56
57
58
ТЕХНИКАДальнобойС ПАРТНЕРАМИБелорусские магистральные тягачи нового поколения МАЗ-5440 успешно прошли сертификацию в России.Андрей СИДОРОВ МАЗы считались лучшими магистральными тягачами в СССР; впрочем, выбор в ту пору был небогат. Еще КамАЗ, ЗИЛ и КАЗ, но два последних - бензиновые, слабенькие и для "дальнобоя" малопригодны. А про КАЗ даже поговорка была: "Запорожец" - не машина, а "Колхида" - не тягач". Сегодня-то на рынке приходится противостоять ведущим мировым фирмам. Между тем, прежние модели МАЗов безнадежно устарели - по мировым меркам ненадежны, некомфортабельны, да и смердят так, что дорога в Европу им закрыта. Вот и решили минчане следовать известному принципу: не можешь одолеть конкурента - сделай его партнером. стким европейским нормам токсичности Евро II, поэтому новые МАЗы, их индекс 544020-030, комплектуют двигателями MAN D2866LF20. Последние оказались самыми дешевыми из импортных для автозавода - сказываются давние деловые связи с фирмой. Заявленный ресурс-1 млн. километров. такой же, как у автомобиля. По заказу же установят и "Детройт дизель", "Камминс" (Евро III), "Перкинс", чешский ЛИАЗ, "Рено" или наш ЯМЗ - все зависит от назначения машины и возможностей клиента.2/2000 ЗР ПОТЯНЕТКОРОБКА ПЕРЕДАЧ тоже импортная, фирмы ZF. Шестнадцатиступенчатая с ручным (!) управлением. Схема переключения - двойное"Н"с "половинками" на каждой передаче. Если использовать все ее возможности, поддерживая обороты двигателя в оптимальном режиме, водителю скучать будет некогда. Любителям комфорта установят автоматическую коробку (такие уже есть на минских автобусах), но и цену накинут. Пока желающих не нашлось. Все же главный козырь минчан в кабине разительно изменилось к лучшему. Наконец-то подумали ио работяге. Теперь он может попноценно отдохнуть в дальней дороге. Предусмотрены места под телевизор, холодильник, печь-микроволновку, шкафчик для отутюженного костюма, сделаны длинные поручни по обеим сторонам для входа-выхода. Да-да. теперь в кабину входят в полный рост, а не влезают. как прежде. Ведут туда лесенки, нижние ступени которых почти у самой земли. Вместо прежнего подогревателя-автономки, работоспособного от силы две зимы, устанавливают хорошо зарекомендовав-Штатные колпачки на шпильках защищают резьбу от ржавчины.Чтобы под низким полуприцепом разместить его "лапы", их пришлось сделать складными.Отопитель "Вебасто" спасет от любых морозов.Новый кабинет - с комнатой отдыха. борьбе с конкурентами не полет инженерной мысли и суперсовременные технологии, а цена. Машина стоит 52 тысячи долларов. но это - если покупать ее на сертифицированном заводом сервисе, с гарантией. Сеть их. пусть и не очень развита, но от Бреста до Владивостока работают более 100 станций, из них 13 - собственных, заводских. В нынешнем году завод планирует сертифицировать свои центры согласно европейским стандартам. Если же брать машину у дилеров без гарантии, можно сэкономить до 20%. Только будет ли это выгодней? Застучит, к примеру, двигатель - всякое случается - и будешь несколько лет пить чай без сахара и заварки, деньги на ремонт копить. КАБИНА. Бросается в глаза непривычно ровный пол. Высота тоннеля над двигателем всего 10 см, поэтому, если оборудовать нижний диван (внизу именно домашний диван, а не спапьная полка) ремнями безопасности, а это предусмотрено его конструкцией, получится роскошное третье сиденье. Жизненное пространство в новойший себя "Вебасто". Он может греть по отдельности или одновременно кабину и двигатель и программируется на заданную температуру и время включения. С ним нет нужды всю ночь тарахтеть двигателем, отравляя воздух на стоянке, тем более, что и глушитель на некоторых модификациях выведен вниз за переднее колесо - нам с вами под нос. Кстати, это - не лучший вариант еще и потому, что очень доступна черная дыра глушителя всяким придорожным экологам. Уж они не преминут засунуть туда шланг, а там. глядишь, и штраф на пару МРОТов. