166
VXNiViданные. Например: 58127x3/4 HSN. В первых двух цифрах (58) зашифрована серия зубьев, то есть их профиль и шаг - в данном случае полукруглый, без желобка, высотой 3,6 мм с шагом 3/8". Следующие три цифры (127) - число зубьев (у ремней серии 40 оно условно). После знака умножения - ширина ремня в миллиметрах или дюймах (здесь 3/4" или 19 мм). Аббревиатура HSN в конце маркировки обозначает современный особо прочный материал ремня - "высоконасыщенный нитрил" (Highly Saturated Nitrile), а если ее нет - значит, ремень сделан из традиционного неопренового каучука. Данные синхронных ремней для большинства распространенных в России автомобилей приведены в таблице. Не вошли в перечень ремни для устаревших машин 70-х-80-х годов, форсированных модификаций двигателей, редких и дорогих моделей. Не включены также короткие (45-70 зубьев), не предназначенные для привода распредвала и применяемые дополнительно к основному ремню для вращения балансировочных валов и дизельных топливных насосов на некоторых моторах. Не удивляйтесь, если не найдете в первой колонке таблицы американские машины, "мерседесы", многие современные модели "Ниссана", "Тойоты" и других фирм - их конструкторы предпочли цепь. В отличие от ремня (или, скажем, "жигулевской" цепи), ее практически никогда не придется заменять. Кроме того, цепь ставят, если очень важна компактность: ведь ременный привод, как ни крути, удлиняет мотор миллиметров на двадцать. Случаи взаимозаменяемости зубчатых ремней достаточно редки. Какой ремень инженеры рассчитали - тот и закажут у "Гейтса" или "Конти". Другое дело наш автопром, где опытные образцы агрегатов, да и самих машин всегда представляют собой причудливую смесь импортных комплектующих. Это потом на конвейер пойдут детали от балаковских, ставровских и прочих смежников, а сначала прилаживают "Дэйко", "Солекс", "Бош", "Сакс" и т. д. Так, к ВАЗ-2105 подобрали ремень от старенького ФИАТа, к "Таврии" - от "Тойоты", а к 16-клапанному мотору ВАЗ2112 - от "Ситроена". Остальные совпадения в таблице объясняются еще проще одни и те же моторы (или аналогичные лицензионные) могут применять разные автомобильные фирмы. Скажем, ремни 41121x18 и 90152x25 HSN стоят на двигателях "Ауди" и "Фольксвагена", 76092x29 HSN и 76163x1 HSN - "Мицубиси" и "Хёндэ", а 58127x3/4 HSN - "Вольво" и "Рено".1Наш автор с Украины не жалеет о такой замене. Очевидно, что подобным образом можно поступить ис "Запорожцем".Я слышал, что напыление - способ ненадежный, но рассчитывал на В мартовском номере ЗР за 1998 лучшее. Оптимизма хватило лишь на год я рассказал о своей попытке 300 километров: во время поездки в модернизировать износившийся двигателе загрохотало, давление двигатель автомобиля ЛуАЗ-969М. С масла упало с 3,5 до 0,5 атм, а темпетех пор машина проехала 74 тысячи ратура подпрыгнула до 80 градусов. Я километров - в основном, с гружене остановился, поскольку вновь заным прицепом и пассажирами. Как вести двигатель наверняка не смог же проявил себя мелитопольский бы, а на буксир никто бы не взял из-за "воздушник" с 79-миллиметровыми прицепа. ЛуАЗ худо-бедно доехал до гаража. Разобрав мотор, обнаружил, * I поршнями "Жигулей"? Первые 60 тысяч он доставлял что слой напыления на шейке разру| только положительные эмоции: рас- шился, зазор стал недопустимо боль| ход бензина сократился почти в пол- шим - отсюда грохот и все прочее... I тора раза, температура масла в раПозднее в руки мне попала и ста|бочем режиме скромно держалась ла добрым советчиком книга А. ХрулеI на отметке 40°. Но однажды в дороге ва "Ремонт двигателей зарубежных авI вдруг резко ухудшилась тяга. Доехав томобилей" (издательство "За рулем", |до гаража, измерил компрессию: в 1998). В ней отмечается, что при напыI одном из цилиндров ее практически лении сцепление покрытия с деталью | не было. Вскрыв цилиндр, увидел на не всегда получается прочным. Что и lero зеркале пропаханную пальцем подтвердилось на моем примере. I поршня борозду шириной и глубиной И все-таки считаю, что экспериj-j в пару миллиметров. мент по модернизации двигателя Напомню, что "жигулевские" удался. Ведь обеих досадных полоI поршни были мной доработаны, в от- мок, будь автор опытнее, легко было ' верстиях для пальцев я сделал на ко- бы избежать. Сегодня с достаточной ординатно-расточном станке канавуверенностью могу рекомендовать ки для "запорожских" стопоров. Одтакую переделку владельцам ЛуАЗов на канавка получилась недостаточно и "запорожцев", которые хотели бы глубокой - стопор не удержался в экономить бензин и масло (угар посI I ней, и палец, высунувшись из поршня, леднего составляет всего 500-700 г на Iпокалечил зеркало... Тем, кто хотел 10 тыс. км). Кроме того, благодаря •бы повторить мой опыт, рекомендую увеличению компрессии в цилиндрах I обратить на это особое внимание. до 11-12 мой ЛуАЗ стал заводиться зиI Если d - диаметр упругой проволоки, мой еще легче, чем прежде: даже вI из которой сделано стопорное кольсамые крутые украинские морозы цо , то глубина канавки должна быть (под 30 градусов) я не пользуюсь | примерно 0,66 d (а не 0,5 d. как в мопредпусковым подогревателем двигателя. А это, согласитесь, показаем случае). тель его здоровья. Коль скоро двигатель вскрыт, реОт редакции. В другом случае мы шил заменить коленвал, которому, по моим прикидкам, оставалось служить вряд ли "благословили" подобную за| не более 20 тыс. км. В запасе был номену. Но поскольку "запорожские" вый вал, доставшийся мне почти дадвигатели МеМЗ фактически сняты с ром из-за залысины на шейке для шапроизводства, к тому же Украина статуна. Взяв соответствующий шатунный ла заграницей, найти оригинальные подшипник, я вычел из его внутреннезапчасти приемлемого качества стаго диаметра минимально допустимый новится все труднее. Вот почему вы| зазор - и получил требуемый диаметр ход, найденный автором, может окашейки. После чего отдал коленвал в заться единственно возможным спо* мастерскую плазменного напыления, собом продлить жизнь автомобилюветерану. |чтобы там обеспечили этот размер. Феликс БАРАНСКИЙшшявяяшвтт166ЗР 11/99