108
Eiiom IOKMET.Обойти таможню? Святое дело! Уж этому мы научились давно. Вот и распоряжение премьера (ныне - бывшего) Степашина об обязательном посещении таможни при оформлении всех белорусских иномарок больше не пугает автовладельцев. Вспомнили, как ездить по доверенности. В сети Интернет появилось предложение одного из известных московских перегонщиков: покупать через него автомобили, растаможенные на Белоруссию и оформленные на местных граждан. Вместе с автомобилем доброхот предоставляет пачку нотариально заверенных доверенностей без даты и реквизитов доверенного лица - впечатайте сами! ЗР решил проверить, насколько это законно. Зачем? Хотя бы потому, что с доверенностью от гражданина другого государства просто так разъезжать нельзя. Нужно оформлять на таможне временный ввоз. И каждый следующий год эту процедуру повторять. Причем оформление "висит" исключительно на владельце машины - белорусе, поскольку временный ввоз без уплаты пошлины для граждан не предусмотрен. Вместе с тем, границы между РФ и РБ нет! Значит, некому регистрировать и направлять в соответствующие таможни автовладельцев. Некому заносить их в базы данных "за недоставку". Да к тому же у нас с Белоруссией единое таможенное пространство. И если по территории наших стран разъезжает автомобиль, выпущенный в свободное обращение (то есть уже растаможенный на РБ). его, в принципе, никто трогать не должен. Это личное имущество, а не товар, подлежащий таможенному оформлению. Абсурдность ситуации подтвердил корреспонденту ЗР чиновник Московской западной таможни. "Не понимаю, как оформлять автомобиль, ввезенный по белорусской доверенности", - удивился он. - "Так можно ездить или нет?"- переспросили мы. - "Наверное да... пока инспектор ГИБДД не остановит..." - спутал карты собеседник. Итак, оставим таможню в покое. Вопросы следующие: законно ли ездить по доверенности с точки зрения ГИБДД (если да, то какой нотариус должен ее выписывать,ьььvЗАКОННО ЛИ !Совсем недавно правительство "закрыло" белорусскук таможенную "дыру", но лазейка приоткрылась вновьНОТАРИАЛЬНАЯ"КОНТОРАА\Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ, белорусский или российский, и на каком языке). Нужно ли в этом случае вставать на временный учет? Если нет, то какие есть другие законные пути? Возможно ли оформить "желтые" номера? И как в таком случае проходить техосмотр (в РФ или в РБ)? Начнем с нотариуса. Доверенность от гражданина РБ, выписанная белорусским нотариусом, вполне возможно окажется фальшивой. Белорус, чтобы оформить на себя автомобиль, должен предъявить в налоговую инспекцию справку о доходах. Отсюда - большая вероятность, что "левым" будет либо учет, либо справка из налоговой службы, либо сама доверенность. Для тех, кто все-таки рискнет, напомним, что нормальная (законная) белорусская доверенность должна быть выписана на белорусском языке (плюс заверенный перевод) и содержать адрес и телефон нотариуса. Значит, с ним можно связаться и проверить, не "липа" ли. Кроме того, в Белоруссии есть реестр всех нотариусов, с которым тоже неплохо сверить координаты, что проставлены в вашей доверенности. Хлопотно, конечно... не проще ли оформить доверенность в России? Мы обзвонили десяток столичных нотариальных контор - в половине из них потребовали для начала пройти таможню, в двух конторах попросили оформить на белоруса прописку в Москве (!!!), в остальных сказали: приезжайте, за 200-350 рублей все сделаем. Полная неразбериха! Теперь - о сроках действия доверенности. По правилам регистрации автомобилей в ГИБДД, транспортное средство, зарегистрированное в другом государстве, имеет право свободно ездить по территории РФ не более шести месяцев. Оно считается "участвующим в международном движении". На седьмой месяц тот, кто им управляет, обязан явиться в регистрационное подразделение ГИБДД по месту жительства и встать на временный учет, то есть сдать белорусские номера, заменить документы и получить российские регистрационные знаки. Но это не все! Доподлинно известно, что в ГИБДД потребуют таможенные документы "о временном ввозе под обязательство обратного вывоза". Значит, хлопот прибавляется вдвойне. Но - есть выход! Можно пойти на некоторые расходы и приглашать братского вам белорусского собственника раз в шесть месяцев на дружескую вечеринку у нотариуса. И катайтесь на машине без хлопот, правда, на техосмотр придется опять же ехать в Белоруссию. Сей вольницей изящно пользуются многие предприимчивые граждане. Это целый бизнес! Например, организуется некое СП "Москва-Минск". Для обеспечения абстрактной уставной деятельности в Россию ввозятся автомобили. Разумеется, их регистрируют в ГИБДД (с выдачей "желтых" номеров), а дальше... продают по доверенности. То есть работают, как автосалон! Сроки доверенности на эти автомобили здесь зависят исключительно от жизнестойкости СП. Если хозяева не влезут в какую-нибудь аферу, что грозит арестом имущества, то владейте до бесконечности... нашего несовершенного законодательства. Остается только добавить, что декларируемое "единое" пространство существует лишь на бумаге, как и сам Союз РФ и РБ. А неестественная диспропорция действующих пошлин двух стран не можеР придавать уверенности в завтрашнем дне. Вдобавок российские таможня и МВД давно (и стойко) "не любят" белорусские машины. Зато совершенно обратные чувства испытывают преступные элементы. Мало того, что в непредсказуемый "час X" над "единым пространством" могут сгуститься тучи, так еще и вероятность привлечь к себе внимание милиции только растет. Даже если автомобиль "чистый" и ранее принадлежал любимому родственнику, оснований для проверки (причем обоснованных) найдется немало. В общем, предложение известного московского перегонщика ненадежно. Вы подвергаетесь постоянному риску изменения политической конъюнктуры и появления новых законов (постановлений либо указов), изменяющих порядок ввоза автомобилей по доверенности. К тому же человек, выписавший вам доверенность, может быть лишен дееспособности, или переедет жить в друЖ гую страну, или просто может "передумать"...108ЗР 12/99