крайней мере, в ближайший год не будет. Однако приемлемые цены и гибкая маркетинговая политика обеспечат нынешним лидерам рынка относительный успех. Если... не получится "как всегда". Ну а конкурировать с "сама*. рами" и "десятками", даже учитывая, что цены на ВАЗы будут медленно расти, пока некому. Может быть, в лидеры выйдут иностранцы, принявшие российское гражданство? Вряд ли. Небеса над отечественными сборочными предприятиями затянуты облаками. За полгода в России продано менее 20 тысяч новых иномарок. Если все будет хорошо (стучим по дереву), выйдем на годовой показатель в 40 тысяч машин. Всех марок. Сравните с рекламируемой мощностью какого-нибудь новоявленного сборочного завода обычно называют от 10 до 50 тысяч автомобилей ежегодно - и задайтесь вопросом: кому они тут нужны? Предприятиям, рассчитанным на выпуск нескольких десятков тысяч автомобилей в год, впору будет вывозить машины за рубеж (то-то там обрадуются!) или устанавливать цены, близкие к вазовским. То и другое - сомнительно. К тому же покупатели, приглядывающиеся к иномаркам, смотрят на автомобили российской выделки с подозрением - не доверяют отечественное сборке. Рассчитывать на хороший сбыт дорогих моделей, собранных у нас, тем более не приходится. Россияне, приобретающие БМВ или "Шевроле", как правило, "на спичках" не экономят.***Нынешняя рыночная погода не очень радует, и все-таки надеемся, что недорогие иномарки не покинут Россию. Хочется, чтобы они могли соперничать с продукцией отечественных заводов по цене, а россияне с иноземцами - по качеству. Ведь отсутствие конкуренции вредит не только покупателям, но и производителям. Многие ли из нас смогут в обозримом будущем купить автомобиль своей мечты? Об этом расскажет статистика следующего века.