32
33
Проходил яв этом году техосмотр и, как законопослушный гражданин, исправно заплатил в Сбербанк налог с владельца транспортных средств в сумме 194 рубля. А попробуй не заплати - не видать заветного желтенького талончика, как своих ушей. Никто и не возражает: деньги эти должны идти на благую цель - строительство и содержание дорог России. Только вот благими намерениями известно, куда дорожка вымощена. Мы решили поинтересоваться, как собираются деньги в дорожные фонды и как они потом используются. БЫЛИ СБОРЫ ТАК ДОЛГИ... "Средства дорожных фондов образуются за счет: налога на реализацию горюче-смазочных материалов: налога на пользователей автомобильных дорог: налога с владельцев транспортных средств: налога на приобретение транспортных средств: акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан" (ст. 3 Закона "О дорожных фондах РЧУ). Как все точно прописано в законе! Покупаешь новую машину, ездишь на ней - плати налог В жизни же реальной далеко не все так просто. Закон-то есть, а вот дальше... Оказывается, создание средств фонда, их использование определяются почему-то еще по Постановлению Верховного Совета РФ от 23 февраля 1992 года, в котором, естественно, не учтены многочисленные изменения и дополнения, внесенные в дорожное законодательство за последние семь лет. "Прореху" эту должен был закрыть новый Закон "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности", но его, увы, наша Дума никак принять не может. Так и живем по "заветам" Верховного Совета, которого давно уже нет. И если бы хорошо жили, так уж ладно, но ведь живем-то - не очень! Начнем с первой части дорожных фондов. Ее должны пополнять предприятия нефтеперерабатывающего комплекса - как известно, самые у нас "бедные". Задолженность их перед дорожными фондами - трудно поверить - была 9,6 млн. рублей на 1 января 1999 года! В списке самых злостных должников тогда числились "ЛУКойл", "ЮКОС". "Восточная нефтяная М ЯP LОкомпания", "КомТЭК" и "Газпром". Принимались авральные меры по реструктуризации их задолженности перед фондами в зачет долгов от них принимали ГСМ, битум, строительную и дорожную технику. Не помогает-долги пока не сокращаются. Зато налог на пользователей автомобильных дорог в прошлом году удалось соф брать практически полностью и даже долги за прошлые годы кое-какие получить. Пусть не везде рублями, а все теми же ГСМ и стройматериалами, но все же лучше. чем ничего. В прошлом году на лицевые счета ФДС России поступило 17,5 млрд. рублей. За это время введено 917 км новых автодорог, почти 10 км новых мостов и путепроводов - в три раза больше, чем в 1997 году. При этом в 1998 году ФДС России по просьбе председателя кабинета министров Чеченской республики перечислила свыше 57 млн. руб. на ремонт федеральной дороги М-29 "Кавказ". Нужно ли говорить, что эти суммы, составляющие часть собранных с законопослушных россиян дорожных налогов, бесследно растворились где-то в предгорьях Северного Кавказа. Заметим попутно, что и сам руководящий аппарат ФДС России тоже в расходах на себя не скупился, на 4с лишним млн. руб. превысив свой бюджет. Несложные арифметические действия показывают, что ровно столько внесли в виде налогов 28 тысяч автолюбителей. На их кровные закупили мебель, компьютеры. холодильники и телевизоры для кабинетов руководителей фонда, оплачивалась сотовая связь, аренда автомобилей и т. д.кой, Воронежской, Курской областях. Приморском крае и т. д.). Между прочим, существует порядок. по которому в случае нецелевого использования средств территориального дорожного фонда немедленно прекращается перечисление дотаций, а ранее перечисленные - возвращаются в федеральный фонд. Только вот норма эта не применялась ни разу! И немудрено. Как наказать территориальный фонд, которому "выкрутил руки" руководитель региона, заставив перечислить деньги в социальную сферу, если регулярно "выламывают" руки и самому Российскому дорожному агентству9- Несколько лет назад правительство через казначейскую систему изъяло из бюджета ФДС около 5 триллионов рублей ("старыми"), и почти два года Дума и Совет