Прокол Выход из ситуации придуман довольно давно. Еще с 1994 года на микроавтобусы РАФ начали серийно устанавливать маятниковые рычаги с подшипниками качения. Их радиальный зазор минимален, а модификации закрытого типа (с уплотнениями) мало подвержены абразивному износу и не требуют пополнения смазки. Владельцам даже последних заднеприводных ВАЗов в этом смысле не повезло. Более долговечный маятниковый рычаг им по сей день приходится покупать и устанавливать самостоятельно. Вместе с ними отправимся в магазин и мы. Без особого труда в столичных магазинах приобрели четыре маятниковых рычага. Московский - с подшипниками качения без сквозного отверстия в корпусе (фото 1), владимирский - с подшипниками качения, имеющими собственное уплотнение, и резиновым колпачком (фото 2), тольяттинский - похожий на предшественника, с грязезащитными шайбами, но без уплотнений (фото 3), и, наконец, обычный тольяттинский - с подшипниками скольжения (втулками), соответствующий вазовской документации. Заводской маркировки ни одно изделие не имеет, поэтому их Александр БУДКИН истинное происхождение во многом на соПеред нами бензонасос. Конструкция вести продавцов. Проверка "на вшивость", проведенная незатейлива, знать ее наизусть - первейшая обязанность каждого водителя. Зачем? Рассказываем. Однажды на редакционной "девятке" случилась любопытная неисправность: на ходу выскочила ось приводного рычага бензонасоса. Нетрудно догадаться, что по закону бутерброда произошло это поздно вечером на загородном шоссе. Дальше все, как в известном фельетоне: голая степь, луна и запасной путь. Прошел меМаятниковый рычаг с подшипнисяц, и "любопытная неисправность" повтоками скольжения: 1 - рычаг; 2 рилась на другой новой "девятке", но уже в корпус; 3 - шайба; 4 - гайка под центре Москвы. Водитель купил в ближайшплинт; 5 - шплинт; 6 - шайба; 7 уплотнительное кольцо; 8 - втулшем магазине бензонасос, поставил и уеки; 9 - ось рычага; 10 - шайба; 11 хал. Но недалеко: та же ось на новом на- гайка. сосе вылетела на следующий день. Мы заинтересовались. Выяснилось, что во всех трех случаях злополучные оси не были нормально закернены. На всех дефектных насосах - клеймо ДААЗа. Сравнили со старым даазовским - там все сделано добротно. Выходит, или известный завод разучился фиксировать оси, или, вопреки Наша справка специалистами НАМИ, включила два засуществующей технологии, халтурит кондания. Вначале измерили радиальное пекретный исполнитель. Впрочем, какая разАЯТНИКОВЫЙ РЫЧАГ - важный ница? Потребитель продолжает платить элемент трехзвенной рулевой траремещение оси рычага под действием изгибающей нагрузки 40 кгс на его конце. пеции. Он обеспечивает требуемое соотношение углов поворота управляЗатем проверили герметичность изделий, поместив их на четверо суток в воду. Для емых колес и служит поддерживаюбольшей объективности рычаги периодищей опорой правой стороны рулевой чески поворачивали вправо-влево на трапеции. 180°. Результаты оказались вполне ожидаемыми (см. подписи к фото). Московское и тольяттинское изделия оказались герметичны. Владимирский и еще один тольяттинский (фото 3) узлы нахлебались воды. При проверке жесткости тоже обошлось без сюрпризов: изделие с подшипниками скольжения (втулками) показало перемещение 0,12 мм, остальные - менее 0,02 мм, уложившись в погрешность измерительного стенда. свои кровные за чью-то халтуру. НекотоВЫВОДЫ: московский рычаг должен рым, правда, это надоело - покупают, если служить верой и правдой столько же, денег хватает, импортные комплектующие: 4. Изготовлен в Тольятти сколько сам автомобиль. "Владимирец" и поставил и забыл, если не навсегда, то наЦена - 1 60 руб. "тольяттинец" с подшипниками качения долго. Наиболее состоятельные сограждаСоответствует документации ВАЗа, в имеют шансы повторить подвиг "москвине так же поступают с автомобилем. Непакачестве подшипников скольжения - ча" при условии их смазки. Ну а свойства триотично? А дурить своего, российского полимерные втулки, уплотнение торобычного вазовского рычага и так всем покупателя, продавая ему под видом рабоцевое с помощью стальных шайб и давно известны. тающего изделия брак, патриотично? резиновых колец. Корпус герметичен. Материал корпуса - АЛ9.К ПУГОВИЦАМ ПРЕТЕНЗИИ ЕСТЬ?М••зр 3/200087