161
162
АЛЬТЕРНАТИВАОМЫВАТЕЛЬ...снимаем защитный кожух...Перевести прожорливую иномарку на сжиженный газ можно за небольшие деньги - самостоятельно.ГАЗОБАЛЛОННАЯ "АКУЛА"Михаил ТЕРЕХОВ Еще год назад я преспокойно ездил на бензине, считая обладателей газобаллонных машин чудаками - зачем тратить время в очередях на немногочисленных пропан-бутановых заправках, когда бензоколонки на каждом углу? И будь у меня обычная "Самара" для повседневной езды по городу, даже взлет цен на жидкое топливо минувшим летом не заставил бы возиться с переделкой и отдавать баллонам часть багажника. Итак, скрепя сердце, решаю перейти на газ - три рубля за литр вместо восьми уговорят любого строптивца. Хотя и придется ездить на заправку к пяти утра, повторяя про себя нетленное: "Время, которое у нас есть - это деньги, которых у нас нет*! Обзвонив несколько организаций, занимающихся продажей газобаллонной аппаратуры (ГБА), и поинтересовавшись ценами комплектов петербургского, пермского, рязанского и новогрудского заводов, я посчитал их излишне высокими. Отдавать за полный комплект около $150 было неразумно: он рассчитан на отечественные машины, так что мне подошли бы только баллон да редуктор. А раз так выгоднее купить то и другое по отдельности. Благо, есть фирмы, где торгуютРемонт сводится к восстановлению надежного электрического контакта между тремя пружинными пластинками и кольцами системы управления электродвигателем. Обычно для этого достаточно немного подогнуть пластинки и удалить лишнюю смазку. Сборку проводим в обратной последовательности. Внимание! Перед установкой рычага с тягой механизма на вал редуктора включите электродвигатель и дайте ему сделать один полный цикл. После этого поверните поводки в исходное положение, вновь обесточьте автомобиль и закрепите рычаг. Попутно нам удалось установить, почему левый "водительский" жиклер омывателя упрямо не желал брызгать.АОказалось, подводящая трубка сплющилась, попав под рычаг стеклоочистителя. Пришлось переложить водопровод, проделав отверстие в водоотводящем кожухе. В заключение - совет. С приходом весны не торопитесь заливать в бачок вместо "незамерзайки" простую воду заморозки случаются ив мае.Так разместились инородные детали под капотом БМВ. Но карбюраторный БМВ-520 1981 года, на котором я езжу только по выходным на дачу, требует на 100 км по 12 л "98-го" Даже на АИ-95 мотор иногда детонирует под нагрузкой, поэтому пропан-бутан с октановым числом свыше сотни пришелся бы очень кстати. А главное - резко сократил бы расходы на заправку. Ведь 60 л бензина для одной поездки за 250 км и обратно обходятся в 500 рублей - эдак за сезон старушка сожрет больше, чем сама стоит!ЗР 3/2O0O 161• илами Своими.АЛЬТЕРНАТИВАне только комплектами, но и узлами. Почитав литературу и поговорив со знатоками, остановил выбор на редукторе из пермского комплекта САГА-6. Он соответствует международным нормам и включает импортные комплектующие. К тому же САГА-6 выпускается авиационным заводом, что вселяет надежду на высокое качество аппаратуры. Редуктор (с годовой гарантией) обошелся в 850 рублей и еще на 300 приобрел металлические трубки нужной длины и электроклапаны. Ну а баллоны (я решил поставить сразу два 50-литровых, общим полезным объемом 90 л) купил с рук по 100 рублей каждый. Выяснилось, что масса людей мечтает от них избавиться. Смеситель "газ-воздух" пришлось изготавливать самостоятельно, поскольку заводской узел не подошел бы к четырехкамерному "Солексу" Смесители бывают нескольких типов, я выбрал самый простой - устанавливаемый между воздушным фильтром и карбюратором. Прочие варианты, связанные с переделками последнего, посчитал рискованными. Специалисты рекомендуют ставить смеситель в местах наибольшей скорости потока, то есть там, где поперечное сечение диффузора наименьшее. Именно здесь создается достаточное разрежение, помогающее газу, поступающему из редуктора, смешиваться с воздухом. Тут как нельзя кстати подвернулась газовая проставка под карбюратор от ГАЗ-53. Это пластина с162 3/2000 ЭРдвумя диффузорами диаметром по 27 мм, окруженными двенадцатью отверстиями диаметром 3 мм. Объем двигателя ГАЗ-53 - чуть больше 4 л, рассуждал я; следовательно, один диффузор (второй я попросту отпилил от проставки) рассчитан как раз на объем моего двухлитрового двигателя. Но мотор БМВ почти вдвое оборотистее ЗМЗ-53, поэтому, боясь "придушить" его на максимальных режимах, я увеличил диаметр диффузора до 37 мм, а диаметр каждого из газовых отверстий - до 6 мм, оставив их количество прежним. Внешний диаметр проставки подогнал под диаметр гофрированной трубки, ведущей к воздушному фильтру. Снаружи на диффузор плотно надел кольцо из полоски жести (все швы герметично пропаяны), образовав вокруг него газовую камеру. В кольце высверлено отверстие и припаяна трубка, совпадающая по диаметру с выходной трубкой редуктора. Весь узел смесителя спаян в одно целое с крышкой, надеваемой на карбюратор (см. рис. и фото). Крышку я заказал токарю - толщина ее стенки 2-3 мм, точность несущественна. Посадочный диаметр 136 мм выбран для моего "Солекса" - для других карбюраторов внесите в чертеж соответствующие изменения. Готовую крышку покрасил свинцовым суриком. Для плотной посадки ее на карбюратор подобрал резиновое кольцо (можно обойтись и аккуратно вырезанным из картона). "Родной" воздушный фильтр, крепившийся в виде кастрюли на карбюра-Схема газобаллонной установки автомобиля БМВ-520:1 - заправочный штуцер; 2 - расходные вентили баллонов; 3 - баллоны; 4 - газовые тройники; 5 - газовый клапан; 6 - тройники для "Тосола"; 7 - редуктор; 8 - воздушный фильтр; 9 - смеситель; 10 - карбюратор; 11 - бензиновый клапан; 12 - бензобак; 13 переключатель газ-бензин; 14 - замок зажигания; 15 - аккумуляторная батарея.торе, уже не подойдет, зато от "Москвича-2141" - в самый раз. Установил его на специально изготовленном кронштейне (см. фото). Соединить диффузор и воздушный фильтр гофрированным шлангом не составило труда. Для газового редуктора также изготовил кронштейн, закрепленный на кузове в трех точках. Для подогрева редуктора "Тосолом" от системы охлаждения двигателя сделал два тройника. Один врезан в шланг, подводящий жидкость из головки блока в радиатор отопителя, а второй - в шланг расширительного бачка, в непосредственной близости от водяного насоса. Разрежение из подкарбюраторного пространства, необходимое для управления редуктором, подвел эластичной трубкой со стандартного отвода карбюратора, освободившегося после снятия "родного" воздушного фильтра. Сжиженный газ поступает в редуктор от газового клапана, совмещенного с фильтром и установленного на том же брызговике под капотом. Магистральная линия из медной трубки диаметром