70
71
шттПРАВЫЙ РУЛЬ* И} ПРИМОРЬЯ:tponusо тысячелетия мощг снова стать российской ^втТГмобильной Меккой";^-Жители Владивостока давно уже в ближайшие к городу леса не ходят, потому что все их опушки буквально забиты... старыми автомобилями. Да что там - вдоль обочин многих городских (!) дорог в дватри этажа громоздятся проржавевшие автомобильные кузова. В самом деле, куда их девать? Системы утилизации машин в Приморье, как и вообще в России, не существует, а самих легковушек здесь куда больше, чем в любом другом регионе страны. На 800 тыс. жителей краевого центра, к примеру, зарегистрировано 430 тыс. легковых автомобилей (на 8 млн. москвичей - всего 1,9 млн.). Более 70% машин с "двадцать пятыми" номерами Приморского края - естественно, праворульные "японки" (для сравнения - в Москве иномарки составляют всего 19% автопарка). Престарелые "волги", "жигули" и "москвичи" выглядят на улицах Находки и Владивостока как пришельцы из другого мира. Недавно один из руководителей краевой ГИБДД, принимая от руководства края в подарок несколько новых "самар", попытался сесть за руль через... правую дверь. Никто из присутствующих не удивился и не засмеялся. ВТОРОЙ ШАНС В Стране восходящего солнца система налогообложения и законодательство подталкивают гражданина ездить только на новой машине. Исполнилось ей пять лет - продавай! Чем старше автомобиль, темвыше налог, дороже техобслуживание и техосмотр. Таким образом государство стимулирует автомобильную промышленность и заботится об экологии самой густонаселенной страны мира. А от Владивостока до Японии - всего сутки морем. Порты Тояма и Майдзуру, согласитесь, гораздо ближе, чем Тольятти или Нижний Новгород - до них поездом ехать неделю надо... В1990 году во "Владике" (так любовно называют город его жители) было зарегистрировано 15,5 тыс. "японок", а в 1994-м уже 132 тыс. В следующем, 1995-м, ввели новые таможенные пошлины ив течение двух лет в город ввозилось "всего" по 120 с небольшим тысяч автомобилей с правым рулем. В 1997-м, рекордном году завезлиНа ближних подступах к "Зеленому углу". Что же выбрать?почти 160 тыс., а потом случился кризис, и в печальном 1998-м через местные порты прошло всего-навсего 80 тыс. машин. Цифры эти могли быть и заметно больше, потому что праворульные "японки", кроме дальневосточников, понравились и сибирякам, а потом и жителям Урала, Центральной России. Не только кризис и драконовские таможенные платежи стали на пути дешевого "секонд-хэнда" из Японии, но и недальновидность приморских чиновников, бизнесменов и... бандитов, которые, кажется, действовали по одной схеме.Хорошо живем! Обочины дорог в городе забиты брошенными старыми машинами.70ЗР 12/99 Когда два года назад корреспондент ЗР отправился во Владивосток за вседорожником "Ниссан-Террано" (ЗР, 1997, № 12, "В Приморье за "японцем"), "накрутка'1 на машину, купленную в Японии, во владивостокских автосалонах и на рынках составляла сто и более процентов. Чтобы отправить автомобиль на Большую землю по железной дороге, нужно было неделями ждать оказии, да и обходилось это в 1,5-2 тыс. долл. Тех же. кто решался гнать машину своим ходом, ждали испытания, по сравнению с которыми приключения Индианы Джонса - просто игра в "морской бой". Мало того, что от Биробиджана до Читы летом дороги нет вовсе (можно проехать только зимой, по замерзшим руслам рек), так еще случалось, что на у проходящие машины нападали "ребятки" с бритыми затылками. Перемещаться по этим местам было можно, только сбившись в колонну. И, не приведи Господь, отстать... Словом, жителя Центральной России или Сибири, решившего все-таки отправиться в Приморье за иномаркой, провожали как на фронт. Вкупе с периодическими обещаниями правительства запретить эксплуатацию "праворульных" машин в России все это стало надежным заслоном на пути японского "секонд-хэнда" в страну. Потом грянул кризис, который обанкротил российские банки и миллионы наших сограждан, и практически обрушил рынок подержанных иномарок. В первые 6 месяцев после этого спрос упал чуть ли не до нуля. Но спустя год, как ни странно, именно кризис дал Владивостоку второй шанс стать нашей "автомобильной Меккой", и грех этим не воспользоваться. ГОРОД-РЫНОК Сегодня, если вы решились на покупку подержанного автомобиля с правым рулем, можно запросто съездить в Японию. Одноразовая виза плюс место в каюте для вас и на палубе - для вашего авто вкупе с