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ. Главная особенность ее - непривычно маленькие колеса. Благодаря низкопрофильным шинам размерностью 295/60R22,5 удалось опустить седельно-сцепное устройство на 200 мм, а значит, на столько же увеличить полезную высоту полуприцепа. Теперь его объем при максимально разрешенной габаритной высоте увеличился до 94 м3 . а это позволя-Наддувный воздух охлаждается в огромном алюминиевом радиаторе. Пневмобаллоны в задней подвеске на магистральных тягачах вытеснили рессоры.ЗР 2/20005 7 ТЕХНИКА Дальнобойдержания бодрствования водителя. Если он задремлет, электроника снизит скорость и включит аварийную сигнализацию. Одновременно заверещит резкий зуммер. Не поможет - автомобиль сам остановится и заглушит двигатель. Датчик самочувствия вместе с наручными часами всегда на запястье водителя. Полуприцеп к тягачу тоже есть свой, минский, МАЗ-97584. Подход к его изготов-in» нму*'хtee 1X0 ММ !«Л ММ ММ не мм 1Мо мм мм 1ме Скорость вращения об м,МОТОМ. Т / М О ,Скорость вращения обминСкорость вращения, об минКрутящий моментУдельный расход топливаМощностьет полнее использовать грузоподъемность поезда. Шины пока только импортные, "Континенталь" или "Мишлен", но в планах Ярославского и Бобруйского шинных заводов этот типоразмер уже заножен. Колеса новой машины крепятся к ступицам шпильками. Традиционные клиновые прижимы хоть и удобнее, но не обеспечивают хорошей центровки колеса. А максимальная скорость у автопоезда нешуточная 125 км/ч. Биение колеса при этом должно быть минимальным. Подвеска заднего моста вполне современна - на пневмобаллонах. Давление в них регулируется с места водителя или с выносного пульта. Такая конструкция позволяет тягачу "присесть" под любой полуприцеп при сцепке-расцепке. Такой же механизм ив подвеске полуприцепа - изменяя высоту пола, можно совместить его с погрузочным терминалом "в ноль", чтобы в кузов заехал, к примеру, погрузчик. Передний мост тягача - на трехлистовых параболических рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости. Свой стабилизатор иу кабины, покоящейся на четырех пневмобаллонах с регуляторами уровня. Вместе с пневмоподве-Силовой агрегат: двигатель MAN 2866LF20 с коробкой передач ZF 16S151.ской сидений такая конструкция обеспечивает высокий уровень комфорта. Пробная поездка вполне подтвердила правильность такого решения. В машине тихо - двигатель закрыт звукопоглощающей капсулой. Зато не дает заснуть за рулем скрип сидений - говорят, втулки не те поставили. Неважно подогнаны пластиковые облицовочные панели, хрустят переключатели и прочие детали. Впрочем, это вполне по-нашему. На мелочи нет ни денег, ни терпения, внимание к ним - в последнюю очередь. Зато есть современная телеметрическая система контроля и под-лению тот же: все, что можем, делаем сами, нет - комплектуем импортом. Отсюда и цена умеренная. "Телега" с тентом, к примеру, стоит 16 тыс. долларов, жесткий термоизолированный фургон - 32 тыс. и еще 5 тыс., если заказать холодильную установку. Деньги, конечно, немалые, если сравнивать с машинами прежних поколений, но "Мерседес-Бенц-Актрос" аналогичных возможностей стоит уже 90 тысяч да полуприцеп под 50. Вот и считайте, что выгоднее. Как говорится, за неимением повара обычно содержат... кухарку.<И ТЯГАЧЕЙ Модель МАМИ21 (НАЗ-544022) MA3-54402M30седельны* тягач сгониженной SbKOToi седлаМАЗ-544021Параметр ---^ Нагрузка на седло, кг 10250 10300 10250 7550 7600 7600 Масса снаряженного автомобиля, кг Номинальная полная масса автомобиля, кг 18000 18000 18 000 Распределение полной массы, кг: 6600 6600 на переднюю ось 6600 11400 11400 11400 на заднюю ось 40 000 40000 40000 Номинальная полная масса автопоезда, кг Допустимая полная масса автопоезда, кг 44 000 44 000 44 000 Расстояние от плоскости седельно-сцепного 1250 1050 1250 устройс-ва до дороги, мм двигатель MAN 02866 LF15 MAN D2866 MAN D2876 LF02 LF20(Eaooll) (Евро II) (Евро!) 338/460 Мощность кВт.'лс. 274 370 294.400 2000-204 Максимальный крутящий момент, Н Mire м 1520*155 1730176 Коробка передач ZF16S151 ZF 16S221 ZF16S151 16 16 16 Число передач 3,86 3,16 3.86 Передаточные числа моста (основная комплектация) мест с колесной передачей ' гипоидный мост мост с колесной передачей Размер бескамерных шин 29560R225 31580 R22.5 31580 R22.5 125 120 Максимальная скорость, км/ч 120ШааЪЛ 400 Xя X9: • ' ; . . . -§ ш аXыго11а\\ШтЪааЪЪЪЪаааъ*шшшш£582/2000 ЗР