53
54
55
56
шОСТАНОВКАтолщино*, СЛЕДУЮЩАЯ^Первый рейс нового автобуса ГолАЗ-4242.удобно - из любого положения открыть-закрыть можно, сам испытывал! На автовокзале высаживай пассажиров и поехали ...На автостанции нас ждал бело-голупотом, часом, не "двести тридцать шесбой кентавр - полу-ЗИЛ, полу-"Мерседес", той"? То-то звук мазовский. Наши мужики"домой", на завод. Как машина - народу нрарожденный на Голицынском автобусном заэти моторы вдоль и поперек знают. Если вится? Даже очень? Значит, отделу маркеводе. Не красавец, пожалуй... однако выдачто, заезжай, подшаманим тебе движок, тинга работу дадим... Говорят, они уже в очередь клиентов выстраивают. Кстати, цеющихся внешних данных от него никто и не летать будешь! "Сотню" идет? Ну, хорошо. требует. Был бы надежным, недорогим, Коробка -от ЗИЛа ? И ярославскую можно, ну определили - около 20 тысяч "зеленых". Даст Бог. станет наш "4242" палочкой-выруудобным. Как он понравится пассажирам? пятиступенчатую? Получается, шасси мосЗанимаем места в салоне и отправляемся ковское, а только кузов ГолАЗа? Не обичалочкой для ГолАЗа. и будем делать накона обычный пригородный маршрут. жайся, это я так, по-простому... Главное - нец сотни, а не десятки штук в год. Да, я тут кФ Вот что мы услышали в новом автобусе. конструкция-то наша, местная! Серьезно. начальству заходил - Анатолий Андреевич очень обнадеживающую фразу бросил. Про- Петрович, подсади-ка! О-па! Сам сзади амортизаторы, и стабилизатор привлезай теперь... Высоко? А ты за поручень способили? А я думаю, чего он несильно износится с легким акцентом: "Автобусы хватайся! Вот здесь и сядем, я у окошка, ты кренится... Ох, чуть не проехал! Командир,это буджет"! Не сглазить бы только... придержи-ка двери, я сойду. Ну, бывай! с краю. Сынок, из форточки в твоем автоНам остается только поделиться собМаксим САЧКОВ, Антон ЧУИКИН. Фото Александра Полунина бусе не задувает? Ну, гляди... Поехали. Те- Дяденька, до школы довезете? А ственным, самым первым и поверхностплом-то как по низу дует! Дай-ка сумку с можно сзади вас постоять ? А кнопочку наным мнением. Контраст между уровнем испрохода в ноги поставлю, тут места хватит. жать? А зачем на две двери... раз, два. полнения шасси и качеством собственно А то на следующей много народу войдет. три... четыре кнопки? Ну, смотрю. Остокузова разителен. А что вы хотите. ГолАЗ4242 - компромисс между высокой техно- Командир, до Нехлюдова доеду? Я рожно. там же тетенька! Понятно, столько уж думал, это самосвал - морда у него знакнопок - чтоб тетенек не прищемлять,логией и низкой ценой, способ сохранить производство и... предоставить людям такомая, вылитый ЗИП! А сбоку-то он, оказыправильно?А дяденек? вается. автобус! Говоришь, голицынский... - Ну что, Николай, объясняешь молодекой нужный транспорт. Разбогатеем на а на "Мерседес" не похож. Слышь, а под кажи, как двери действуют? И безопасно, и "кентаврах" - пересядем на "мерседесы".ЗР 12/99 ВАРИАТОР - ВПЕРЕД!•лаус" - так назвали электронного водилу - работает без сна и отдыха. Он заводит мотор, крутит руль, жмет на тормоз и на газ, переключает передачи и даже объезжает препятствия. Правда, скорость движения для него пока 50 км/ч - на 1ай. В обзоре "автоматов" (ЗР, 1999, № 11) упомянуты вариаторы, ограниченаКлаус за рулем всякий случай. Восседает "Транспортера" :ра" способные передавать значительный крутящий момент. Э Ни нарезает круги на специальном полигон в близ Эра-Лессиена, имитирующем город-' Речь идет о разработке "Ауди" для мотакие тонкости, как наличие прицепа или ские улицы. Его органы чувств - лазерный дели А6 2.8, оснащенной двигателем мощкрутого подъема, необходимость тормосканер, радары, видеокамеры, навигатор GPS, его мозг - целый набор компьютеров. ностью 193 л. с. с крутящим моментом 280 жения двигателем. Нм. Заманчиво было оснастить такой автоЕще одна возможность умной электПроект, как вы понимаете, недешевый. мобиль бесступенчатым вариатором, да роники - это работа в ручном режиме, коНеужели Ф. Пиех собирается выпятолько никакой ремень, даже наборный гда из памяти компьютера извлекаются тить на рынок самодвижущийся "Голь*? стальной, долго не выдержит. В поисках резаранее запрограммированные значения Все гораздо прош ^ В Г ^ ц шшмамый шения конструкторы