149
тором. После того как вывели "в ноль" (в крайнем случае до 0,05 мм) среднюю часть, обязательно поправьте носок под шкив ремня - он тоже искривлен почти на всех валах. Но это только начало. Все без исключения коленвалы "волговских" моторов не отцентрованы и не отбалансированы. В чем легко убедиться, поставив любой купленный в магазине или снятый с машины вал в токарный станок. Индикатор покажет биение коренных шеек относительно конической центровки в носке и выточки под подшипник в заднем торце, а значит, при работе мотора неизбежны вибрация и быстрый выход из строя привода рас^ предвала и первичного вала коробки передач. Постоянное биение шкива и накатки под задний сальник вызывают неустранимую течь масла с обеих сторон двигателя. Короче, закрепляем на суппорте резец - ничего не поделаешь, придется снимать стружку... Если биение коренных шеек не превышает 0,2 мм, их можно взять за базу. Закрепив на станке дополнительный люнет (см. фото 2), правим резцом центровку в носке - теперь она будет соосна коренным шейкам вала. Затем растачиваем гнездо подшипника под ремонтную втулку (фото 3). После этого снимаем резцом маслосгонную накатку и... делаем ее заново (фото 4), правда, теперь уже соосно шейкам. В общем, выводим все на одну ось: носок, коренные шейки, зацентровку, накатку и выточку под подшипник. Если же изначальное биение коренных шеек • относительно накатки велико (даже 0,5 мм не предел!), придется перетачивать их под ремонтные вкладыши, взяв за базу носок и накатку. В этом случае порядок работ почти не отличается от предусмотренного при капремонте. Разве что... дико сознавать, что проделывать все это приходится с новым коленвалом. Прежде чем снять вал со станка, слегка коснемся резцом привалочной плоскости его фланца и проторцуем ее - теперь маховик не будет "гулять восьмеркой". Доведенный до ума коленвал надо обязательно отбалансировать динамически - лишь тогда ваш мотор не будет трястись, как только что вышедший с завода, да и прослужит намного дольше. Например, у нас в "Механике" это делают в три приема: вначале балансируют сам вал, затем в сборе с маховиком и окончательно - в сборе со сцеплением. Результат отличный, да ив • случае замены сцепления или маховика балансировка не нарушится.1 J • 1 LLUMiWiСледствиевед%/тдЦИЯе т «За РУ" е МЯ -Сергей КАНУННИКОВЗлоумышленники обычно действуют тайно, под покровом темноты. В дождливый вечер водитель «Газели», пробежавшей на своем веку всего 600 км, возвращался домой. Оставалось проехать еще сотню. И вдруг двигатель предательски "затроил". Привычный к мелким каверзам полуторки хозяин открыл капот и начал искать хулигана. Но ни катушка, ни прерыватель, ни свечи с проводами подозрения не вызывали. Похоже, сработал настоящий профессионал. Следствие начали в частном сыскном агентстве - станции сервиса. Доставили туда пострадавший ЗМЗ-4026, спецы сняли головку - все вроде бы в норме. Клапаны и пружины на месте и выглядят прилично. Злодей умело скрывался. Тогда разобрали головку и обомлели: вот он, преступник, в своей постели! Такой наглости не ожидали даже видавшие виды «газелисты»: на распредвале не было пятого и седьмого кулачков. За 600 километров они полностью сточились! Диверсант найден и обезврежен. Но как наш родной, проверенный, с чистыми анкетами и неплохой репутацией вал дошел до жизни такой? Может, еще гдето по машинам и магазинам прячутся его подельники? Сыщикичастники сделали свое дело. Дальнейшим расследованием, по просьбе пострадавшего, занялись оперативники «За рулем». Следственная группа выехала на родину двигателя, в Заволжье. Местные эксперты засели в лаборатории. Заключение выда-Вот он - преступный элемент, проникший в недра мотора.ли быстро: твердость на носках сохранившихся кулачков 22-24 HRC вместо положенных 49 HRC, толщина отбеленного слоя 3-4 мм, а в «метриках» предписано минимум 5 мм. Подлая сущность преступника вскрыта. Но куда же глядели родители - ГАЗ, на котором делают распредвалы, и ЗМЗ, устанавливающий их на двигатели? Ведь, как сообщили следователям из «За рулем» местные коллеги, только за один месяц выявлено тринадцать (!) таких бандитов. Хозяин полуторки получил с моторного завода новый распредвал, машина добросовестно работает. Но водители других «газелей» тоже хотят спать и ездить спокойно. Остается только надеяться, что правоохранительные органы ЗМЗ и ГАЗа проявят бдительность, и отщепенцы не смогут больше порочить честное имя известной семьи. Лучше добросовестно вести профилактическую работу, чем доводить дело до следствия и суда. ЗР 12/99