153
155
СТРАНИЧКА ИСТОРИИНеисправность вакуумного регулятора опережения зажигания приводит к ощутимому ухудшению работы мотора, что сказывается на расходе топлива, динамике и стабильности оборотов на холостом ходу. Это я почувствовал на своем старом "Москвиче", когда в распределителе за-ТЮНИНГ ПО-ДОМАШНЕМУСовременного термина в начале XX века еще не было, но настройкой и доводкой своих машин автомобилисты занимались уже тогда. С епгей КАНУННИКПНКлапанные механизмы были постоянной заботой хозяев "моторных колясок". Несовершенство конструкции (в частности, отсутствие воздушного фильтра), низкое качество материалов, "плавающее" зажигание, наконец, топливо неизвестного происхождения способствовали ускоренному износу, а порой и поломке клапанов. К тому же на большинстве автомобилей начала века, в угоду простоте и дешевизне, возможность быстрой регулировки клапанных зазоров не предусматривали. При необходимости зазор выставляли, подпиливая (!) стержень. Нетрудно представить точность такой регулировки.ЩОтремонтированный вакуумный регулятор.жигания потеряла герметичность полость "вакуумника", отделенная диафрагмой, потому что разошлось стягивающее кольцо. Плотно обжать его не удалось, поэтому пришлось заняться ремонтом. Отвернув штуцер, извлек толкатель с шайбой и пружину. Ножовкой разрезал и снял кольцо - оно больше не пригодится. Извлек из корпуса диафрагму с толкателем. Соединив корпус с крышкой, зажал их в тисках и просверлил во фланцах восемь отверстий диаметром 2,1 мм. Смазал стыковочные поверхности герметиком, вставил в корпус диафрагму и скрепил его с крышкой восемью болтиками М2 с гайками. Вставил в крышку снятые ранее пружину, толкатель с шайбой и ввернул штуцер. Все, вакуумный регулятор в порядке (см. фото), можно ставить на место. Таким способом успешно отремонтировал уже три "вакуумника" распределителей Р107 и Р118. Москва А. КОКИНЗаменив подшипник в передней ступице "Таврии" и устанавливая поворотный кулак обратно на автомобиль, обнаружил, что запрессовал ступицу в подшипник не до конца. Припомнив, какого труда стоило установить ее, с досадой подумал о повторной разборке узла... Но - обошлось. Вставил шлицевую часть ШРУСа в ступицу, наживил его гайку на первые нитки резьбы и, вращая ее ключом, без особых усилий запрессовал ступицу на необходимую глубину. Упором для внутреннего кольца подшипника послужил корпус ШРУСа. Москва А. МИХАЙЛОВКаждому хочется, чтобы двигатель его машины работал с полной отдачей, а многие мечтают форсировать мотор. Авто начала века предКлапаны в порядке, ставляли собой прекрасРис. 1. Приспособление для обтеперь можно подумать о работки клапанов: 1 - шайба; ный объект для творчестрегулировке. Как правило, 2 - пружина; 3 - клапан; 4 - рева. Но перед тем, как зазец; 5 - винт. умельцы делали резьбоняться усовершенствовавые проставки между спением заводской конструкции, предстояло циально укороченным стержнем клапана и притереть клапаны. Знакомую многим оператолкателем. Одна из наиболее удачных цию прадеды делали простых и надежных - конструкций показапримерно так же, как и на на рис. 2. На толкатель, фиксируя штифправнуки. Однако частом, надевали резьбовую втулку. В нее ввото, помимо притирки, рачивали шпильку с четырехгранной верхтребовалась более ней частью - под ключ. Над втулкой стависерьезная обработка: ли контргайку. Ослабив ее и вращая шпильна клапанах обнаружику, достаточно точно регулировали клапанвали глубокие царапиные зазоры. Как видите, конструкция похоны. Магазины запчажа на современную, знакомую владельцам стей - редкость, зака"жигулей", "волг", "москвичей". зывать детали на завоВторой вариант регулировочного устде и ждать их присылройства ближе тем, кто ремонтирует "Самаки - долгая песня. ры" (рис. 3). Между стержнем клапана и толМожно проточить клакателем ставили двустороннюю металличепаны на токарном скую чашку. Из стального листа толщиной станке. Только хорошо 0,1 мм пробойником делали шайбы. Укладывая их в чашку под стержень клапана. добивались необходимого зазора. Несмотря на "придумки" хитрых автомобилистов, регулировкой, а порой и притиркой клапанов приходилось заниматься чуть ли не раз в несколько сотен километров. Но прадедов это не смущало - настройка машин увлекала их не меньше, чем езда.оборудованная мастерская не всегда под боком. Вместо станка "рукастые" автомобилисты придумали простое приспособление (рис. 1). В цилиндрической болванке диаметром чуть больше клапана сверлили отверстие, а с боков делали две симметричные канавки. В них вставляли резцы, закрепляя последние винтами. Вставив клапан в отверстие, надевали на него снизу штатную пружину, фиксируя ее запорной шайбой. Поворачивая клапан отверткой (на нем был шлиц) или другим подручным инструментом, доводили поверхность до нужной чистоты.Рис. 2. Устройство для регулировки клапана: 1 - толкатель; 2 - штифт; 3 втулка; 4 - шпилька; 5 - контргайка; 6 - стержень клапана.Рис. 3. Устройство для регулировки клапана: 1 - толкатель; 2 - чашка; 3 - регулировочные шайбы; 4 - стержень клапана.ЗР з/гсоо153