98
99
РАЛЛИг-"г1 Последние пять лет титул абсолютного чемпиона России выигрывают только на автомобилях марки "Субару".Первые "серьезные" раплийные автомобили - 300-сильные полноприводные, фирменно подготовленные, появились у нас в начале 90-х. На "Лянче-Дельта" Вячеслав Прохоров выиграл тогда последний чемпионат СССР и единственный чемпионат СНГ. Но еще больший эффект произвело пришествие в наш автоспорт марки "Субару". Знаменитый "Легаси" настоящей группы "А" купила в 1995-м команда 'Александров-ралли". Можно вспомнить, как волновало тогда наших раллистов то, что именно на этой машине недавно мчался сам Ричард Берне - тогда чемпион Великобритании и восходящая звезда, а ныне признанный раллийный корифей. Это как бы поднимало наше ралли на новый уровень, приближало день "интефирования в мировой автоспорт" и другие приятные перспективы. Автомобиль принес команде три титула чемпиона страны. За его рулем был непобедим Александр Потапов, "Субару" приобрел славу "автомобиля для нашего ралли" - надежного, не столь капризного, как, скажем, 'Форд-Эскорт", и менее дорогого в обслуживании. Хотя расходы на содержание "Легаси", а потом и "импрез" все равно впечатляли - сезон выливался в шестизначную сумму. Ясно, что лишь очень немногим гонщикам выпало счастье посидеть за рулем "Субару". Да и сами машины этой марки, прошедшие "горнило" российских гонок, можно пересчитать по пальцам одной руки. Грандиозным сражением двух "импрез" обещал стать чемпионат-99. Немного устаревшую, но все еще очень бодрую "Импрезу555" выкатил зимой в Екатеринбурге на старт первого этапа шеф и пилот командыi из открытий сезона - честолюбивый и упорный Станислав Грязни, серебряный призер абсолютного зачета. СК "Профессионал" Сер-" гей Успенский. А "Александров-ралли" сделала очередной шаг по дороге технического прогресса, выделив Сергею Балдыкову современнейший "уорлд ралли кар" - тоже "Импрезу", но чуть более совершенную. Любопытный поединок прервался после трагедии на майском ралли "Сестрорецк" (ЗР, 1999, № 7) - от дальнейших стартов в чемпионате "Александров-ралли" отказалась. И уже через две недели победой на гонке "Гуково" Сергей Успенский завоевал очередной титул - третий подряд. Триумф "Субару", помимо радостных, вызывал и невеселые мысли: чего от него больше - вреда или пользы? В самом деле, что это за чемпионат, когда за титул абсолютного чемпиона из года в год сражаются максимум два пилота? И как быть другим, менее богато экипированным?! Им же тоже нужно чем-то козырять в разговоре со спон- [ сорами, желательно, более весомым, чемЗР 12/99 AШСудьба золотой медали в А8 решилась лишь на последнем этапе - международном ралли "Санкт-Петербург". К сожалению, довольно прозаично: уже на втором спецучастке на машине Арсенина вышел из строя двигатель, и все лавры достались уверенно финишировавшему позади иномарок и вазовских "десяток" Прохорову. Кстати, о "десятках". Команда "АвтоВАЗ нал" в командном зачете. Собственно, благодаря этой интриге и была интересна вся концовка чемпионата. А еще одна "десятка" украшала семиэтапный Кубок страны по ралли - до сих пор жив самый первый раллийный ВАЗ-21107, который три года назад "учился гоняться" у Никоненко! На нем выступал петербуржец Олег Барабанов, одержал две победы, нопризовые места на отдельных гонках! Увы, "импрез" пока на всех не хватает. Как недостает и зрительского внимания тем, кто выступает на обычных "восьмерках". Например, тому же Вячеславу Прохорову. Да-да, чемпион СССР и СНГ ныне выступает в скромном зачете А8 ("1600"). Главным его конкурентом в этом сезоне неожиданно стал петербуржец Виктор Арсе-я> ин - представитель милицейской команды "Эскорт ГУВД". Гонялся давно и хотя прежде звезд с неба, как говорится, не хватал, вдруг оказался фаворитом и лидером чемпионата. Чемпионат России по ралли, итоговое положение Абсолютный зачет (пилот/штурман): 1 С. Успенский/"Алекс" (Москва, "Субару-Импреза") - 120; 2. С. Грязин/Д. Еремеев (Москва, "Мицубиси-Лансер") - 67; 3. В. Школьныи/С. Гогунов (Тольятти, ВАЗ-21107) - 60; 4. А. Никоненко/В. Кольчугин (Тольятти, ВАЗ-21107) - 58; 5. С. Балдыков/А. Зиновьев (Ижевск, "Субару-Импреза") 50; 6. А. Жигунов/И. Тер-Оганесьянц (Москва, "Мицубиси-Лансер") - 39. Зачет А9:1. А. Никоненко - 94; 2. А. Кузнецов (Москва, ВАЗ-21083) -45; 3. А. Захаров (Москва, "Пежо-205") - 28.5. Зачет А8 : 1 . В. Прохоров (Москва) - 45; 2. В. Арсенин (С.-Петербург) - 38; 3. Т. Воробьев (Ярославль, все - ВАЗ21083) - 28,5. "Волга": 1. А. Полетаев (Москва, ГАЗ-24-10) - 25,2; 2. В. Еремин « (Москва, ГАЗ-31029) - 16; 3. С. Балакирев (Москва, ГАЗ-24-10) -13,2. Командный зачет: 1. СК "Профессионал" 168,5; 2. "АвтоВАЗ Ралли Тим" - 148; 3. "НИИШП-ралли" -103,5.Ралли Тим" раскатилась только к лету - зимой было много проблем с запчастями. И тем не менее выполнила все поставленные перед ней задачи. Виктор Школьный, как ив прошлом году, стал призером в абсолютном зачете. А его партнер Александр Ни-коненко (попутно много выступавший и на "кольце") выифал чемпионат в зачете А9 ("2000"). Более того, тольяттинцы вынудили Сергея Успенского стартовать на двух последних этапах чемпионата. Лично для него ралли "Сочи" и "Санкт-Петербург" ничего не решали - но "АвтоВАЗ Ралли Тим" всерьез покушалась на первенство СК "Профессио-все же поломка мотора на ралли "Вираж" в Гуково сделала дело - обладателем трофея стал челябинец Владимир Туров. Его машина - уникальная полноприводная "восьмерка" тольяттинского происхождения начинала свой спортивный путь в европейском кроссе. И если уж мы заговорили о "жизни" спортивных автомобилей, может быть, нелишне сказать о том, как внезапно она иной раз обрывается. К примеру, упомянутый выше "Легаси", чемпион России 1995 и 1996 года, завершил свой путь в июне на ралли "Гуково". На нем выступал и ехал очень даже быстро Владислав Лобаев, но совершил фатальную ошибку на высокой скорости и... Словом, Ричард Берне вряд ли признал бы в груде мятого железа свой бывший автомобиль. Что касается "импрез", то все они пока в добром здравии и, скорее всего, еще порадуют глаз российского болельщика. Правда, ходят слухи о том, что в ближайшем будущем выступать на них в России станет не столь выгодно, как раньше. Победы в гонках не обязательно принесут владельцам "субару" итоговый высокий титул, если систему начисления очков сделают более либеральной к тем, кто ездит на "машинах попроще". ЗР 12/9999