146
КЛУБ АВТОЛ ЮГаз - моторамПо приблизительным подсчетам, только в Москве десятки фирм ежедневно переводят на сжиженный газ более сотни автомобилей, и очередь желающих пока не убывает. РЫНОК. На нем представлены и заморские принцы, и доморощенные золушки. Весной минувшего года, в начале газового бума московские цены на оснащение отечественных легковых автомобилей лежали в пределах от 3-3,5 тысячи рублей для непритязательных изделий Новогрудского завода газовой аппаратуры (Белоруссия) до 350-400 долларов за оборудование итальянских фирм. Затем накатил летний вал спроса, когда за газовой аппаратурой выстроились двух-трехмесячные очереди, оборудование исчезло, цены прыгнули вверх. Сейчас, в период зимнего спада, они находятся в пределах от 6-6,5 тысячи рублей до 500 долларов за комплект аппаратуры вместе с установкой. Комплект оборудования всех производителей примерно одинаков: баллон с мультиклапаном, редуктор, газовый смеситель, электромагнитные клапаны бензина и газа, заправочное устройство, трубопроводы высокого давления. Дополнительно - электронные блоки управления и коммутации, особенно для инжекторных иномарок. Пример наиболее скромной комплектации оборудование уже упоминавшегося Новогрудского завода. Благодаря самому массовому производству, низкой цене и наибольшей распространенности продукция "новогрудки" - бесспорный лидер по популярности (процентов шестьдесят рынка). Оборотная сторона дешевизны, к сожалению, - невысокие качество и надежность. Настройка "плавающих" регулировок редукторов - постоянная головная боль их владельцев.БАЛЛОНЫКакие системы для питания сжиженным газом предлагает сегодня рынок и какие болезни для них характерны? Об этом спрашивают многие читатели.Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ вод уверяет, что отпускная цена - всего 5600 целковых и склад пуст - все уходит дилерам). Надежность этой аппаратуры целиком зависит от уровня обслуживания. При квалифицированной и регулярной заботе "рязанка" служит годами, не донимая владельца серьезными отказами и не разоряя на запчасти. Третью группу составляют системы иностранных, западных фирм. Тон здесь задают итальянцы - "Ловато", "Каргас", "Ланди Ренцо" и примкнувшие к ним голландцы. Они поставляют на наш рынок оборудование хорошее, но соответственно дорогое. Такое отлично подходит иномаркам с впрыском топлива - почти под каждый тип двигателя есть свой газовый смеситель и набор электронных блоков коммутации со штатной системой топливоподачи. Ассортимент редукторов и газовых баллонов тоже весьма широк - от "ФИАТ-Уно" до "Шевроле-Блейзер" - тут итальянцам, пожалуй, нет равных. Конечно, есть и оборудование для российских автомобилей. Серьезных нареканий, кроме дороговизны, на итальянское оборудование нет. Немалого прогресса в совершенствовании газотопливного оборудования в последние пять лет достигли две московские организации - "Автосистема" и САГА. "Автосистема", как правопреемник лаборатории газовых топливных систем НАМИ, опирается на производственный потенциал заводов, выпускавших газовую аппаратуру еще в советские времена. Фирма "САГА", наоборот, делает ставку на предприятия оборонки, которые готовы конвертировать свои технологии в производство гражданской продукции. Систему САГА-6 выпускает завод "Инкар" в Перми. Марку САГА несет до 15% газобаллонного оборудования на московском рынке. Сильные стороны этой аппаратуры - современные конструкторские решения и высо-Вплотную к лидеру примыкают изделия Рязанского завода автоаппаратуры завода "Компрессор" (С.-Петербург), нижнетагильского завода и завода имени Хруничева (Москва). Производство последних двух, видимо, уже прекращено, поскольку в продаже их ныне нет. Рязанская и питерская аппаратура для легковых автомобилей имеет общего предка - итальянскую систему "Полиауто" двадцатилетней давности. Хотя они и выглядят отставшими от моды, но по качеству изготовления и надежности - крепкие середняки. Сюда же следует отнести продукцию югославской фирмы "Эльплин" (Elplin), которая иногда встречается у наших автовладельцев. Сегмент рынка этих производителей небольшой (несколько процентов), цены - как у "новогрудки". Рязанский завод - чемпион по выпуску газобаллонной аппаратуры для грузовиков. Многие владельцы развозных ЗИЛов и ГАЗов мечтают стать обладателями рязанского оборудования - морально устаревшего, но достаточно работоспособного, а главное, доступного по цене (за1/2000