82
83
РЫНОКЭкспертизаКОГДА В ОКНОСтрана у нас преимущественно северная, а автомобили в основном - отечественные. Одно с другим уживается на удивление плохо, поэтому замерзшие и запотевшие стекла никому не в диковинку. На задних сиденьях тоже прохладно - даже в новейших моделях.Анатолий КАРПЕНКОВ. Михаил КОЛОДОЧКИН Разбираться в блуждании воздушных потоков по соплам и дефростерам - занятие для энтузиастов. Куда проще приобрести дополнительный внутрисалонный обогреватель вон сколько их развелось (фото 1-4). Установить за задним сиденьем, подать питание, щелкнуть тумблером - вот тебе и Ташкент посреди Норильска. Надо попробовать. Испытывать решили "по науке" - измерим сначала в лабораторных условиях потребляемые токи и оценим параметры воздухопотоков,а потом проверим изделия в реальных условиях эксплуатации. Однако, как это часто бывает, любопытство пересилило, а потому все обогреватели сначала побывали в салонах холодных машин... После этого мечты о Ташкенте полностью развеялись, а запланированные измерения проводились с единственной надеждой на то, что кто-нибудь сумеет найти приобретенным изделиям более достойное применение. Тех, кому интересны подробности, приглашаем ознакомиться с приведенными цифрами, а всех остальных просим сразу перейти к заключительной части нашего рассказа. Подключение всех перечисленных обогревателей к бортовой сети автомобиля напоминает русскую сказку о вторжении медведя в терем-теремок. Дело в том, что для питания цепи прикуривателя на "Самаре" использован 16-ам82 2/2000 ЗРперныи предохранитель, а на ВАЗ-2107 - даже 8-амперный! При этом от указанного предохранителя питаются и другие потребители - например, обогреватель заднего стекла на "девятке". Поэтому "медвежьи" попытки влезть туда, где тебя не ждут, должны закончиться точно так же, как ив сказке не станет ни теремка, ни его обитателей: предохранитель обязан сгореть, а защищаемые им цепи обесточатся. Заметим, что если предохранитель вдруг окажется "крепче", чем нужно, то вместо него будут гореть разъемы и провода. Впрочем, дело даже не в предохранителях. Чтобы спокойно "высасывать" из генератора лишние 20-25 А нагрузки, придется отключить фары, габаритные огни, вентилятор, стеклоочистители, обогрев заднего стекла - в противном случае он просто не выдержит. Мощность генератора выбрана с таким расчетом, чтобы обеспечивать питанием штатных потребителей. А откуда взять энергию для "внештатников", да еще таких прожорливых? Поэтому про зимнюю езду в темное время суток придется забыть. Но зачем в таком случае нужен этот самый обогреватель? Можно, конечно, раздобыть более мощный генератор, но это уже из области околонаучной фантастики. Гораздо проще посоветовать владельцу "копейки" приобрести заднее стекло от "пятерки"...Фото1 Наименование: 12 VOLT D.C. 160 WATT Н.Р. AUTO HEATE Pilot Light. Производитель - Объединенные Арабские Эмираты. Цена - примерно 280-350 руб. Подключается к гнезду прикуривателя. Описание полностью отсутствует. За время испытаний "продышало" в промерзшем заднем окне узенькую щелочку и смотрело через нее наружу... Других "достоинств" на обнаружено. Средняя температура воздушного потока равна 57,2°С, а средняя скорость - 4,63 м/с. Эффективная площадь выходного сопла - 106,4 см 2 , потребляемый ток достиг 11 А. Краткая характеристика: симпатичное и бесполезное изделие.Фото 2 Наименование: 12V D. С. 160 WAU POWERFUL FAN/DEFRO HEAT-COOL SWITCH. Производитель - Объединенные Араб ские Эмираты. Цена - от 300 до 400 руб. Непонятное сооружение, не соответствующее собственному описанию. Висящий на проводах переключатель режимов работы "Тепло" - "Вентилятор" - "Откл" требует стационарного монтажа, однако на конце жгута зачем-то припаян знакомый штекер для прикуривателя... Если уже есть переключатель, то зачем занимать гнездо? Способности изделия раскрыть не удалось - та же крохотная полоска оттаявшего заднего стекла как раз напротив выходного сопла. Средняя температура воздушного потока составила 55,4°С при средней скорости воздуха 1,9 м/с, Эффективная площадь выходного сопла -181,7 см 2 , потребляемый ток - 9 А. Резюме - не покупайте. Фото 4 Наименование: 300 WAH РТС CERAMIC HEATER FAN 12 V 300 W MODEL NO: MATE 963. Производитель не указан. Цена 400-500 руб. Переключатель режимов работы позволяет пользоваться вентилятором без нагрева, а также работать в режимах "150 Вт" и "300 Вт". А получится ли? Если 300 ватт разделить на 12 вольт, то выйдет довольно много... Надпись на коробке предупреждает - источник питания изделия должен быть рассчитан на 30 А! Все это хорошо, но зачем тогда штекер под гнездо прикуривателя? Рискнуть? Хулиганский эксперимент с "Самарой" закончился согласно закону Ома. На холостых оборотах изделие нехотя "дышало" на стекло и внушало робкий оптимизм. Однако при троганье с места раздался легкий щелчок подпрыгнувшее напряжение в бортсети превысило токовые возможности предохранителя... Позднее выяснилось, что вместе с предохранителем пострадал и корпус прикуривателя. При всем при том указанные на коробке 300 Вт - чистейшая липа! Контрольный замер потребляемого тока в лабораторных условиях показал "всего лишь" 15 А, а потому мощность изделия составляет примерно 2/3 от обещанной. Из этого следуФотоЗ ет, что не стоит искать споНаименование: AUTO HEATER FAN "РТС" CERAMIC HEATER 12V-300W. Производитель - собы обойти гнездо прикуТайвань. ривателя - толку все равно Цена -650-750 руб. Создатели обогревателя сжалились над гнездом прикуривателя - толстые провода содержат нане будет. весной предохранитель и заканчиваются плоскими разъемами "под винт". Трехпозиционный пеСредняя температура возреключатель позволяет пользоваться вентилятором как отдельно, так и вместе с "печкой", о также душного потока составила отключать изделие совсем. Кроме того, предусмотрен регулятор частоты вращения вентилятора. 47,3°С при средней скороИнструкция предупреждает, что за один час эксплуатации при неработающем двигателе изсти воздуха 3,2 м/с. Эффекделие полностью разрядит аккумулятор. Измеряем в лаборатории потребляемый ток - полутивная площадь выходного 2 чается 25 А. Что ж, заявленные 300 Вт вполне реальны. Только оттает ли при этом стекло? К сосопла - 359,9 см , потребляежалению, мороз опять победил. Корпус обогревателя полностью перекрыл водителю то, что мый ток- 15 А. сумел с таким трудом согреть Экспертное заключение Средняя температура воздушного потока - 44,7°С. Средняя скорость - 3,76 м/с. Эффективная неуклюжее и бестолковое площадь сопла - 306,6 см 2 . Потребляемый ток - более 25 А. изделие. I Вывод - самое мощное, но такое же бесполезное изделие.УДАРИТ•ЗР 2/200083