36
37
38
39
ИСПЫТАНИЯТест тать на него оригинальные детали (кузовное "железо" или, скажем, передние стойки "Мак-Ферсон") не проблема только в Ижевске. В других городах и весях - или дорого, или вообще нет. Да и обслуживать его придется чаще: сервисная книжка требует менять масло каждые 7,5 тыс. км пробега против 10 тыс. км у ВАЗа. По топливной же экономичности машины примерно равны.ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЖ-2717 ВИС-2345 Число мест Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Грузоподъемность, кг Длина х ширина х высота, мм База-колея спереди сзади, мм Максимальная скорость. км/ч Время разгона 0-100 км ч. с Радиус поворота, м Расход топлива 60-90ЛЧ л'100 Запас топлива л Топливо Расположение Число цил.-клап. Рабочий объем, см 3 Диаметр цилиндра х ход поршня, мм Степень сжатия Мощность кВтас. при об мин Крутящий момент. Н м при обмин Пр.-всь Коробка передач Передачи Главная передача СпередиВетерком по наворотам21060 171021100 1750Ч5004308х1660х 1800 2800-1365 13755004400х1670х 1861 2700-1390 1370н.дН.Д120н.ДЕЗЯЯЖШВИС-2345 ИЖ-27173,4 балла 3.2 балла6.7КМ Н.Д5.26А7.6ЛЭ.7н.Д44АИ-92Вроде бы ВИС выбился в лидеры? Да уж. Хотя, как в том анекдоте, его скорее можно назвать "предпоследним". Но мы пока ни слова не сказали о цене. А она зачастую оказывается сильнее всяких баллов. Так вот, тольяттинский пикап стоит $3200, что примерно на $1000 (или почти в полтора раза!) дороже самого дешевого седана ВАЗ-21053, а это, согласитесь, нормальным соотношением признать нельзя. Ижевская машина обойдется всего в $2650 и это также дороже хэтчбека ИЖ-2126, но всего на $400. Давайте прикинем, почем каждый балл, набранный пикапами: ВИС-2345 941 $/балл, ИЖ-2717 - 828 $/балл. Так что же купить? Если вы не слишком стеснены в средствах, не любите копаться в машине и не всегда сами сидите за рулем, берите ВИС-2345: средняя задумка при таком же качестве исполнения. За пару-тройку лет он окупится многократно, а там видно будет. Если же вы покупаете за свои, которых всегда не хватает, для себя и надолго, то лучше ИЖ-2717: задуман получше, ну а сделан, уж извините, как получилось. Засучите рукава, доведете до ума и будете кататься в свое удовольствие, не помышляя о продаже, - трудных детей любят сильнее.АИ-92спереди продольно481452 76.0x80.04-81699 85.0x75.08.55271 56008.56285 54001063400 задний1303200М4367:2.10:1,36; 1,00; 3.53 (3.x.) 3.90M S3.19:1.86.1.33. 1.00:0.81 4.25(3 х.) 4,22Сзад/ Рулевое удвойные поперечные "lta-Ферсон". рычаги, стабилизатор стабилизатор зависимая рессорная червячное без усилителя реечное без усилителяТормоза гидравлические с усилителем Спереди Сзади Шины дисковые дисковые барабанные 18575R1318575R13DРедакция благодарит фирмы "Вэрта-Моторс" и "Траверс-М" за предоставленные на тест автомобили.его только не увидишь сегодня на машине автомобильного модника! Лишь бы смотрелась "круто"! Такой энтузиаст не жалеет сил и средств, покупая навесные детали, назначение которых зашифровано в наукоемких названиях. Мы решили выяснить, как подобная "бижутерия" влияет (или не влияет) на эксплуатационные показатели машины. На рынке выбрали то, что, по словам продавцов, пользуется повышенным спросом. Уточним, что в нашу задачу входила лишь принципиальная оценка таких изделий. Отвечают ли они назначению, заявленному изготовителем? Например, защищает ли "мухоотбойник" от насекомых ветровое стекло. Как влияет установка таких аксессуаров на аэродинамику автомобиля, обзорность, шумы в машине, вентиляцию салона... Работу разделили на два этапа. На первом наши эксперты оценивали каждый навесной элемент и их сочетания в условиях реального движения. На втором исследовали аэродинамику автомобилей ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 при различных вариантах "обвески" в аэродинамической трубе Дирекции технического развития (бывшем НТЦ) ВАЗа. Оба автомобиля укомплектовали шинами 175/70R13, двумя наружными зеркалами, штатными фартуками задних колес. Кстати, для любознательных: даже эти мелочи