92
93
СПОРТСЕРГЕЙ УСПЕНСКИЙ ЛУЧШИЙ тнщж яюсж т9 яКТО ЗА КОГО ГОЛОСОВАЛВ 1996 году представитепи газет, журналов, радио- и телепрограмм определили первого нашего лауреата - тольяттинского раллиста Сергея Алясова, ставшего тогда призером Кубка Европы. Год спустя павры заслужил москвич Михаил Нарышкин, победитель Кубка мира по ралли-рейдам. В 1998-м первым по итогам опроса стал ижевчанин Сергей Балдыков пресса оценила его чемпионский титул на зимнем треке и ряд призовых мест на этапах чемпионата Европы по ралли. Ожидалось, что в нынешнем опросе не будет явного лидера. Ведь ни один российский спортсмен не добипся выдающихся результатов за рубежом. Некоторым помешала осуществить планы "экономика", а тех, кто все же выступил в международных сериях, можно сосчитать по пальцам одной руки. И самое громкое из их достижений - пятое место Ильи Резниченко в чемпионате Европы по кроссу. Высокое дпя соревнований такого уровня, но, видимо, не впечатляющее... Поэтому большинство отдало голоса тем, кто отличился дома - одержал весомые победы, завоевал медали и кубки. Предпопожения не оправдались. Вопервых, четко обрисовалась тройка главных претендентов на звание "Лучший автогонщик 1999 года". А во-вторых, очень уж явно выделился из нее Сергей Успенский. Поповина из опрашиваемых упомянупа имя абсолютного чемпиона страны по ралли, серебряного призера по зимнему треку (кпасс "1600-шипы"), победитепя престижной трековой гонки "Все звезды-99". 92 1/2000 зрРустам Акиниязов Ольга Алдабаева Владимир Аркуша Валерий Богатырев Антон Борисенко Виктор Герасимов Евгения Головко Константин Данин Сергей Данилов Марина Донская Сергей Зиновьев Дмитрий Зыков Ирина Иванова Василий Кикнадзе Анна Киселева Андрей Клещев Марина Клопова Ольга Корнеева Константин Крупников Вадим Крючков Лариса Лащенова Ольга Линде Антон Максимов Михаил Медведев Петр Меньших Екатерина Митькина Екатерина Назарова Станислав Нечаюк Сергей Никольский Валерий Орехов Ирина Орлова Ольга Орлова Виктория Пасько Александр Пикуленко Сергей Платов Михаил Попов Алексей Россоха Евгений Ручкан Игорь Твердунов Марк Тилевич Михаил Токарев Сергей Тутов Константин Ушанов Лина Холина Илья Шварцбург Евгений Штиль Станислав Шустицкий"Авторевю" "Авто-Питер" "За рулем" "Автомания" "АвтоБизнесМаркет" "Русское радио" "АвтомирГА. Васильев А. Кузьмин С. Успенский А. Кузьмин А. Никоненко Р. Мухаметзянов С. Грязин В. Школьный сшн "Поехали!" Р. Мухаметзянов НТВ+ С. Успенский "За рулем" С. Успенский Т.Воробьев "Известия" В. Сухов "Мотор Ньюз" С. Успенский ТВЦ С. Грязин "Юность" Р. Мухаметзянов "За рулем" С. Успенский "Невское время" В. Дудин "Авторевю" И. Коновалов "Радио Спорт" "За рулем" Б. Котелло В.Сухов С. Успенский "Спорт-экспресс" С. Успенский autosporlorc.ru А. Кузьмин "Лимузин" С. Успенский "За рулем" С. Успенский "Эхо Москвы" А. Кузьмин "Автомания" С. Успенский "За рулем" С. Успенский ТВЦ В. Школьный ТО "Автодром" "Мегаполис-экспресс" Б. Маслов А. Кузьмин "Только вперед" "Новые известия" В. Сухов А. Кузьмин Проект "Гараж" А. Кузьмин "Автостоп" Р. Мухаметзянов "Клаксон" А. Кузьмин "Евроспорт" "БАЕР-ТВ" Р. Мухаметзянов "За рулем" Р. Мухаметзянов С. Успенский "За рулем" Б. Котелло "Семь верст" Н. Мезенцев ТО "Автодром" "Авто+ТВ" В. Школьный С. Успенский "Спорт-экспресс" "Автомобили" С. Успенский "Маяк" А. Глебов А. Кузьмин "5-е колесо"А. Кузьмин А. Никоненко Р. Мухаметзянов В. Дудин Р. Мухаметзянов С. Успенский А. Кузьмин Б. Котелло С. Успенский Р. Мухаметзянов Р. Мухаметзянов В. Черевань Р. Мухаметзянов Н. Мезенцев М.Митрохин М.Митрохин Р. Мухаметзянов С. Грязин I В. Дудин Р. Мухаметзянов Б. Маслов Н. Мезенцев М. Митрохин Р. Мухаметзянов А. Кузьмин В.Сухов В. Дудин А. Кузьмин Н. Мезенцев В. Дудин А. Кузьмин С. Грязин С. Успенский С. Алясов Р. Мухаметзянов В. Черевань С.Успенский В. Школьный С. Успенский Р. Мухаметзянов С. Успенский А. Никоненко В. Дудин Н. Мезенцев В. Козанков И. Резниченко С. ГрязинС. Грязин Д.Корсаков В. Дудин С. Грязин В. Дудин В. Школьный 0. Кесельман В. Дудин Р. Минниханов В. Дудин А. Орловский С. Успенский Б. Маслов В. Школьный В. Школьный С. Успенский В. Черевань С. Линьков С. Линьков С. Нуждин А. Кузьмин В. Сухов Р. Мухаметзянов С. Успенский Р. Мухаметзянов И. Резниченко М. Митрохин В. Сухов В. Школьный Р. Минниханов А. Судаков В. Школьный А. Кузьмин А. Желудов М. Митрохин С. Грязин В. Дудин А. Желудов В. Дудин А. Кузьмин В. Сухов В. Сухов Д. Корсаков В. Сухов Б. Джепаев С. Успенский Р. Мухаметзянов В четвертый раз издательство "За рулем" провело опрос журналистов, пишущих и рассказывающих об автоспорте, чтобы назвать лучшего гонщика страны.