126
Автопарк ЗРМодель - 21213; изготовитель АвтоВАЗ; год выпуска - 1994; в эксплуатации "За рулем" с ноября 1994; пробег на момент отчета -97,1 тыс. км; предыдущие публикации - ЗР, 1995, № 3; 1996, № 3 и 8; 1997, № 1, 8 и 12; 1998, № 4 и 9; 1999, №2,Борис СИНЕЛЬНИКОВ Прошлый год, как мы и предполагали, ознаменовался самыми большими ремонтами. Шум в переднем редукторе, о котором упоминалось в предыдущем отчете, усилился до противного. Не захотел отставать от "брата" редуктор заднего моста. Оба пришлось заменить на 82-й тысяче, когда износ зубьев главных пар и подшипников достиг запредельных размеров. От ремонта редукторов мы отказались, потому что специалисты не гарантировали хороший результат: качество "магазинных" деталей, в первую очередь шестерен главной передачи, оставляет желать много лучшего. Вслед за ступичным подшипником левого колеса, который заменили ранее, износился (к 84-й тысяче) подшипник правого. Но самые большие неприятности преподнес двигатель на 93-й тысяче. Однажды, когда цепь привода распределительного вала дала о себе знать усиливающимся шумом, я после работы прямо у стен редакции "подтянул" ее как обычно, отвернув колпачковую гайку натяжителя и провернув коленвал. Слово "подтянул" взято в кавычки не случайно, потому что она не натянулась (как выяснилось позже, была изношена до предела). Это я понял, услышав прежний шум по дороге домой. Утром, чтобы только высунуться из тесной "ракушки" для подтяжки цепи, я попытался пустить двигатель - безуспешно. Иногда раздавались хлопки свидетельство несвоевременного возникновения искры на свечах. Может, самопроизвольно повернулся распределитель зажигания? Посмотрел: он на прежнем месте. Решил проверить, совпадает ли положение бегунка в распределителе с тактом сжатия в первом цилиндре. Вывернул свечу, заткнул отверстие пальцем, чтобы определить такт сжатия, и попросил соседа включить стартер. В цилиндре - никакой компрессии! Мелькнула страшная догадка: по126 3/2ОО0 ЗРгнулись и зависли клапаны, потому что цепь перескочила несколько зубьев на звездочке и клапаны встретились с поршнями. Снял клапанную крышку точно, метки на звездочках коленчатого и распределительного валов разошлись почти на четверть оборота последней! И произошло это, когда я утром пускал двигатель стартером или накануне, когда после выключения зажигания коленвал повернулся в обратную сторону (это случалось с ним ранее).*Щ**ЩтПосле встречи поршней с клапанами: в четвертом цилиндре отломились тарелки от стержней клапанов, в других - погнулись стержни.Пришлось буксировать машину в наш техцентр. Когда сняли головку цилиндров, увидели жуткую картину. В четвертом цилиндре отломились тарелки клапанов, оставив на поршне ив головке глубокие вмятины. В остальных цилиндрах все клапаны погнулись и застряли в направляющих втулках. Возникло опасение, что при таком сильном соударении поршней с клапанами погнулся коленчатый вал. Сняли его для проверки. Чтобы определить объем ремонта, не выходя за рамки целесообразного, осмотрели и обмерили все детали - благо, двигатель был снят и разобран. Износ цилиндров не превышал 0,06 мм, и поскольку допустимый составляет 0,15 мм, расточки они не требовали. Биения и диаметры шеек коленча-