68
69
**»TVКрупнейший российский производитель автомобильных "резинок" получил сертификат соответствия международному стандарту ISO 9001.ЩОЧКИН. Фото 8лЗаместитель директора предприятия Бизюков Д. Н: "Если сегодня выяснится, что у нас нет нужного производства, то завтра мы его создадим".Сегодня вполне можно прилично зарабатывать безо всяких сертификатов - чтобы убедиться в этом, достаточно зайти на автомобильную барахолку. Тем не менее в начале сентября 1999 года из Германии в Россию прибыла группа экспертов компании TUV CERT INTERCERTIFICA, приглашенная в далекий волжский городок руководством предприятия "Балаковорезинотехника". Пять дней дотошные немцы скрупулезно изучали. осматривали, беседовали, подсчитывали и солидно кивали головами - "Гут, зер гут!". Проведенный ими сертификационный аудит на соответствие системы качества предприятия требованиям международного стандарта ISO 9001 завершился выдачей "охранной грамоты" - сертификата соответствия. Какие же аргументы выложили на стол балаковские химики? Чем смогли завоевать доверие видавших всякое германских экспертов? Но сначала о самой "Балаковорезинотехнике". ОБ УВОЛЬНЕНИЯХ, НЕВЫПЛАТАХ И СОКРАЩЕНИЯХ На предприятии работает около десяти тысяч человек, из них 500 принято в те-кущем году. За всю эпоху недоразвитого капитализма ни один специалист не убежал на сторону. Рабочий получает до двух с половиной тысяч рублей, начальник крупного цеха - от четырех до восьми. "Балаковцы" сделали ставку на многопрофильность производства - и не ошиблись. Номенклатура выпускаемых изделий давно зашкалила за 3000, а фраза "не могу" здесь приравнивается к нарушению трудовой дисциплины. Когда Югославия прекратила поставки полок багажника для ВАЗ-21213, то в Балаковопредстоит превратиться в шумоизоляцию. Моноблоки для будущих аккумуляторов уходят в Аткарск, Саратов и Подольск. А еще здесь делают пластмассовые газовые трубы, которыми выложена добрая половина Саратовской области чуть дороже металлических, зато 50 лет без ржавчины... Вторую половину области можно покрыть балаковской парниковой пленкой и опоясать шлангами из ПВХ - дачники охотно берут и то и другое. Поливая помидоры, не забудьте надеть ба-'** лаковские непромокаемые сапожки...АПризы. вам - слабо?!сделали такую же... Понадобились уплотнители порога на ВАЗ-2110 - научились "соединять несоединимое": твердый материал с мягким. Для шумной "Газели" создали шумопонижающие коврики на пол. Любопытно, что самым тяжелым в создании таких ковриков оказался всероссийский поиск... тряпок, которымПо общему объему производства "Балаковорезинотехника" конкурентов не имеет - и не только в Европе... А вот КАК ДЕЛА С КАЧЕСТВОМ? Про сертификат, выданный немецкими экспертами, мы уже упоминали - это, сво- ft его рода, Гран-при. Добавим ряд призов с68ЗР 12/99 различных международных выставок - получится полноценная "бочка меда". А раз так, то должна быть и "ложка дегтя"... Начнем с так называемой некондиции - желающих получить "почти хороший товар" по дешевке хватало при всех властях. Полтора года назад некондиция была объявлена вне закона - объединение устало разбираться в причинах попадания на конвейеры ВАЗа, ГАЗа и КамАЗа плохих изделий, увенчанных балаковской ладьей. Поэтому любые попытки сделать "шаг влево, шаг вправо" от чертежа караются сурово такая продукция уничтожается физически, а бракодел - морально. Проверок "лояльности режиму" здесь множество. Тормозные шланги испытываф ют на герметичность, на разрушающее давление. на объемное расширение, на пульсирующее давление, на вращение, на солевой туман. Их режут ножом, пропитывают водой и вновь подвергают тем же "пыткам". А еще есть термостатирование, мороз, озон... Сальники проверяют на диаметральную усадку, на разностенность и долговечность, щетки стеклоочистителей - на