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСАСейчас толком и не вспомнишь, как давно взошла звезда Сергея Успенского. И хотя речь идет только об одном "отЕще в конце 80-х упоминание его фамипии дельно взятом" сезоне, наверняка многие вызывало сильнейшее возбуждение бо"держали в голове" предыдущие достижения лельщиков на трибунах овальных ледовых шефа и пилота столичной команды СК "Протрасс. Пожалуй, именно на трековых гонфессионал". Что и говорить, Успенский - ках, которые многие титулованные спортодин из самых видных наших гонщиков. Рал • смены считают "вершиной всему", Успенпийный титуп выиграл третий раз подряд, ский заложил фундамент своей славы. "Звезды" - не подряд, но тоже третий, а все И по сей день он вепиколепен на треего победы просто не поддаются счету. ке, хотя сам себя считает раллистом: "Я Приятно, что конкуренцию ему соста- раллист по натуре. Мне скучно ехать по випи представитепи других дисциплин аводному и тому же кругу всю жизнь. А ралтоспорта. Если Успенский прежде всего ли - это всегда неожиданности, всегда раллист, то Александр Кузьмин - кольцеразнообразие. Если хотите, не просто вик и картингист, а Ренас Мухаметзянов спорт, а чуть-чуть приключение. Упоиво все времена отдавал предпочтение тельный творческий процесс - от подгокроссу. При этом Успенский и Мухаметзятовки машины до финиша гонки". нов - опытные мастера, яркие звезды, заХочется поспорить: трек - это тоже сиявшие еще в 80-х. Кузьмин же топько наприключение, то еще! Очень скользко, чинает свой путь в "бопыиих гонках" - 20- очень быстро, и соперники - вот они, рялетнему студенту философского факульдом, могут подтопкнуть ненароком... тета Петербургского университета пророВпрочем, ему ли не знать - за годы выстучат блестящее будущее в автоспорте. ппений Сергей попробовал все, от кросса Добавим, что в нынешнем опросе учана грузовиках до кольцевых гонок. Но даствовало 47 журналистов, репортеров и же в самые сложные сезоны, когда на гонредакторов из Москвы, Петербурга, Топь- ки не хватало ни времени, ни денег, Усятти, Ижевска и Казани. Всего назвали 29 пенский непременно появлялся на зимнем фамилий гонщиков (1996 - 25; 1997 - 23; треке и всегда был в лидерах. 1998 - 36). Любопытно, что 15 из них Всеми успехами он обязан самому себольше поповины! - посвятили минувший бе: "Кто знает, если бы кто-нибудь, что насезон кольцевым гонкам. Но, как и год называется, тащил меня за шкирку, то мой зад, применительно к нашему опросу компослужной список был бы богаче. Зато бинация "ралли/трек" оказалась более высейчас могу гордиться тем, что всего доигрышной. бился сам. Что имею - все мое". Это в са1. Сергей Успенский (Москва, ралли/трек) - 58 очков; 2-3. Александр Кузьмин (С.-Петербург, "кольцо'/картинг), Ренас Мухаметзянов (Ижевск, кросс/трек) - по 40; 4. Виталий Дудин (Тольятти, "кольцо'Арек) - 19; 5-6. Владимир Сухов (Москва, "кольцо"), Виктор Школьный (Тольятти, ралли) - по 16; 7. Станислав Грязин (Москва, ралли) 15; 8. Николай Мезенцев СГольяпи, "кольцо"/трек) - 1 1 ; 9, Александр Никоненко СГольяпи, ралли/"кольцо") - 9; 10-11. Борис Котелло СГольяпи, кросс/ралли-кросс), Михаил Митрохин (Сосновый Бор, картинг) - по 8.ЧТО ИМЕЮ - В СЕ МОЕ!мом деле так. Нынешний сезон, принесший ему семь побед в ралли и две на треке, - плод его предыдущих трудов по созданию крепкой команды. Успенский рос не только как гонщик. В18 лет он работал водителем-испытателем на ЗИЛе. Затем перешей в Московский автомобипестроитепьный институт, где в итоге стал директором учебно-научного центра (вспомним надписи "МАСИ" на трековых "восьмерках" Сергея). А на его базе создал и возгпавил сервисный центр, ставший дилером японской фирмы "Субару". И сегодня сам факт, что центром этим руководит Успенский, завоевавший на "Субару-Импреза" все свои раллииные титулы, играет на руку бизнесу. Всегда были на слуху "неуживчивость" и "характер" Сергея: "Я требовательный. Предпочитаю говорить правду в пицо, а не шушукаться за спиной. Не всем это нравится". Невозможно, однако, сказать, что, дескать, он нажип врагов ипи недругов в гоночном мире. Дело скорее в его независимости и стремлении быть самостоятельным. В своей спортивной карьере он никогда не задерживался под какой-нибудь серьезной "крышей", будь то спортлаборатория АЗЛК или процветающая команда "Александров-ралли". Всегда все сам и всегда были преданные ему друзья-помощники. А характер... Характер, по мнению Успенского, дпя успеха в спорте необходим. Ппюс, конечно же, талант.DЗР 1/2000 93