140
Зимние хлопотыПОМОЩНИКИ ПУСКАХолода создают автомобилистам много проблем, из которых для северян, пожалуй, главная - пуск двигателя. Что можно сделать для его облегчения?Урал ИЛЬЯСОВ За шесть лет после получения "прав" пришлось иметь дело с тремя разными машинами. А ездил каждый день круглый год невзирая на погоду. Зимы у нас в Уфе бывают холодные, температура опускается за -30°С, а так как гаража у меня нет, проблема утреннего пуска мотора не давала спокойно спать всю первую зиму моей автомобильной биографии. Несколько раз "посадив" аккумулятор при безуспешных попытках оживить машину, я стал задумываться над тем, как облегчить себе жизнь и не зависеть от капризов погоды. Для начала последовал совету более опытных товарищей. Завести "Оку" неплохо помогал пол-литровый термос с горячей водой, которой я поливал впускной коллектор. Облегчила эту операцию специальная воронка с реРаспыпитель от дезодоранта Клей "Момент"И тут пришла мысль приделать к клапану баллончика носик из тонкой трубочки, чтобы впрыскивать аэрозоль через имеющиеся в крышке воздушного фильтра два отверстия диаметром около 5 мм. Для этого взял более крупный распылитель от дезодоранта (с таким же посадочным местом, как иу баллона стартовой жидкости), рассверлил выходное отверстие и посадил в него на клей "Момент" пустой промытый стержень от шариковой ручки (рис. 1). Результат превзошел ожидания. На стоянке ничего не потребовалось снимать и откручивать. Дватри "пшика" - и двигатель начинал работать с первого раза при 20-градусном морозе. Вдохновленный успехом, я задумался: нельзя ли впрыскивать средство внутрь карбюратора. И тут вспомнил, что в немколенвал и дать вспышку хоть на одну свечу - дело сделано. Новое отверстие в крышке воздушного фильтра я закрыл болтом с большой головкой (чтобы удобно было откручивать и закручивать от руки), уплотнив его мягкой резиновой прокладкой. Как показал двухлетний опыт, при 30градусном морозе мотор заводится обязательно и одного баллона хватает на целую зиму. Даже если при сильных морозах делать два "пшика": один - в карбюратор, другой - в корпус воздушного фильтра. Нельзя, однако, оставлять баллон в машине - на морозе состав из газообразного состояния переходит в жидкое и плохо разбрызгивается. Лучше забирать средство домой, а по улице нести, спрятав под одеждой. Что еще помогает пускать и быстрее прогревать двигатель, так это утепление моторного отсека. Несмотря на то, что капот "десятки" изнутри закрыт теплозвукоизолирующим материалом, я решил установить дополнительную защиту. В начале прошлой зимы мне презентовали здоровенный кусок толстого войлока, которым я тут же накрыл мотор. Для утепления двигателя снизу использовал теплоизоляционные маты, выпускаемые в Ижевске (они называются туристскими ковриками), которые легкоТвплозвукоизоляция ФильтрующийStarting fluidРис. 1. Переделка распылителя.зиновой трубочкой, прикрепленная к мотору. И надо отметить, такой прием довольно эффективно будил двигатель после ночевки на 25градусном морозе. Но со временем эта процедура начала надоедать, да и риск разбить драгоценный сосуд был довольно велик. Поэтому для "Самары" я решил применять стартовые жидкости в аэрозольной упаковке, так называемые Starting fluid, но особым способом. Дело в том, что раньше я пробовал эти средства (безусловно, помогающие пустить двигатель), но отметил неудобство пользования и большой неэффективный их расход. Ведь для того чтобы бьютроиспаряющаяся жидкость попала в карбюратор, надо умудриться, сняв крышку корпуса воздушного фильтра, впрыснуть аэрозоль, потом быстро (пока не улетучился газ!) закрыть крышку фильтра и прыгнуть за руль. И все-таки за это время большая часть средства рассеивается в атмосфере, а оставшейся бывает недостаточно для пуска. Впрыснуть же аэрозоль через воздухозаборник невозможно: тот перекрыт терморегулятором. 140 1/2000 ЗРРис. 2. Впрыск жидкости в карбюратор.Рис 3. Утепление моторногоТвплозвукоизоля^я Защита картерапредусмотрен пусковой зазор, в пределах которого приоткрывается воздушная заслонка при первых вспышках в цилиндрах двигателя. Осталось только просверлить в крышке корпуса воздушного фильтра отверстие как раз напротив пускового зазора. При вытянутой кнопке "подсоса" воздушная заслонка, как ей и положено, закроется. И если вставить трубочку распылителя в подготовленное отверстие, то она приоткроет воздушную заслонку как раз на 3 мм, положенные для карбюратора ДААЗ21083. Остается впрыснуть средство в карбюратор и убрать баллон. Под действием пружины воздушная заслонка закроется и вся смесь останется внутри карбюратора (рис. 2). После этого пуск зависит только от аккумулятора: хватит у него сил провернутьузнать по двухслойной разноцветной структуре. Они очень удобно легли между двигателем и нижней защитой (рис. 3). Такой способ утепления с успехом применим и на других машинах. Например, я это уже делал на предыдущей "восьмерке". Двигатель быстрее прогревается и дольше остывает, что немаловажно для "самар" с высокой панелью. Эта модификация, как известно, не балует пассажиров теплом. Достоинство такой схемы в том, что радиатор остается открытым. Это позволяет предохранить двигатель от перегрева в дни зимней оттепели. Обычно я утепляю машину в ноябре, когда наступают первые морозы, и снимаю теплоизоляцию с первыми ручьями в марте.