старение, объемное расширение, долговечность. Достается и злополучным ремням всех мастей: хочешь жить - умей вертеться. Даже такие "фитюльки", как вентили для бескамерных шин, обязательно проверяют на герметичность. Хитроумных технологических изюминок здесь множество - например, облой с резиновых деталей убирают по методу Деда-Мороза: купают их в жидком азоте. Знакомство с температурами порядка минус 90 - минус 100 градусов приводит к то• * му, что вредный облой просто отваливается, оставляя рабочую поверхность в идеально чистом состоянии. Никакой, кооператив этого сделать не сможет ^ "И все Же, почему продукция/ изготовленная по тщательно продуманной технологии и испытанная самыми изощренными способами, встречается нам в торговых точках безо всякой упаковки и, как правило, извлекается продавцом Из огромного грязного ящика? Да, львиная доля балаковских изделий поступает непосредственно на заводы, которым больше подходят контейнеры, а не полиэтиленовые пакетики. но ведь частнику от этрУо не легче. Ответ заводчан выглядел неожиданно - выбирая между упаковкой трвара и его ценой, наш покупатель предпочитает последнюю! Отправленные в торговую сеть упакованные балаковские "резинки" перестали пользоваться спросом. поскольку оказались чуть-чуть дороже! Красиво упа* кованному фирменному ремню часто предпочитают тот, у(то подешевле. Тем неменее в ближайшее время проблема с упаковками будет решена - все-таки вышли на европейский уровень... Экспорт для балаковцев - дело привычное. В послужном списке - Греция, Венгрия, Болгария, Голландия, Франция и т. п. Однако именно полученный сертификат дает возможность не ждать заказ со стороны, а предлагать свои возможности любому солидному иностранцу, воспитанному на ремнях "Бош" и покрышках "Пирелли". А если выяснится, что нужного производства в Балаково пока что нет, то его создадут. В конечном итоге, это будет выгодно и директору, и уборщице.(см. фото на заставке), на нем должны быть четко проставлены год и квартал его изготовления, а также символ DOT, свидетельствующий о прохождении международных испытаний на безопасность. Аналогичный символ нанесен на пластмассовое колечко, сквозь которое продевается шланг перед сборкой - в Балаково колечки красного цвета. Коллеги с "Волжскрезинотехники" предпочитают синий цвет. При покупке формованного изделия, например чехла для ШРУСа, изучаем год выпуска, который обозначается датой изготовления пресс-формы (двузначное чис-1. Не выбрасывайте тряпки - это дефицит! 2. "Белые" аккумуляторы, конечно, симпатичнее, зато "черные" дешевле. 3. Трудно быть шлангом... 4. Если в цех привезли жидкий азот, то кому-то придется в нем искупаться. ХОРОШЕЕ ДЕЛО БРАКОМ НЕ НАЗОВУТ Так как все-таки отличить подделку от оригинального балаковского изделия? Местные "резиновых дел мастера" элементарно определяют "липу" по запаху, однако для этого нужно нюхать шланги и ремни не один десяток лет, а также не бояться простуды. Простым смертным нос не поможет - придется внимать советам бывалых. Возьмем гидротормозной шланг, точнее - рукав. Помимо товарного знакало) и количеством прошедших с той поры лет (каждый год - одна точка). Например, обозначение 97 • соответствует 1999 году. • После этого чехол можно как следует помять - балаковский товар не подвержен остаточной деформации и легко восстановит прежнюю форму. Естественно, что никаких сквозных дырок на внутренних сгибах быть не должно. И еще одно традиционное пожелание. Старайтесь при возможности приобретать изделия только в фирменных магазинах. Кстати, в состав холдинга "Балаковорезинотехника" входит Торговый дом БРТ... Лора домой - до Москвы более тысячи километров. Не будем утверждать, что балаковские изделия - лучшие в мире: "Бош" может обидеться. Но в том, что они хорошие - сомневаться не стоит./ПЗР 12/9969