вспомнили о пластинпередаточного отношения. В этом случае дорогой това^<-»:т5«йочая^Йла^потому ф чатой многорядной цепи. Именно такая и "автомат" действует как шестиступенча- неплохо бы поручить электронному "' работает в новом вариаторе "Мультитро- тая коробка передач с последовательным усу рутинную работу водителя-испытаник", обеспечивая не только передачу знапереключением. теля, наматывающего однообразные кичительной нагрузки, но еще и изменение Теперь внимательно посмотрим на салометры на треке полигона при испытапередаточного отношения в диапазоне от му цепь. На фото видны составные штифниях будущих моделей. Там ведь попада1:2,1 до 1:12,7. Это позволило отказаться ты, соединяющие звенья. Они-то и передаются и участки с булыжником, и колдоот гидротрансформатора, а значит, и от доют крутящий момент на конусы вариатора бины, ограничивающие время работы полнительных потерь мощности. Его место своими торцами. Чтобы исключить проводителя из плоти и крови двумя часами скальзывание, прижим конусов осуществподряд и четырьмя часами в день. Клауляется сложной следящей гидравлической су профсоюз не поможет, и на капиталисистемой, которая создает в каждый мостическую эксплуатацию забастовкой мент необходимое давление от 20 до он не ответит. Разве что сломается. В 60 атм. В результате износ штифтов состапроекте задействованы три института вляет лишь 0,2 мм за весь срок службы, изиз Брауншвейга, фирмы "Бош", "Кашприх Ибео" и "Витт". меряемый сотнями тысяч километров. Все компоненты систем управления Ну и, наконец: ради чего все-таки вся эта дорогостоящая"К-1новыйзаняло ламельное сцепление с электронным управлением. Компьютер способен распознать по характеру движения педали газа, какой водитель за рулем - "гонщик" или "экономщик". В последнем случае уже со скорости 60 км/ч вариатор включает режим "овердрайв", то есть занижает передаточное отношение. Но стоит только энергично утопить педаль в пол, как включится спортивный режим. На "Ауди" разгон происходит при плавно изменяющихся оборотах двигателя, а это исключает неприятный для некоторых водителей эффект "пробуксовывающего сцепления", характерный для обычных систем CVT. Компьютер реагирует включением "пониженной передачи" и на"МОНРО"Так выглядит новая цепь на столе ив вариаторе,затея? Новая "Ауди" расходует на 0,9 л/100 км меньше топлива, чем с традиционным "автоматом", и на 0,2 л меньше, чем с механической пятиступенчатой коробкой передач. При этом разгон до "сотни" занимает соответственно на 1,3 си на 0,1 с меньше времени. Вот теперь можно сказать: есть "автомат", не ухудшающий, а улучшающий динамику и экономичность автомобиля!54ЗР 12/99?,.ъ*Инженеры корпорации "Теннеко" владельца торговой марки "Монро" - потратили два года и 3,5 млн. долл. на разработку системы переменного сопротивления давлению, используемой в новых амортизаторах "Монро Сенса-Трак Сейф Тек". Основные изменениякоснулись профиля стенок амортизатора ;~1Ы11ёрь они имеют переменный диаметр 'сечеНИЯ. 11рМимо ЗтТЗгт^совершенствована конструкция клапанов, применено масло с/улучшенными свойствами. Конструкторы попытались максимально приблизить характеристики нового (ртизатора к так называемому адап1вному, сохранив его стоимость относительно небольшой. Насколько это удалось, покупатели смогут оценить в самое ближайшее время. /?\<? / "Фольксваген" проводит испытания робота-водителя.можно отнести к экстра-классу. Например, навигатор работает с точностью до нескольких дециметров (уж не российский ли там датчик?). Лазерные сканеры имеют поле зрения до 270° и выдают информацию о профиле дорожного полотна. Им помогают, особенно при плохой погоде, радары с дальностью действия 150 метров. Они, правда, несколько дальнозорки, но тут уж вотчина лазеров. Ну и, наконец. прямо вперед (угол зрения 35x15°) смотрят видеокамеры, которые, увы, не любят встречных фар. Вся эта команда снабжает информацией электронный супермозг Клауса, складывающий из мозаики сигналов целостную картину. Вас интересует, как выглядит новый робот? Пожалуй, он мог бы сниматься в "звездных войнах": у Клауса три ноги (по одной на педаль) и четыре руки (две на руле, одна на рычаге коробки передач и одна с ключом зажигания). В лаборатории уже ждут своего часа еще две небольшие ручонки для манипуляций подрулевыми переключателями. Все получаемые в ходе заездов данные передаются по радио в центр управления (чуть не добавил - полетами) и обрабатываются там на мощных ЭВМ. И все-таки - отдавая дань создателям Клауса, испытываешь чувство гордости за нас, людей, которые даже на московских улицах обходятся лишь парами рук, ног и глаз!