172
173
илами Своими.РЕМОНТКРАН СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗАКамАЗ, ЗИЛ, МАЗВадим ПИСКУНОВ. Технический центр ЗР "Можайский"Эволюция пневмопривода тормозов на грузовиках привела к отмиранию огромной кочерги, торчавшей из-под сиденья, - рычага стояночного тормоза. Его место занял компактный кран, совместивший в себе функции управления стояночной и запасной системами. Прежний, механический ручник стопорил, в первую очередь, карданный вал и главную передачу, а уж через нее и задние колеса (ЗИЛ-130, МАЗ-500, ГАЗ-53 и др.). Коварство такого привода хорошо знакомо водителям. Если одно колесо попадало на обледенелую обочину, а другое оставалось на асфальте, то автомобиль мог запросто сойти с ручника. Колесо на асфальте через дифференциал раскручивало другое в обратную сторону, и многотонная машина по собственной воле двигалась под уклон. Особенно много неприятностей было у водителей старых МАЗов - "веревочный" привод стояночного тормоза и по сей день не работает на большинстве уцелевших автомобилей (как они проходят техосмотр - тема отдельного разговора). Кран пневматический обратного действия - т ак наукообразно называется кран ручника - на КамАЗах и ЗИЛах расположен справа от сиденья водителя, на кронштейне; на МАЗах - слева. Конструкция унифицирована для автомобилей всех названных марок. Основные неисправности крана - утечка через него воздуха или медленное растормаживание автомобиля. Для ремонта нужен комплект новых уплотнительных ко ­ лец и манжет и обычный набор ключей. Снимаем кран с автомобиля. Для этого: Сдвигаем со штока направляющий колпачок и шайбу.Нажимая на направляющую штока, снимаем стопорное кольцо.Залипшие ролики можно поддеть отверткой. Отворачиваем три воздушные трубки...Вынимаем выпускное седло клапана, пружину, направляющую штока... ...и уравновешивающую пружину с тарелкой.Набором регулировочных прокладок устраняем перекос крышки и добиваемся ее перемещения относительно корпуса крана без заеданий. С износом торца крышки увеличиваем толщину пакета регулировочных прокладок. Выбиваем насеченную часть штифта.В некоторых кранах между тарелкой и пружиной могут быть шайбы, р е ­ гулирующие жесткость уравновешивающей пружины. Установка этих шайб при сборке обязательна.Ключом "на 19" выворачиваем штуцер атмосферного вывода.Осторожно, чтобы не по ­ терять пружину и ролики, снимаем крышку.Стержнем Выдвинув бокорезами шток выпускного седла клапана, вынимаем штифт. 10-11 мм выдавливаем из корпуса следящий поршень.1721/20СО ЗР При правильно подобранном уплотНажав на корпус клапана, снимаем стопорное кольцо. няющем кольце шток выпускного седла клапана должен перемещаться в направляющей с небольшим усилием. Если добиться этого не удается, меняем направляющую штока на новую. Иногда встречаются Извлекаем из следящего поршня клапан с пружиной. краны с дополнительной клапанной секцией. При нарушении герметичности ее клапана или уплотнений воздух шипит со стороны пыльника или из атПри износе уплотняющего кольца клапана мосферного вывода. ...ключом "на 9" удерживаем за грани внутреннееИзвлекаем внутреннее седло клапана в сборе с пружиной и уплотняющей манжетой. Если шипит со стороны пыльника, меняем уплотняющую манжету. Дпя этого...седло, а ключом "на 11" выворачиваем регулировочный болт-головку.мосферный вывод в любом положении рукоятки. Эти же симптомы вызывает разорванная манжета клапана.11Жвоздух из пнеемосистемы будет уходить через атДля замены клапана ключом "на 19" отворачиваем опорный штуцер пружины клапана.Манжеты с рифленой поверхностью с обеих сторон устанавливаем между двумя упорными шайбами.Если шипит атмоДля ее замены снимаем опорную шайбу. Извлекаем клапанвсбореи при необходимости заменяем. сферный вывод крана, нужно заменить в нем уплотняющее кольцо. Так как дополнительная секция не крана с дополАккуратно извлекаем из кольцевой проточки клапана край манжеты и снимаем ее с посадочного буртика. нительной клапанной секцией показано на фото цифрами: 1 - вывод к воздушному баллону, 2 - атмосферный вывод; 3 - вывод управляющей магистрали ускорительного клапана; 4 - заглушка. участвует в управлении стояночной иза ­ пасной системами, то вместо замены уп ­ лотнений можно удалить внутреннее седло клапана в сборе (сам клапан остается), а верхнее отверстие секции заглушить штатной уплотняющей манжетой, заменив верхнюю упорную шайбу на диск тех же размеров. Края проточки и посадочного буртика часто бывают острыми. Перед установкой новой манжеты их нужно сгладить. Если манжету клапана удапось Чтобы добраться до уплотнений, снимаем резиновый пыльник... снять не повредив, ее можно использовать повторно, развернув на 180°. Ролик, установленный на направляющей рукоятке крана, облегчает ее движение при торможении запасной системой. При сборке крана все поверхно ­ сти скольжения смазываем смазкой ЦИАТИМ-221 или другой низкотемпературной. Особое внимание - чистоте.Негерметичность кольца, уплотняющего шток выпускного седла клапана, вызывает утечку воздуха со стороны крышки крана в режиме растормаживания стояночного тормоза.1/2000•173