149
150
151
В "девятке" вследствие чрезмерного нагрева маховика двигателя (буксовало сильно изношенное сцепление) соскочил зубчатый венец. Мне удалось закрепить его клеем на эпоксидной основе, который приготавливается выдавливанием компонентов из двух шприцев. Предварительно я тщательно очистил и обезжирил склеиваемые поверхности. Прочное соединение работает уже несколько десятков тысяч километров. Печоры И. БАЛАБЕНКОВЗамена вкладышей операция, знакомая многим. Но мало кто из нынешних ремонтников имеет навыки литейщика.Во время дождя у ног переднего пассажира новенького ВАЗ-2106 скапливалось немало воды. Поиски привели к горизонтальной полке под капотом. На ней закреплена табличка с заводскими данными автомобиля. А рядом - два отверстия под заклепки: через них и просачивалась вода. Очевидно, на некоторых модификациях здесь расположена еще какая-то пластинка с информацией. Когда-то эти дырки замазывали мастикой на заводе. Теперь "доводка" возложена на потребителя.для подшипниковСергей КАНУННИКОВ Начиная с конца прошлого века и вплоть до 40-х годов на многих двигателях ставили баббитовые вкладыши. Основой этого сплава были олово или свинец. Сплав включал также медь, кадмий, мышьяк, иногда цинк. Баббит наплавляли на бронзовые подшипники, представляю наружную часть подшипника печной глиной, фиксировали полукольцо струбциной. После этого, подогревая подшипник паяльной лампой, из специальной ложки, медленно, чтобы не допустить образования пузырьков воздуха, в зазор между бронзовым полукольцом и выступом угольника заливали расплавленный баббит. Когда подшипник остывал, вкладыш доводили до нужного размера вручную - шабером или на токарном станке, проверяя качество подгонки "на краску" - примерно так, как иногда проверяют пятно контакта шестерен гипоидной главной передачи. Отсутствие раковин определяли на глаз. Но главным диагностическим прибором служило ухо опытного мото-ЗАЛИВНОЕ***В процессе ремонта нередко возникает необходимость "найти" искру. На автомобиле с контактной системой зажигания это можно сделать без помощника. Снимите крышку с прерывателя-распределителя и включите зажигание. Жало отвертки уприте в подвижный ("плюсовый") контакт. Если контакты замкнуты, то несколько раз отверткой разомкните их. Если разомкнуты периодически касайтесь стержнем отвертки "массы" (допустим, вала распределителя). В общем, задача сводится к тому, чтобы сымитировать работу прерывателя. При этом в исправной системе между центральным проводом и "массой" должна появляться искра. Москва Е. БОРИСЕНКОВРис. 1. Коренной подшипник коленвала: 1 - крышка подшипника; 2 - блок цилиндров; 3 - бронзовое полукольцо; 4 - баббит; 5 - латунные прокладки; 6 - маслопровод.При замене пыльников на полуосях "Оки" с большим трудом извлекли левую полуось из коробки передач. Но при этом повредили посадочное место сальника отломились два небольших куска силумина. Расстроились, конечно, однако выход нашли. Тщательно подготовили поврежденное место и, выровняв его пастой "холодная сварка" (Quik steel), установили сальник с помощью оправки. С того момента машина прошла более 40 тыс. км, и никаких потеков масла в этом месте нет. Используя подобный опыт, отремонтировали редуктор рулевого управления "Москвича-412", где тоже оказалось повреждено посадочное место под сальник. После ремонта пробег перевалил за 20 тыс. км. Темиртау А. ВИДЕНМЕЙЕРщие собой два полукольца, реже - кольцо. Иногда конструкция предусматривала только одно полукольцо, металл наносили прямо на крышку подшипника (рис. 1). У некоторых моторов, скажем, "Москвича400", шатунных вкладышей и вовсе не было - баббит наплавляли непосредственно на шатун и крышку его нижней головки. Разобрав двигатель, старые вкладыши выплавляли, нагревая паяльной лампой до 250-350 градусов. Затем подшипник тщательно очищали и обезжиривали - кипятили несколько минут в 10-процентном растворе каустической соды. Протравив полукольца соляной кислотой, их облуживали припоем. Для заливки подшипников-полуколец в гаражных условиях еще в начале века изобрели простое приспособление - стальной угольник с полукруглым выступом на одной из полок. Полукольцо ставили так, чтобы между ним и выступом оставался небольшой и равномерный зазор (рис. 2). ОбложивРис. 2. Приспособление для заливки вкладышей: 1 струбцина; 2 - угольник с полукруглым выступом; 3 - печная глина; 4 - бронзовое полукольцо.риста. Специалист, легонько постукивая по детали молотком, оценивал качество проведенной работы по чистоте звука. Срок службы баббитовых вкладышей был невелик - заводских подшипников хватало на 15-20 тыс. км, ремонтных - на еще меньший пробег. Поэтому между крышкой подшипников и блоком цилиндров, а также между шатунами и их крышками ставили тонкие латунные прокладки. Их удаляли по мере износа вкладышей. Двигатель для этого не демонтировали - просто сливали масло и снимали поддон. Эту операцию мотористам приходилось проводить раз в несколько тысяч километров.