заметно отражаются на аэродинамике машины. Например, стандартные наружные зеркала способны увеличить "фактор обтекаемости" - произведение коэффициента аэродинамического сопротивления Сх на площадь F поперечного сечения машины (табл. 1) - на 0,011 м2 . Специалисты объяснили нам назначение каждого аэродинамического элемента. Так, дефлектор направляет воздушный поток в ту или иную зону, - например, позади пятой двери на ВАЗ-2109, снижая ее загрязнение из-за "подсоса" сюда пыли, дыма из выхлопной трубы и т. д. Спойлер уменьшает завихрения при отрыве воздушной струи от кузова - и этим снижает аэродинамическое сопротивление. Крыло (антикрыло) создает подъемную (прижимающую) силу под действием набегающего воздушного потока. Итак, перед нами результаты продувки. Некоторые - скажем сразу - просто неожиданны. Например, "мухобойка" заметно - на 2,7-2,8% - увеличивает коэффициент аэродинамического сопротивления автомобиля, а защищает от "бомбардировки" камешками только ту узкую зону капота, которую закрывает. Дефлектор же. который владельцы машин "восьмого" семейства устанавливают на "затылок",362/2000 СИМПАТИЧНЫ, ОПАСНЫ, БЕСПОЛЕЗНЫ...Сергей МИШИН хорошо справляется со своей ролью "чистильщика" заднего стекла, практически не влияя на коэффициент сопротивления. Но... заметно ухудшает картину вертикальных сил, действующих на оси автомобиля. Это помнить особенно важно излишне темпераментным водителям на скользкой дороге, а также тем, кто, "экономя", оснащает шипованными шинами только ведущую ось, оставляя на другой что придется. Недавно подобная проблема возникла даже у серьезной фирмы. Оказалось, что "Ауди-ТТ" в комплектации без заднего спойлера на скорости свыше 200 км/ч почти полностью теряет сцепление задних колес с дорогой. Это - результат серьезного "прокола" в аэродинамике. Производителей "обвеса", как правило, мало интересуют подобные "мелочи"! А уж о согласовании своих "произведений" с заводом - изготовителем автомобилей, для которых эти украшения предусматриваются, и речи не идет. Между тем, из представленных в нашем тесте "украшений" лишь накладки на ручки и кромки дверей не влияют на безопасность, за которую несет ответственность каждый завод-производитель авто. Элементы навески, из тех что названы здесь (равно как и другие), могут оказаться полезными или вредными с позиций аэродинамики, и не только ее. При этом некоторые отрицательные эффекты - например, радикальное изменение распределения подъемных сил по осям "Самары" с дефлектором - предсказать умозрительно, без исследований в аэродинамической трубе, практически невозможно. Обязательно это учтите, покупая такие аксессуары. А теперь перейдем к самому главному - результатам продувки навесных элементов в аэродинамической трубе (указаны цены в Москве).Таблица 1Аэродинамические характеристикиВАЗ-2109 ВАЗ-2110 0,468 0.113 0.082 1.890 0.885 0.339 0.071 0.118 1.962 0,665с*Cz1 Cz2 F CXFкоэффициент аэродинамического сопротивления коэффициент аэродинамической подъемной сипы пеоедней оси коэффициент аэродинамической подъемной сипы задней оси "мидель" [площадь проекции автомобиля на поперечную плоскость). м г фактор обтекаемости автомобиля, и2Таблица 2 РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОДУВКИ НАВЕСНЫХ. ЭЛЕМЕНТОВ НА АВТСМ05ИГЕ ВАЗ-2109Таблица 41 ПОДЪЕМНЫЕ СИЛЫ (кгс) ПО ОСЯМ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2109 на скоростях 72»144 км чс,Исходное состояние Накладка на капот Накладки на боковые стекла Спойлер Дефлектор Спойлер + дефлектор Накладки на ручки дверей Спойлеры стеклоочистителя Защитные накладки дверей 0,468 0,481 0.467 0,461 0,466 0,450 0,467 0,469 0,469изм С,Cz1Cz20,113 -0,082 +0,013 -0,001 -0.007 -0.002 -0,011 -0,001 +0.001 +0,001 0.139 -0.082 0,111 -0.082 0,112 -О.070 0,193 0,179 0.111 +0,187 +0,109 -0,083 Исходное состояние Накладка на капот Спойлер задней двери Дефлектор Спойлер + дефлектор * Прижимающая Pz1 - подъемная сила на задней сила1"Ы1<"Ы1<"51'11."!'.'