143
СИДЯ НА "ПЕЧКЕ" Традиционно мастерские и гаражи тяготеют к определенной марке. По-настоящему всеядных станций сервиса немного: судя по нашей статистике, продукцию ВАЗа возьмет в ремонт первая попавшаяся точка сервиса, с меньшей охотой берутся за "Москвич", а что касается "Волги" это вещь в себе, подвластная лишь таксопаркам и казенным автохозяйствам либо выходцам оттуда... "Жигули" - машина, наиболее изученная сервисом, "печка" при определении стоимости работ для других моделей. Возьмем ее за отправную точку и мы. "Самара", появившись значительно позже, долго оставалась для ремонтников темной лошадкой - собственно, как "копейка" в начале семидесятых. Пляшем от "печки": клапаны регулировать сложнее прибавляем к цене 20-50%, да еще иногда стоимость новых регулировочных шайб. Электронное зажигание, требующее минимум внимания, и слывущий неженкой карбюратор дают примерно ту же сумму на регулировки. В передней подвеске меньше деталей - естественно, ремонт ее обойдется дешевле "жигулевской". Наиболее заметна разница в кузовных работах 'самарские" крылья на болтах заменит даже начинающий автослесарь. Из субъективных факторов - престижность "Самары" и (все еще!) относительная новизна, дающая иногда плюс к цене, который невозможно объяснить только конструктивными отличиями от "жигулей". Все сказанное справедливо и для "десятки". "Нива" отличается от нашей "печки" затрудненным доступом к отдельным узлам, сложной и весьма дорогой в ремонте трансмиссией, "неправильной" нижней шаровой, "Солексом" и электронным зажиганием. Итог - ощутимая прибавка к стоимости услуг. "Москвич" - простой, как "Жигули" и "Самара", вместе взятые. Он вобрал самое дешевое: цены на обслуживание передней подвески, рулевого управления не выше "восьмерочных"; стоимость ремонта и регулировки уфимского двигателя - "жигулевская" и даже ниже. Будь он престижней, впору было цены на услуги поднять. И стал бы "Москвич" мечтой ремонтника. "Волгу" от ранга самой дорогой машины спасают низкие расценки на обслуживание "402-го" двигателя. Кстати, его молодой соперник ЗМЗ-406, если рассматривать лишь выбранные нами работы, обойдется еще дешевле - клапаны и цепи регулировать не надо, карбюратор отсутствует... Ремонт остальных систем - трансмиссии, рулевого управления, тормозов в среднем на 15-30% дороже "Жигулей". А о пресловутой передней подвеске "Волги" и говорить не приходится - полная переборка обойдется раза в полтора дороже. Сложив расценки на представленные операции (берем категорию СТО), получим некую условную сумму: в принципе можно оценить ремонтопригодность автомобиля. Дешевле всех - "Москвич", дороже - "Нива" (см. диаграмму). Конечно, если пройтись по всем страницам "руководств по эксплуатации", сервисных книжек, учесть периодичность обслуживания и частоту ремонтов, картина получится более точной... но вряд ли изменится принципиально. Любопытно, что "в гаражах" места распределились несколько иначе. На первом тот же "Москвич", на последнем - опять "Нива". Но в середине ситуация другая: "Волга", "Жигули" и на предпоследней позиции "Самара". "Волгу" (которая не только автомобиль, но и стиль жизни), в основном, ремонтируют опытные мастера, набившие руку на этой машине, и такса у них довольно низкая. Владельцы "жигулей", а тем более "самар" с "десятками" платят, помимо ремонта, еще за престиж - очевидно, в гаражах он ценится выше. За сложные работы, требующие к тому же специального оборудования, нелегал предпочтет не браться либо заломит высокую цену. В целом же услуги мастеров из гаражей ниже официальных (не стоит объяснять, почему): для "самар" и "нив" - примерно на 20%, для остальных - почти на 30%. ПРОЧЬ ИЗ МОСКВЫ! Цены на услуги автосервиса в провинции приятно удивляют после московских. Конечно, по регионам они могут различаться, областные центры дороже небольших поселений, но в среднем они ниже в полтора-два раза! Неспроста москвичи иногда отправляются ремонтировать машины по-крупному в соседние областные центры - дорогая моя столица... Отдельные позиции приведены в табл. 2, составленной по результатам опроса читателей ЗР. Закономерности те же, что ив Москве. ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ Конечно, кто-то из работников автосервиса поспорит с приведенными здесь ценами. Неизбежны отклонения ив большую, и в меньшую сторону - мы брали средний уровень, и если ваша мастерская его превышает - вот вам повод задуматься. А представителей недорогих точек сервиса, ради Бога, просим не беспокоиться.НАЖМИ НА КНОПОЧКУ... ЕСЛИ НАЙДЕШЬИгорь ТВЕРДУНОВ Так уж принято, что цвет опасности красный. Поэтому различные аварийные рычаги, кнопки, тумблеры красят именно в этот цвет и расположить стараются на видном и доступном месте. Быстро нажал - и спасся: шпиндель станка не сорвал скальп, ногу электричкой не отрезало, дом не сгорел, а в ваш неожиданно сломавшийся автомобиль не врезался попутный КамАЗ. С автомобилями, правда, не все так просто. По крайней мере, с некоторыми. Когда-то давно в редакции появился ВАЗ-2110, один из первых. Особой радости тот образец никому не доставил - нередко ломался и давить на кнопку "аварийки" приходилось частенько. ВыглядеПопробуй, отыщи!ла она несколько аляповато, располагалась на консоли (почему-то со стороны пассажира), зато была красной! Той "десятки" уже нет, есть другая. Эта ломается куда реже, ее надежность даже можно похвалить. Только красная "аварийная" кнопка исчезла. Нет, она в принципе есть, только стала... черной! А расположена все там же - на консоли со стороны пассажира. Вдобавок ночью не подсвечивается и вообще ничем, кроме маленького символа в виде треугольника, не отличается от себе подобных. Конечно, это сущая мелочь - цвет кнопки: приспичит - найдешь и черную. Приспичило! Не нашел... КамАЗа, к счастью, сзади не было.зр 1/гооо143