БЕЗДЫМНАЯ СОЛЯРКАДизельное топливо обычно получают из нефти, содержащей серу, бензол и прочие канцерогены в виде ароматических углеводородов. Все это заканчивает свой путь в выхлопной трубе, а продукты окисления попадают в наши легкие. Чтобы обеспечить максимально чистый выхлоп, американская фирма "Синтролеум" пошла иным путем: освоила технологию производства солярки из... природного газа метана. В процессе синтеза ароматические углеводороды не образуются, а серы в метане и так нет. Остается лишь борьба с окислами азота, но эта задача более простая и решается существующими катализаторами. Другое преимущество новой солярки - почти вдвое большее цетановое число. Запатентованная технология основана на открытом в Германии еще в 1923 году процессе Фишера-Тропша. Во время войны подобным образом получали синтетический бензин из угля. Пока о коммерческом успехе нового топлива говорить рано, однако расчетная себестоимость обещает быть не выше 0,4 доллара за литр. Патенты "Синтролеума" приобрели "на всякий случай" компании "Тексако" и "Энрон".Идея не столь нелепа, как может показаться на первый взгляд. Обычный генератор, будучи нагружен, отбирает у двигателя часть мощности и увеличивает расход все того же бензина, причем КПД преобразования химической энергии топлива в электрическую в ДВС гораздо ниже, чем у прямого каталитического процесса в топливном элементе. Следовательно. для получения одной и той же электрической мощности в последнем случае будет израсходовано меньше бензина. Но даже не это главное. Топливный элемент работает совершенно независимо от двигателя и способен обеспечивать потребителей электроэнергией как на ходу, так и на стоянке сколь угодно долго - пока бензобак г^ШЯСт^^^Азнамт, в машине' "будут 'работать климатическая установка, любые кофеварки, холодильники, телевизоры и прочие прелести цивилизации. 4так, с генератором вроде бы все ярно - он больше не нужен. А как с акку-ДНИ ГЕНЕРАТОРА СОЧТЕНЫ?Фирмы БМВ и "Делфай" заменят со временем его топливным элементом на... бензине.мулятором? Он останется, но будет гораздо меньшей емкости, всего несколько ампер-часов, необходимых для запуска процесса в топливном элементе. Да еще, пожалуй, он обеспечит дежурный режим сигнализации. О подзарядке "батарейки" позаботится все тот же топливный элемент. Новая разработка названа SOFC (Solid Oxide Fuel Cell - твердый оксидный топливный элемент). В "черном ящике" размером с обычную аккумуляторную батарею разместился небольшой химический заводик. Здесь при температуре 800°С из бензина получается водород (в атмосферу при этом уходит С0 2 ), затем при той же температуре в пористом кубике из керамической окиси циркония водород окисляется кислородом воздуха. На выходе - два провода и трубка. По проводам течет полученный электрический ток, а по трубке выходит водяной пар - мечта экологов. Новый топливный элемент гораздо менее чувствителен к посторонним примесям в исходном топливе, чем его собрат, работающий на метаноле (подробнее см. в ЗР, 1998, № 4, "Топливо на будущее"). К тому же в нем нет дорогостоящих электродов из платины. Так что перспектива весьма многообещающая, хотя до начала серийного производства пройдет, как оттбнйва'ют специалисты, около пяти лет. Но разве это так много?49 <&иг/////<<JU/,„£,.