.!5.3 6.6 5.3 9.1 8.5-3.9* -3.9* -3,3* 21.4 26,3 21,2 36.5 33.8 -15,5* -15.5* -13,2* 35,3 20.6 подъемная8,8 5,20.111 -0.083 0,115 -0.082сила на передней оси: Pz2 оси.Таблица 3Таблица 5ПОДЪЕМНАЯ СИЛА (кгс) ПО ОСЯМ АВТОМОБИЛЯ ВАЗ-2110 на CK0DOCTRX 72 и 144 км ч PZ1-72 PZ2-72 PZ1-144 Исходное состояние Накладка на капот Спойлер крышки багажника PZ2-144 23,2 19,0 13,5Исходное состояние Накладка на капот Накладки на боковые стекла Спойлер•Я0.339 0,348 0,338 0,334ИЗМ. С,Й1 0.085 0.074Cz2 0.106 01160.071 0.118+0,009 -0.001 -0.0053,5 4,2 3.25.8 4,8 3,413916.6 12.90.066 0.069ЗР 2/200037 ИСПЫТАНИЯ Ветерком по наворотам НАКЛАДКА НА КАПОТ, в народе именуемая "МУХОБОЙКОЙ"Предположительное назначение - защита ветрового стекла от насекомых. Производитель -Aileron Tuning, Санкт-Петербург Цена для "десятого'' семейства - 600 руб. Цена для самар" - 500 руб. Результаты испытаний в аэродинамической трубе ВАЗ-2110 - увеличение коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,009 (2,7%). Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней оси на 19,7%, на задней оси - на 10,2%. ВАЗ-2109 - увеличение коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,013 (2,8%). Увеличение аэродинамической подъемной силы на передней оси на 23%. Результаты экспертной оценки На машинах с накладками комары и мошки продолжают биться о стекло и размазываться по нему так же, как и без накладок, что вполне объяснимо. Наивные люди, полагающие, что "мухобойка" способна коренным образом изменить характер обтекания машины, подняв поток поверх крыши, - неисчерпаемый контингент для торговцев этими изделиями. Спрос рождает предложение! Но муха, между тем, оделана не из воздуха - и посему летит в соответствии с иными законами. Это справедливо и для гораздо более плотных песчинок, камешков и... просто камней. Реально "мухобойка" защищает от бомбардировки только ту узкую зону, которую прикрывает. Поэтому, если развивать идею, то "мухобойку" нужно сделать размерами с бульдозерный нож - и тогда будет защищен весь автомобиль. Но зачем в таком случае платить немалые суммы за дизайн машины! Крепится накладка опять-таки не к воздуху. В узкую щель между ней и капотом вместе с возникающим вихрем хорошо засасывается песок, удалить который, не сняв накладку, сложно. А так как в движении и капот, и накладка вибрируют, то песчинки оставляют на лакокрасочном покрытии все более глубокие царапины. У некоторых автомобилей под "мухобойками" краска протиралась до металла. Плюсы - сомнительные. Минусы - некоторое увеличение расхода топлива и аэродинамической подъемной силы; натиры на передней кромке капота под накладкой при длительной ее эксплуатации.Диагноз: "Мухобойки" не просто бесполезны - в какой-то мере даже вредны.НАКЛАДКИ НА БОКОВЫЕ СТЕКЛА.Предположительное назначение - уменьшает поддувание воздуха и попадание дождя в салон при открытых стеклах. Цена- 100-200 руб. Результаты испытаний в аэродинамической трубе На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют. Результаты экспертной оценки Значительно ухудшилась обзорность из-за "расширения" рамы ветрового стекла. Через накладки 2110 увидеть что-либо трудно - очень темные. Накладки 2109 и вовсе не прозрачные. (Кстати, на грязной дороге и прозрачные станут непрозрачными - не стоит этого забывать.) Вместе с тем уменьшились сквозняки в салоне, особенно при частично открытом окне, в салон меньше проникает каплей дождя, хорошо вытягивается сигаретный дым. Плюсы - ослабление сквозняков в салоне, защита его от дождя. Минусы - ухудшение обзорности. Резюме: Меняем "шило на мыло". Накладки улучшают воздухообмен в салоне, ослабляют сквозняки, но достигается это ухудшением обзорности. 38 2/2000 ЗРСПОЙЛЕР НА КРЫШКУ БАГАЖНИКА ВАЗ-2110.