Федерации бились, чтобы эти деньги вернуть, - вспоминает заместитель председателя Комитета Госдумы по промышленности и транспорту Юрий Тен. - Но и сейчас Есть в нашей стране налог, который из федерального бюджета 1999 года, бовсегда собирается на 100% - с владельцев лее того, из проекта бюджета на 2000 год, транспортных средств. И что примечательденьги дорожных фондов растаскивано. все они платят деньгами - ни одной поются на иные цели! В этом году миллипытки заменить рубли соляркой или щебенард рублей ушел на выплату пенсий. кой! На 100% выполнены и планы Родины Особо - о проекте бюджета-2000. Сначала по сбору налогов и акцизу с продажи трансправительство вообще предложило ликвипортных средств: 20-процентный налог акдировать федеральный дорожный фонд куратно перечисляют при регистрации ав(?!). Премьер-министр Путин очень возмутомобилей все юридические лица (можно, щался. когда узнал, что на Вооруженные конечно, этого не делать, только машину на Силы тратится денег меньше, чем собираучет не поставят). А частник даже не подоется в дорожный фонд. Большинство из зревает. что. купив в личную собственнас - за то, чтобы больше денег выделяность новую "шестерку", он некую сумму лось на содержание армии, но не за счет выложил еще ив качестве налога. Какую же строительства дорог1 Любой малоименно, видимо, никогда и не узнает. Впро- ДЕНЬГИ - НА БОЧКУ! мальски грамотный экономист знает, что чем, в Российском дорожном агентстве "Средства Федерального дорожного (это теперь Федеральная дорожная служба фонда РФ и территориальных дорожных содержание армии -это пусть и необходитак называется) ее величину тоже назвать фондов имеют специальное назначение и мые, но чистые затраты, в то время как строительство и содержание автодорог не могут: акциз с продаж транспортных не подлежат изъятию или расходованию средств, вопреки Закону "О дорожных фонна нужды, не связанные с содержанием и это длительная инвестиция, новые рабодах". уходит прямиком... в бюджет. Согласразвитием автомобильных дорог общего чие места, развитие малого и среднего бизнеса, всей инфраструктуры в районе, но "Закону о бюджете". пользования" (ст. 1.2 Закона 'О дорожных где они проходят. Но все равно в проекте Некоторые регионы Российской Федефондах"). бюджета-2000 предлагалось 5,5 млрд. рации вообще решили трактовать закон поДорожные налоги в стране, по увереруб. из дорожного фонда потратить на своему. Республики Татарстан и Башкортониям руководителей Российского дорожзакупку вооружений. Одним словом, фестан дорожные налоги собирают исправно. ного агентства, собираются сегодня всего деральный центр подает регионам пример. но целиком все оставляют у себя. От дотана 50%. Но это - "живые" деньги, а на них как надо нарушать собственные законы. ций же из Москвы не отказываются. Зато так много охотников! И список регионов. отказывают Москве в праве участвовать в где средства территориального дорожно...Конечно же. и в новом году я исуправлении федеральными дорогами, прого фонда пускались на иные, пусть и блаправно заплачу эти 194 рубля в качестве ходящими через их территории. гие цели, практически совпадает со спи"налога с владельца технического средстА ПОТРАТИМ ИХ - БЫСТРО! ском регионов страны... ва" (если его не повысят). Куда денешься По данным Счетной палаты РФ, в Ал- иначе не видать вожделенного зеленого "Средства Федерального дорожного фонда РФ направляются на финансироватайском крае, Камчатской и Нижегородской талончика. Только очень жаль, что деньги ние содержания, ремонта, реконструкции областях на эти деньги отремонтировали мои и еще миллионов автовладельцев аэропорты, в Архангельской области - жепойдут не на то, чтобы достроить, накои строительства автомобильных дорог общего пользования, а также затрат на уп-лезную дорогу, в Красноярске строили метнец. Транссибирскую автомагистраль,и не равнение дорожным хозяйством" (ст. 1.3 рополитен. И конечно же, "дорожные деньна ремонт раздолбанных дорог в российги" уходили на социальную сферу (в Липецской глубинке, а совсем на другие цели. Закона "О дорожных фондах").ЗР 12/9933