ЭКОНОМИКАПеременыОТ КАЛОШ К МОДЕЛЬНЫМ ТУФЛЯМ..Старейший шинный завод в России - Ярославский - в мае прошлого года вошел в АК "Сибур" и сейчас, похоже, переживает вторую молодость.Елена ВАРШАВСКАЯ Казалось, это конец и ничего доброго впереди. Долги - под сотню миллионов рублей, горы нераспроданных шин, гибнущих под снегом и дождем, вечные задержки зарплаты, увольнения... Сейчас продукция завода расходится, не залеживаясь. Средняя зарплата работников - около двух с половиной тысяч рублей в месяц - выплачивается вовремя. В 1999 году вы- ~эНз пущено более пяти миллионов шин (в 1997-м - 3 млн. 600 тыс., а в 1998-м около 4 млн.). Если в 1997 году было разработано семь новых моделей шин, то в прошедшем - свыше 30! Скажете, чудеса, не поверите. И зря. Потому что история Ярославского шинного не только поучительна, но и закономерна. Она - о том, что при желании можно загубить самое хорошее предприятие, так же как оздоровить бесперспективное. Конечно, бесперспективным шинное производство в Ярославле не назовешь. Существует с 1932 года, занимает в России второе место по объемам выпуска, имеет собственное конструкторское бюро, разработавшее в свое время много новинок. Но без малого два года назад почти никто не верил в светлое будущее предприятия. Потом начались перемены. Пришлось сократить 160(!) лишних управпенцев. Уменьшили количество подразделений с 68 до 42. Вошли в состав холдинга. Но главное - изменили подход к работе. Если раньше во главу угла ставили выпуск продукции, а финансы, сбыт существовали как бы сами по себе, то теперь на первом месте - продажи. Уже не гонят вал никому не нужных изделий только для того, чтобы загрузить мощности, а выполняют заявки торговли. Сейчас завод немного раздышался, появились деньги. Если в 1997 году вложили в собственное развитие 20 миллионов рублей, 70 2/2000 ЗРГенеральный директор Н. Тонкое. В цехе шин с металлическим каркасом современное оборудование фирм "Мицубиси" и "Крупп".ГУталлокордным брокером. Но куда за это время убежит мировое производство? И все же Николай Тонкое и его команда - не пессимисты, а прагматики. Особого трагизма в положении российской шинной промышленности не видят. Скорее наоборот, считают, что у нее хорошие перспективы, которые определяет сегодняшний рынок. Нужны ли россиянам, которые ездят на наших машинах и по нашим дорогам, исключительно суперсовременные, скоростные шины? Металлокордная попадет в пару ям - и думай, что с ней делать дальше. А ярославская покрышка с текстильным брекером (таких уже и не делают нигде!) мягкая, неприхотливая, выдержит российские колдобины. И она ощутимо дешевле. Поэтому, особенно после кризиса, многие предпочитают ее. Это, конечно, не значит, что нужно успокоиться и не стремиться к нововведениям. Надо расширять круг покупателей, занимать новые ниши - так надежней существовать на рынке. Начали выпускать шины и для иномарок, и для тяжелых грузовиков, и для автобусов (кстати, цельнометаллокордные, впервые в России). Даже если не считать авиационные шины (а здесь и их делают, что, кстати, красноречиво говорит о серьезности производства), ЯШЗ сегодня - пидер среди российских заводов по ассортименту изделий. ...В середине шестидесятых Ярославский шинный посетил Хрущев. Посмотрел на станки, работающие с 1932 года, и сказал: "С такими мы коммунизм не построим". Оказался прав - не построили. Кстати, то оборудование до сих пор кое-где на ЯШЗ трудится. Но капитализм с ним строить никто не собирается - заменят при первой возможности. И долго ждать этого не придется, потому что научились, кажется, на заводе не надеяться на кого-то извне, а рассчитывать на собственные силы. Св 1998-м - уже 40, то в прошлом эта сумма выросла до 100 миллионов. Покупают оборудование. Новая команда во главе с генеральным директором Николаем Тонковым, управляющим заводом, четко знает, чего хочет и как этого добиться. - Ну, а когда вы догоните и перегоните иностранцев? - уверовав в неограниченность возможностей передового молодого менеджмента, поинтересовалась я. - Никогда, наверное, - спокойно ответил генеральный директор. И пояснил: Наше отставание от именитых производителей бесконечно. Многие наши станки вчерашний день, качество сырья, смеси часто оставляют желать лучшего... "Бриджстоун" на одном из своих заводов выпускает в сутки 25 тыс. шин при 900 рабочих, а на Ярославском заводе - 18 тыс штук и работают восемь с лишним тысяч человек! Да, года через два (если все пойдет по плану) будет ив Ярославле автоматизированное производство легковых шин с ме-