Предположительное назначение - "для красоты". Производитель - Aileron tuning. Санкт-Петербург Цена - 900 руб. Результаты испытаний в аэродинамической трубе ВАЗ-2110 - снижение коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,005 (1,5%) и аэродинамической подъемной силы на передней оси на 7%, на задней - на 41,5%. Результаты экспертной оценки При обычной эксплуатации изменений в поведении автомобиля не отмечено. Дополнительный стоп-сигнал на спойлере признан полезным. Плюсы - улучшение аэродинамических характеристик автомобиля. Минусы - не отмечены. Резюме: Симпатично. Полезно с точки зрения аэродинамики СПОЙЛЕР НА ДВЕРЬ ЗАДКА "САМАРЫ"Предположительное назначение - "для красоты". Производитель - Aileron tuning. Санкт-Петербург. Цена - 800 руб. Результаты испытаний в аэродинамической трубе ВАЗ-2109-снижение коэффициента аэродинамического сопротивления на 0,007 (1,5%) и аэродинамической силы, прижимающей к дороге заднюю ось. на 14,6%. На переднюю практически не влияет. Результаты экспертной оценки Изменений в поведении автомобиля не отмечено. Несколько меньше загрязняется стекло двери задка - спойлер частично отсекает от двери возмущенный поток воздуха, поднимающий грязь, пыль или снег с дорожного полотна. Дополнительный стоп-сигнал полезен.ДЕФЛЕКТОР НА "ЗАТЫЛОК" "САМАРЫ". Предположительное назначение - уменьшение загрязнения заднего стекла. Цена - 200 руб. Результаты испытаний в аэродинамической трубе На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияет. Аэродинамическая подъемная сила при скорости 144 км/ч увеличивается на передней оси с 21,4 до 36,5 кгс, а на задней меняется с прижимающей (-15,5 кгс) на подъемную (35,3 кгс).СПОЙЛЕР РЫЧАГОВ СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЯ (оценивается на автомобиле "САМАРА").Результаты экспертной оценки Заднее стекло в дождливую погоду загрязняПлюсы - снижение загрязнения заднего стекла: улучшеется мало. Эффективность работы дефлекние обтекаемости автомобиля. Минусы - не отмечены. тора зависит от правильности его установки. Отмечаются колебания дефлектора, возниРезюме: Симпатично. Полезно с точки зрения аэроди- кающие на определенных скоростях. Специалисты объясняют это его недостаточной жесткостью в сочетании со значительной массой - дефлектор из стального листа. НАКЛАДКИ НА РУЧКИ ДВЕРЕЙПредположительное назначение - повышение эффективности очистки стекла на высоких скоростях благодаря дополнительному аэродинамическому прижиму к стеклу. Цена - 50 руб.автомобилей "САМАРА".значение - "чтоб красиво'" Цена - 80 руб. Результаты испытаний в аэродинамической трубе На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют. Результаты экспертной оценки Ручками дверей стало труднее пользоваться - сложнее найти "курок". Дизайн же дело вкуса... Плюсы - нет. Минусы - нет. Резюме: Сущая безделицаРезультаты испытаний в аэродинамической трубе На коэффициент аэроПлюсы - предотвращает загрязнение динамического сопротизаднего стекла. вления практически не Минусы - значительно увеличивает аэровлияет. динамические подъемные силы. Результаты экспертной оценки Резюме: Полезен для сохранения чистоПовышения эффективноты заднего стекла. сти очистки стекла не отОпасен на высоких скоростях. Наиболее мечено. нежелателен зимой, на скользких дорогах, особенно если на задней оси установлены нешипованные шины. Целесообразна установка дефлектора в паре со спойлером - он позволяет значительно компенсировать вызванную дефлектором подъемную силу на задней оси. Плюсы - нет. Минусы - нет. Резюме: ВыброшенныеЗАЩИТНЫЕ НАКЛАДКИ НА ДВЕРИ. Оценивались на автомобиле "САМАРА". Предположительное назначение - защита лакокрасочного покрытия дверей, когда они. открываясь, соприкасаются с "соседями" на стоянках и со стенками в гараже. Цена - 30 руб. Результаты испытаний в аэродинамической трубе На коэффициент аэродинамического сопротивления практически не влияют. Результаты экспертной оценки Накладки действительно оберегают от повреждений кромки дверей автомобиля при соприкосновении со стенкой гаража или боковиной близко стоящей машины. *£ Плюсы- назначение оправдывают. Минусы - нет. Резюме: Накладки полезны тем, кто пользуется тесными стоянками и узкими гаражами. С точки зрения аэродинамики практически безвредны.Спросим читателейУстановлены ли на вашем автомобиле дополнительные аэродинамические устройства?•ЗР 2/200039