ЗР2/2000149 На правах рекламыСЛАГАЕМЫЕ НАДЕЖНОСТИ ШАРОВЫХ ОПОРВ прошлый раз мы рассказали об устройстве шаровой опоры, о том. что находится внутри, какие требования предъявляются к обработке поверхностей сферы, какие материалы используются для изготовления вкладышей нового поколения. Иными словами, совершили увлекательное путешествие во чрево опоры ведущего российского производителя этого узла передней подвески автомобиля - производственного объединения "Трек". Сегодня речь пойдет об "обычном" пыльнике. Несмотря на кажущуюся простоту, защитный чехол, как его официально именуют, оказывается, играет не менее ответственную роль, чем сам палец в паре с вкладышем. Ведь вот незадача - шаровая опора может долго и безупречно работать в условиях идеальных или близких к таковым. То есть при наличии в зоне трения смазки и отсутствии абразивных частиц и окислителей, попросту говоря, грязи, пыли и влаги. А попадет туда вода с песочком, да соленая - недолго такому узлу работать. На сфере пальца появятся царапины, изотрется вкладыш, появится люфт. ухудшится управляемость машины. Тут и до беды недалеко. Осложняет задачу и то, что палец опоры находится в постоянном движении. Он реагирует на каждую неровность дороги, на каждый поворот руля. Как же создать рабочие условия шаровому шарниру, если располагается он не в салоне автомобиля и даже не в багажнике. а в самом что ни на есть неприспособленном для этого месте - под передним крылом автомобиля? На выручку приходит защитный чехол. Он-то и обеспечивает долговечность узла. А вот от чего зависит долговечность самого пыльника? Типовая конструкция чехла 2101-2904070 для автомобилей ВАЗ 2101-2107 приведена на рисунке. Чехол состоит из фланца 1, кольца уплотнительного 2и собственно чехла 3. Материал чехла, как правило, резина 7-57-9003 или 26-116 код МПА ТУНаименование материала Твердость по ШоруевВиктор казанцев, инженер Свойства некоторых используемых мировой автомобильной промышленностью материалов в сравнении с резиной представлены в таблице.Температурный диапазон применения, С Эластичность (относительное удлинение при разрыве, %) 250 400 253 600Условная прочность при растяжении. МПа 21.7 50 18.9 32Резина 7-57-9003 Десмопан 385 Сарлинк4180 Хайтрел 810560±5 86 80 47-50 - +70 -60 - +80 -59 - +70 -50 - +8038.105.249-77. Фланец в месте контакта с резиной покрывается клеем для обеспечения монолитного соединения металл-резина. Основные функциональные нагрузки ложатся на материал, из которого изготовлен пыльник. К нему предъявляются и главные требования: быть прочным. эластичным, стойким к воздействию масел, бензина, света, влиянию температур а также технологичным в массовом производстве. Резина 7-57-9003 в основном удовлетворяет этим требованиям, но она "репается", то есть трескается в результате старения. Сейчас появились материалы нового поколения, с характеристиками, превосходящими характеристики резины. Производственным объединением "Трек" с участием зарубежных специалистов были опробованы следующие материалы ведущих фирм мира: • "Хайтрел G3548L", "Хайтрел G34774NC". "Хайтрел 8105ВК". "Алкрин" - фирмы "Дюпон" (США); • "Сарлинк 4165", "Сарлинк 4165" фирмы ДСМ (Голландия): • "Десмопан 385" фирмы "Байер" (Германия).При проведении испытаний чехлов из новых материалов эксплуатационные нагрузки задаются, исходя из требований инструкции АвтоВАЗа И 1972.37.101.022-89 "Шаровые пальцы передней подвески с защитными чехлами в сборе. Методы стендовых испытаний". Сначала чехлы испытываются на стойкость к циклическим качаниям корпуса шаровой опоры на угол 50°, долговечность и герметичность. Чехлы, выдержавшие первый этап, проверяются на воздействие отрицательных температур. Проведенные испытания показывают. что для изготовления защитного чехла шаровой опоры самыми надежными на сегодняшний день являются эластичные материалы "Десмопан" и "Сарлинк". Они же подтверждают отличную работоспособность при температурах ниже - 40°. А вот полиуретановый термоэластопласт "Десмопан" обладает еще одним важным и полезным для авторемонтников свойством - он прозрачен. Поэтому во время осмотра позволяет без разборки определить состояние узла. наличие в нем смазки, вовремя выявить загрязнение или потерю герметичности. Производственное объединение "Трек" начало комплектовать новыми защитными чехлами шаровые опоры "Чемпион" - лучшие опоры для отечественных легковых автомобилей. Прозрачные чехлы надежны, прочны и долговечны. Однако не избавляют от необходимости периодических осмотров, как того требует инструкция по эксплуатации машины каждые 10-15 тысяч километров пробега. Ведь условия эксплуатации у всех разные, по большей части экстремальные. По России ездим! Но. уверен, что ни с трековскими шаровыми. ни с чехлами не будет проблем. а каждое последующее ТО лишь подтвердит правильность выводов наших исследований.