ИСПЫТАНИЯБез дорогПО ПОЛЯМ, ПО БОЛОТАМ ИДЕТЖурнал уже рассказывал о снегоболотоходах "Лопасня" и "Арктика", разработанных и изготовленных предприятием "Арктиктранс". Пополнение в семье вездеходов - "Арктика-2".Анатолий КАРПЕНКОВ. Александр БУДКИН Внешне машина мало напоминает автомобиль, скорее луноход. Среди алюминиевых профилей и дюралевых листов со множеством заклепок нашли свое место: силовой агрегат с навесным оборудованием и радиатором, реечное рулевое управление, щиток приборов и тормозная система от ВАЗ-1111. Такие же узлы стояли и на первой "Арктике" (см. ЗР, 1996, № 12). А вот подвеска вездехода изменилась: вместо пружинно-амортизаторных стоек - разнесенные амортизаторы и пары соосных пружин (на фото). А вместо одинарных рычагов с нагруженными полуосями применены вильчатые рычаги с разгруженными приводами от ВАЗ-2121. Это позволило увеличить ход подвески с 320 до 380 мм и поднять кузов на 80 мм. Исчезли бортовые конические редукторы, появились колесные от ЛуАЗа. Главное, что обеспечивает высокую проходимость этих машин, облегченные колеса-пневматики низкого давления. В них роль диска выполняет сварной каркас из трубки или прутка. Теперь сверху на нее надевается легкий чехол-покрышка. Рисунок протектора может быть разным, в зависимости от условий эксплуатации. На суше покрышка защищает камеру от повреждений и гарантирует необходимое сцепление с грунтом или рыхлым снегом, в воде выполняет роль движителя. Увеличено давление в колесе с 0,05-0,07 до 0,12-0,14 кгс/см2. Первый вариант новой машины выполнен по колесной формуле 6x4 - передние колеса управляемые, но не ведущие. В будущем вездеход должен стать полноприводным - это необходимо для нормальной управляемости в воде. Посадка в машину, даже с подножкой, требует сноровки. Кузов довольно высоко над землей, да и дверной проем стал меньше - из расчета, что нижняя часть кузова будет частенько находиться под водой или в грязи. Испытательные подъемы различной крутизны вездеход берет без труда - будь под колесами бетонное, мощеное или грунтовогравийное покрытие. На пересеченной местности машина легко и достаточно плавно переваливает внушительные канавы и бугры со скоростью около 20 км/ч. Сказывается большой ход подвески, независимой у всех шести колес. Усилие на руле великовато, что затрудняет резкие маневры. Накат у "Арктики" значительно меньше, чем у обычного автомобиля, поэтому переключать передачи нужно быстро, иначе вездеход замедляется и двигатель после переключения теряет обороты. Пробираемся сквозь камыши и въезжаем в болото: машина практически не погружается. Скорость заметно падает, но вездеход продолжает уверенно двигаться. В болоте сказывается отсутствие привода на передние управляемые колеса - маневренность ухудшается, а при преодолении водных преград становится совсем никудышной. К тому же выйти из воды передним ходом машина, по сути, не может. Передние (неведущие) колеса упираются в берег; задние перемалывают воду, не в силах помочь машине, пока не нащупают дно. Увы, упрощение конструкции себя не оправдало. Испытания в очередной раз подтвердили, что вездеход должен быть полноприводным. Как и все ее предшест-ПоказателиСРАВНИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ ВЕЗДЕХОДОВ Модели вездетДОВ "Лоласня", Россия "Арктика^", Россия "Арго", Канада6x4 4x4 Колесная формула 8x8 Двигатель ВАЗ-11113 ВАЗ-1111 •Кавэсаки-ИХйОО" 34 мощность, л. с 30 20 Независимая, 380 Независимая, 320 Отсутствует Тип подвески, рабочий ход. мм Диаметр колеса низкого давления, мм 1150 1300 559 Клиренс, мм 480 730 200 38 Максимальный угол подъема с полной нагрузкой, град. 39 Нет данных 454 Грузоподъемность, кг 450 700 Каркасный, алюминиевый, герметичное Каркасный, пластиковый с Кузов, кабина днище, утепленный гентом, герметичное днищеКоличество пассажиров, включая водителя Объем топливного бака, л Время работы на одной заправке, моточасы Стоимость, у. е. 4 (на суше и воде) 6 (на суше и воде) 6 на суше, 4 на воде54 9850072 121000032 822 000венницы, "Арктика-2" скоро станет такой, лишь бы у разработчиков не иссяк энтузиазм и стремление к совершенству. Неприхотливые и надежные вездеходы в тяжелых условиях некоторых районов России еще долго будут пользоваться спросом. А свято место, как известно, пусто не бывает. Читатели могут сравнить "Арктику" с одним из импортных конкурентов (см. табл.). Обратите внимание на две строки в таблице: кузов (у одной - утепленный, у другой - с тентом) и стоимость.•ЗР 3/200051