127
того вала тоже оказались в допуске: значит, вал не пострадал, а наши опасения, к счастью, не подтвердились. На кулачках распредвала износ поверхностей, контактирующих с рычагами, составил 0,08 мм. В этом немалая заслуга гидрокомпенсаторов зазоров (производства ВЭА "Гермес", см. ЗР, 1997, № 3), которые мы установили на второй год эксплуатации. Возвращая их на место, заменили лишь прокладки, благо, плунжерные пары (главные узлы системы) находились в нормальном состоянии. Зубья звездочек коленчатого и распределительного валов вследствие износа стали саблеобразной формы. Поскольку контакт с ними сокращает жизнь новой цепи, звездочки заменили. Что касается головки, то проще всего было бы купить новую в сборе, но чтобы сэкономить, решили ее отремонтировать. На известном в Москве специализированном участке МПО "Завод им. Румянцева" заварили аргоновой сваркой выбоины на головке, проторцевапи ее, сняв 0,1 мм, заменили направляющие втулки, одно седло и притерли новые клапаны. Ремонт головки обошелся в 1235 руб. (работа - 815 руб., запчасти - 420); новая головка в сборе стоила 2400 руб. Чтобы ответить на вопрос, который часто задают владельцы "нив" с двигателем 1,7 л, можно ли дефорсировать его под бензин А-76 (АИ-80), мы решили при сборке поставить две дополнительные прокладки (металлическую и еще одну штатную) под головку блока, как это давно делают в "жигулях". Однакоопрос специалистов-ремонтников и водителей дефорсированных "нив" показал, что моторам 1,7 л достаточно двух штатных - металлическая прокладка не нужна. (Кстати, этим объясняется отсутствие ее на рынках.)глубокие забоины на днище поршня вынудили заменить его.Как же отразилась эта "модернизация" на работе мотора? При опережении зажигания около 5° (средняя метка на крышке) порой возникали детонационные стуки на тяжелых режимах. После уменьшения угла на 2-3° они исчезли. Что касается динамических характеристик, то ухудшение их заметно только при больших нагрузках. Расход топлива увеличился на 1.2-1,5 л/100 км. Не стал противопоказанным и бензин АИ-92 мотор принимает его с благодарностью, работает мягче и мощнее. Таким образом, дефорсирование двигателя путем установки двух прокладок с технической стороны допустимо. Разумеется, на каждом конкретном двигателе последствия могут проявляться в разной степени - ведь нет двух абсолютно одинаковых моторов. Я, например, видел "Ниву", хозяин которой ездит на "80-м" бензине, установив лишь более позднее зажигание. Экономическая же эффективность зависит от стоимости работы, годового пробега, расхода топлива и разницы в цене его сортов (около 20%). Может оказаться, что овчинка не стоит выделки. Еще одна неприятность на 93-й тысяче связана с карданной передачей. Поиски источника усилившейся вибрации, со стуком передающейся на кузов, привели к раздаточной коробке. Оказалось, что в кронштейнах ее подвески резиновые центральные части местами оторвались от металлических корпусов. А вызвал это разрушение передний карданный вал, на котором скользящая вилка перестала двигаться и поглощать колебания, идущие от коробки передач к раздаточной коробке. В месте их шлицевого соединения отсутствовала смазка, которую мы вовремя не пополнили через масленку. Кстати, почти во всех случаях преждевременного выхода из строя подвижных детапей карданной передачи (шарниров, вилок) причиной становится как раз недостаток смазки. Кто-то вообще не знает, что валы надо периодически (в зависимости от целостности сальников) шприцевать, другой делает это кое-как, не убедившись, что смазка проникла к деталям. Так что винить приходится не изготовителей, а себя.•влияние регулировок газовой системы... Кстати, синяя изначально планировалась "газовым" автомобилем, поэтому в ее багажнике угнездился баллон, а снабжает двигатель голубым топливом система САГА-6. Эксплуатации автомобиля на сжиженном газе был посвящен отдельный материал (ЗР, 1999, № 8). Мы же коротко коснемся некоторых ее плюсов и минусов. Сама по себе газовая аппаратура не доставляет дополнительных хлопот, если, конечно, исправна, отрегулирована, а изначально установлена правильно и со всей тщательностью. Систематически сливай конденсат из редуктора и... подсчитывай экономию. Хотя расход газа, при прочих равных, заметно выше потребления бензина (см. табл.), все покрывает разница в цене: газ, даже подорожавший, много дешевле. А вот времени потребителю газа назр 3/2000 127Модель- ВАЗ-21093; изготовитель АвтоВАЗ; год выпуска -1998; в эксплуатации "За рулем" - с января 1999; пробег на момент отчета 50 тыс. км; предыдущие публикации - 3R 1999, № 6.Анатолий КАРПЕНКОВ Вообще-то "девяток" в редакции целых три. Благо, все разного цвета, не то бы точно перепутали. Та, о которой пойдет речь - синяя - самая молодая, и потому, наверно, самая любимая испытателями. Ежели приспичило провести какую работу, "исполнителем" обязательно назначат синюю. Надо в пробег двинуть синяя пойдет автомобилем сопровождения. В командировку - тоже на ней. Немудрено, что за десять месяцев жизни в редакции "девятка" набегала 50 000 км. Она побывала зимой на Северном Урале, а летом на Кавказе. На ней тестировали шины, мучили передние тормоза, проверяли системы выпуска, оценивалиСРЕДНИЙ РАСХОД ТОПЛИВА В РАЗЛИЧНЫХУСЛОВИЯХ ДВИЖЕНИЯ, л/100 кмВид топлива Условия Город Шоссе Горная дорога БензинГаз10.59,1 8.0 8.89,110.2