удовольствием два дня побегать по авторынкам в Тояме или Майдзуру обойдется в $700-800 (в зависимости от срочности оформления визы), а все путешествие займет около недели (тут играет роль погода на море). С одной стороны, конечно, плюс что можно самому выбрать машину, а вот с другой - сплошные минусы. В последние годы на рынке автомобильного "секонд-хэнда" японских торгашей почти вытеснили выходцы из Пакистана. В отличие от болезненно честных аборигенов. эти стараются жульничать в любой ситуации, во многих случаях притворяясь, что по-английски ни бум-бум. По-япон* ски - пожалуйста, на урду - с удовольствием. А кто знает, как на урду будет "реальный пробег автомобиля"? Или - то же самое на японском? То-то. Кроме того, жизнь на островах ох какая дорогая, и самый скромный обед обходится в 20 "зеленых". Так что лучше доверить покупку автомобиля моряку - профессиональному перегонщику автомобилей. Он и продавцов знает, может заказать необходимые модели заранее, и торговаться умеет, и покупает обычно сразу несколько машино-мест на корабле - так дешевле. Виза в Японию владельцу "паспорта моряка" тоже не нужна. Во Владивостоке сегодня немало автомагазинов, фирм и частников, которые даже без предоплаты готовы пригнать автомобиль "под заказ". Срок ожидания - 7-14 дней. Но в любом случае за машиной поедет моряк-одиночка: крупные фирмы, которые в прошлые годы пытались завозить подержанные машины оптом, закрылись задавили непомерные налоги. Дорогие машины ввозят пока по-прежнему "под льготы" (все местные газеты полны объявлений типа "куплю льготу" или наоборот- "продам льготу"), среднего и малого класса - по новым правилам (0,85 евро за 1 см3). Побывать в столице Приморского края и не посетить знаменитый рынок "Зеленый угол" - значит, не увидеть ничего. И хотя в городе подержанными автомобилями торгуют буквально на каждом углу, "Зеленый" все равно потрясает количеством и качеством предлагаемых машин. Расположилсяон на нескольких сопках на окраине города, но выставленные на продажу машины занимают еще и все прилегающие дороги. Их - многие тысячи, белых, красных, черных, синих, на любой вкус и размер. Машинку среднего класса начала 90-х можно купить за тысячу-две "зеленых", какая-нибудь "Тойота-Корона" 1994-1995 гг. (аналог известной в Европе "Карины Е") обойдется в 4-5 тыс., а "навороченный" "Краун" 1995 года отдают за 8 тыс. Но, если поторговаться, цену можно сильно снизить. Сегодня на "Зеленом углу" предлагают и немало корейских машин. Но, несмотря на низкие цены и нормальный, левый руль, спрос на них невелик. На рынке работают несколько комиссионных автомагазинов, и проверить машину на угон, оформить покупку - дело нескольких минут. Если надо - автомобиль доставят на железнодорожную станцию и отправят в любой уголок России. Что же до криминала... Продавцы на рынке ив магазинах заверяют, что в последние годы стало намного меньше "наездов" на покупателей. Конечно же, магазины выплачивают долю своей прибыли неким "крышам", но зато имеют гарантированную защиту. Это в беседе подтвердил один из руководителей краевого управления ГИБДД, подполковник Василий Мелещенко: "Дикий базар постепенно превращает-ВО ВЛАДИВОСТОКЕ НАРЫ И УГОЛ" коней октябоя 1999 г. ое: тбытъснш ПО лом.) после тоета йогу Модель ГоденОбъеы Коробка двигателя передач лужа "Хонда-Сивм Шаттл" '994 1.6 авт 3.2 дизель мех 1994 "Исудзу-Бигхорн" дизель авт. 1990 3.5 "МицубисиПаджерс дизель мех. 1990 "Ниссан-Террано" 2,7 авт. "Тойста-Калдина" 2,5 1993 авт "Тойота-Камри" 2,0 1994 авт. "Тойота-Корона" 1,8 1995 авт. 15 . 1992 "Тойста-Королла" "Тойота -Лендкрюйзер" диз. авт 1992 2.5 авт. гТойота-ГШИ 1994 2.0 авт. 3.0 •991 гТойста-Виндом" авт. "Хандэ-Соната" 1995 2,0 "Саньен-Корандо" 2,9 диз. мех. •996П!^з1!1!1*=!1М!'Л|!л^:юи:жет ИШ1тш\Подержанные машины из Японии ввозят на паромах, пассажирских судах, танкерах, сейнерах... Военно-морской флот - пока в стороне.шV«00 10000 5500 4500 3300 6300 5700 3000 6700 8400 4200 680С 14200ся в цивилизованный рынок. Машины, конечно. воруют, но в основном - на запчасти: за пределы края их просто так не вывезти. В прошлом году пытались провезти из Японии партию в 300 угнанных автомобилей, часть таки ушла в Сибирь, но с тех пор мы контроль ужесточили..." Подтверждением слов подполковника об упорядочении рынка может служить хотя бы то, что "Зеленый угол" имеет даже свой сайт в Интернете, и, сидя где-нибудьЗР 12/9971