ЭКОНОМИКА Новичок"РОСЛАДА" - БЫСТРО И НЕДОРОГОВ исконно автомобильном крае построен новый завод.Дмитрий ЛЕОНТЬЕВ Год назад мы рассказали о новом проекте в Сызрани (см. ЗР, 1998, № 12). Тогда началась сборка "шестерок" на заводе "РоеЛада". Старт был скромным: два подъемника, кузова в "первой комплектации", десять сборщиков, пять машин в день... И вот совсем недавно директор Михаил Блохин пригласил журналистов в гости. Мы вошли в просторный, теплый и светлый цех. На месте прежних подъемников - конвейер, рассчитанный на выпуск 45 тысяч автомобилей в год! Теперь с ВАЗа сюда поступают "голые" кузова - идет настоящая сборка. Работают уже не 10. а 800 человек. Плюс каждую неделю из местного техникума "РоеЛада" берет на вакансии еще 10-20 механиков. "Вот это да!", "Как удалось?" - журналисты не скрывали удивления. "Помог кризис: в сентябре 1998-го мы сделали 170 машин, в октябре - 240, в ноябре - уже 1000... Спрос был сумасшедший. Заработали денег - все вложили в оснастку. Через два-три года откроем еще цеха окраски и сварки", объяснил директор. Известно, что кризис буквально утопии все проекты сборки зарубежных машин. В Ростове-на-Дону ("Дэу"), в Калининграде (КИА), в Нижнем Новгороде (ФИАТ) везде одни проблемы. А сызранский завод в то же самое время вырос, как на дрожжах. "Потому что мы делаем (и всегда будем делать!) дешевый, доступный автомобиль", - сказал Бпохин. Мало того, что на сызранском заводе делают недорогие машины, еще и само предприятие предельно дешево. Завод построен (и продолжает строиться) за очень небольшие деньги с максимальным использованием отечественных технологий. Мы прошлись по корпусам, и Блохин рассказывал: "Сначала многие компоненты конвейера хотели закупать за границей. Но, как говорится, посчитали - прослезились. Решили напрячься сами, задействовав департамент развития АвтоВАЗа. Вот, например, транспортная система для конвей-^^^^^^":'Ъш? ТШШШШШ&£(Кч^.4Lfln*tflJ /•|;|:^ ^ ^ • *;;**М\ 1'*m-m1Фото газеты "Семь верст""Шестерка" покидает объ ятия "кааба"^" -ера - попностью отечественная, система вытяжки выхлопных газов, установка для прокачки тормозной системы и многое другое - тоже. Оборудование обошпось в 10-20 раз дешевпе, чем по импорту!" Кроме того, постарались - сделали конвейер универсальным. Он состоит из двух частей и любую из них (напольную ипи подвесную) можно быстро переналадить под сборку нового автомобиля, будь то "Нива", "десятка" или "восьмерка". Кстати, уже в ноябре 1999 года на заводе собрана первая "девятка". Ведь перспективная задача "РосЛады" - выпускать около 40 тысяч "шестерок" и 20 тысяч "девяток" в год. Таким образом, постепенно передавая производство "девяток" и "шестерок" в Сызрань, ВАЗ намерен освободить место на главном конвейере в Тольятти для сборки новых моделей. Проект "РоеЛада" создается на базе нового подхода к управлению. На заводе всего три структуры: управление техничеПервая сызранская "девятка".ского обеспечения, отдел развития и служба безопасности. "Начальники управлений не должны быть удельными князьками, их функции не должны перекрещиваться. Терпеть не могу, когда один подписывает, а другой не выполняет..." - говорил Блохин. Сдельно-премиальная оппата всех работников "РосЛады" зависит не от копичества отработанных дней и часов, а от общего числа собранных заводом автомобилей. Растет выпуск - это сразу отражается на зарппате. А качество - как за ним спедят? Директор пояснил, что за каждую операцию бригадир каждого поста расписывается в "контрольной карте" - и в случае брака сборщики отвечают рублем (а то и местом!). Если сборщик обнаружил, к примеру, бракованную партию деталей, он вправе потребовать от мастера остановить конвейер. Почти по-японски. Прибавим к этому, что средняя зарплата на "РосЛаде" - одна из самых высоких в городе, и рабочим местом здесь всерьез дорожат. Поэтому есть надежда сделать словосочетание "сызранская сборка" комплиментом. Блохин пообещал, что "росладовские" "шестерки" будут отличаться не только качеством сборки, но и оснащением: совершенно новыми бампером, сиденьями, а в перспективе - впрыском. Пока до новшеств дело не дошло, но они не за горами. ЗР желает "РосЛаде" успеха и надеется в скором времени испытать обновленную "шестерку" - с кузовом. полностью сваренным и окрашенным в Сызрани.•621/2COO