-'Т^О7ЗР 12/9955 в КАЖДЫЙ ГАРАЖ ПО СВЕТОФОРУВъезд в тесный гараж нелегко дается начинающим автомобилистам. Облегчит дело любопытная вещица - система "Паркзоун". Устройство, напоминающее миниатюрный светофор, монтируют на стене гаража на уровне глаз водителя. В свою очередь, расположенный на высоте бампера ультразвуковой датчик фиксирует приближение автомобиля и включает на табло сначала желтый, а затем и красный сигнал. Здесь даже злостному нарушителю лучше придерживаться правил - "проскакивать на красный" себе дороже! Система работает от обычных батареек, замена которых требуется не чаще одно-МЕЧТА ЛЕНТЯЯМаксимально облегчить процедуру установки запаски призван миниатюрный электрогидравлический домкрат "Микро Супер Джек" американской фирмы WWT Group. Вам останется лишь воткнуть разъем в гнездо прикуривателя и.., нажать на кнопку пульта дистанционного управления! "Джек" справится с любым автомобилем полной массой до 1820 кг - за несколько секунд он будет поднят на высоту до 34 см. Новинка по итогам прошлого года завоевала почетное звание "Лучшего инженерного продукта" - премии, присуждаемой^. Американским институтом качества. Лучшее, как известно, стоит недешево: в данном случае придется выложить $150.го раза в год, и не нуждается в какой-либо настройке, за исключением одной. Владельцу машины предоставлена возможность самостоятельно отрегулировать "Паркзоун" в зависимости от габарита гаража. Продается это удобное устройство пока только в США. Может, и у нас сделают что-то подобное такая штука наверняка понравится автомобилистам (и тем, кто им делает подарки!).Щ ДВЕ ЛОГИКИ "БЕРЛИНГО"Очередной гибридный автомобиль концерна ПСА ("Пежо-Ситроен") - еще один шаг вперед.Французский концерн ПСА уже истратил многомиллионные суммы на создание электромобилей, и некоторые из них даже пошли в продажу: "Ситроен-АХ", "СитроенСаксо", "Пежо-106Электрик"... Покупатели, однако, не стоят за ними в очереди - автономность всего лишь 90 километров не прельщает даже самого ярого ревнителя чистоты воздуха. И вот - новинка. "Берлинго-ДинаI вольт" выглядит совсем как обычный "каблучок" от "Ситроена". Более того, благодаря компактной силовой установке, спрятавшейся под полом и под капотом, его даже собирают на общем с ним конвейере. Но силовой агрегат "Динавольта" гибридный, то есть содержит как ДВС, так и электромотор. Мы не раз уже писали о подобных конструкциях, поэтому остановимся лишь на впервые примененных элементах. Итак, в фургончике электромотор постоянно связан с передними колесами, а газовый двигатель (да-да, он работает на сжиженном пропане) служит, в основном, для подзарядки никель-кадмиевых аккумуляторов. Впрочем, когда того требуют обстоятельства, вырабатываемая электроэнергия может поступать и непосредственно на тяговый электромотор, увеличивая общую мощность до 28 кВт, Если аккумуляторы совсем "сели"- можно ехать только на газе (правда, все равно через преобразование энергии в электрическую) со скоростью, не превышающей 60 км/ч. Это неудивительно, ведь двигатель Отто здесь слабенький, двухцилиндровый, объемом всего пол-литра - от "Ломбар- <§ дини", снабжающей своей продукцией, в ос - ^ новном, снегоходы, квадри- и гидроциклы, о Водителю "Динавольта", впрочем, всякие 3 технические подробности знать ни к чему: g режимы работы переключаются компьюте- о ром автоматически в зависимости от вы- « бранной логики. А их здесь две. Первая - го- * родская. звучащая по-французски как "ситэ- 5 лоджик", обеспечивает автономный пробег 2 150 км, причем до 70 км/ч машина едет как о чистый электромобиль. Вторая, автострад- ё ная ("отолоджик") подключает ДВС уже с 40 щ км/ч, увеличивая тем самым радиус дейст- § вия до 260 км. Ну а вообще, автомобиль мае- < сой 1600 кг возможно разогнать до 95 км/ч, с что позволяет ему вполне уверенно чувство- S вать себя на любых дорогах. Полученные результаты настолько заинтересовали круг потенциальных покупателей - мелкие транспортные фирмы, что даже крупнейший парижский Таксопарк" G7 уже заказал для пробы 25 новых автомобилей. Тем более, что по цене они не дороже чисто электрических аккумуляторных машин. ° | » J JЩsтолькоДЛЯ "ФЕРРАРИ"Мюнхенская фирма "Кёниг-Спешлс" специализируется на опциях для "Феррари". Новая серия колес для спортивных машин из Италии выпускается только двух размеров: 9x18 и 11x18 дюймов. Как нетрудно догадаться. первые предназначаются для передних, вторые - для задних колес "Феррари". Колесо состоит из трех частей: двух половин обода и диска, соединенных титановыми болтами. Диск может быть окрашен в серебристый, золотой, черный, красный цвет или любой другой, по желанию заказчика. Тщательный подбор вылета позволяет использовать шины шире стандартных: до 255 мм спереди и до 335 мм сзади. Цена, по меркам владельцев "Феррари", божеская - 1790 немецких марок за штуку.56ЗР 12/99