ЭКОНОМИКАТенденцииШАНС АВТОПРОМА НАДО ИСПОЛЬЗОВАТЬО дальнейшей судьбе российской автопромышленности мы беседуем с финансовым директором АО "АСМ-холдинг" Александром КОВРИГИНЫМ.нентную базу, заниматься специализацией и она автомобилей, а значит, работающий на - На рубеже столетий, даже тысячеунификацией производства. несколько автосборочных предприятий. И колетий, кажется, что мир ждут какие-то кардинальные перемены. Справедливо - Уже догадываюсь, к чему вы ведегда-нибудь мы к этому придем. Тем быстрее. чем ли это для вашей отрасли? те: нужны деньги. Но мы же знаем, что их- больше в этом будет заинтересовано государство. Сейчас действующая система - Магия "трех нулей" тут ни при чем. А то в стране и нет. вот перемены в отечественном автомобиле- Неправда! Россия - богатая страна. НДС не дает этого делать. строении, безусловно, грядут. Хотя бы потоВот один только пример: два года назад бар- И тогда... потеряем национальное му, что источники стабилизации и роста, поярель нефти стоил 9 долларов, сейчас - 27-28! автомобилестроение, да? У большинств вившиеся в августе 1998-го, уже исчерпаны. А Россия продает за рубеж миллионы тонн наших производителей комплектующих Нужно действовать, чтобы не допустить нонефти. Эти деньги на что-то да тратятся! Они иу сборочных заводов появятся загравого спада, на этот раз, возможно, более глудолжны работать, притом не где-нибудь за ничные хозяева. Уже сейчас ощутим инбокого. Да, жизнь дала нам счастливый границей, а у нас. Им должно стать выгодно терес иностранцев к некоторым предпри шанс, обрушив рубль и сделав российские тоработать в России, безопасно и доходно. Для ятиям, выпускающим автомобильные вары неизмеримо дешевле иностранных. этого необходимо, чтобы государство создакомпоненты. Благодаря импортозамещению стали нарало такие условия. Сейчас потребность авто- В Нью-Йорке много недвижимости щивать выпуск продукции отечественные прома в инвестициях - 15-16 млрд. рублей в принадлежит японцам, но американцы не жипредприятия. Но... Работа шла на износ - загод. Это - практически только на поддержавут от этого хуже. Если зарубежные инвестоводы не обновлялись, их управление почти ние действующих мощностей. А что имеем? ры придут к нам с передовыми технологиями не менялось, в науку как не вкладывали деОколо 4,5 млрд. рублей в прошлом году - за и высокими требованиями к качеству, то "сонег, так и не вкладывают. И вот результат: к счет собственных средств предприятий и оковместные" комплектующие станут соответстконцу 2000 года автопром придет с такими ло 400 млн. долларов из внешних источников вовать мировым стандартам. Значит, и маже показателями по объему выпуска продукза весь период рыночных реформ. Это знашины из них собранные приблизятся к мироции, какие были... десять лет назад! Легкочит, и дальше комплектующие будут низкого вому уровню. Опять-таки можно, например, вых автомобилей, например, сделали в 1990 качества, сборка не улучшится, новые модесохранить у себя контрольный пакет акций году 1102 тыс. шт., а в прошлом - 950 тысяч. ли не скоро встанут на конвейер. и тогда предприятия не будут безраздельно Да, увеличился ассортимент, появились но- Наверное, беда не только в высокомпринадлежать иностранному владельцу. вые модели - но упало качество! Даже по риске вложений. Трудно найти стратегиПриносить прибыль - да, полностью зависравнению с девяностыми, не говоря о совческого инвестора для колосса вроде сеть - нет. ременных требованиях. Отменены многие АвтоВАЗа или ГАЗа. Уже столько времени - А это реально? В состоянии ли надействовавшие тогда стандарты, а из сущеидут разговоры о необходимости разукши вечные должники-автозаводы устоят ствующих выполняются далеко не все. рупнить громадные заводы, выделить изсохранить хоть какую-нибудь самосто и - Насколько мне известно, ситуация них специализированные производства;тельность? с их выпуском грузовиков еще более грустная: гораздо легче развивать, проще найти - Объединение производителей автомопартнера. Но что-то не видно никаких изесли в 1990-м их выпустили 720 тысяч, то билей - мировая тенденция. Скоро останется менений. в 1998-м - всего 140 тысяч штук. всего шесть-семь транснациональных гиган- В этом-то как раз ничего страшного нет: -Для того, чтобы реструктуризацию осутов. Естественно, чем крупнее компания, тем потребность в грузовых автомобилях резко ществить, нужна высокая организация произбольше она может: вкладывает средства в снизилась, по нашим прогнозам, рынку их водства, четкое соблюдение договорных обянауку, новые разработки, развитие произнужно не больше 200-250 тысяч в год. И это, зательств, жесткая дисциплина поставок и водства. Мелкие за ними не угонятся. А у нас кстати, было известно уже тогда, когда на Каплатежей. И - стабильная финансовая систедо сих пор есть заводы, выпускающие автомАЗе восстанавливали сгоревший завод мома. У нас же предприятию проще построить мобили только одного класса, которые конкуторов с объемом выпуска 200 тыс. шт. в год! А под своей крышей какой-то цех и выпускать в рируют между собой за счет государствентеперь надо думать, как организовать работу нем комплектующие, чем платить "живые" ных инвестиций, например, КамАЗ, "Урал", этого производства, чтобы оно было эффекденьги кому-то на стороне. Но эффективно ли ЗИЛ или УАЗ. Это не придает им устойчивотивным, как сгладить потери от непродумансобственное производство, например, пластсти даже в нашей, пока довольно изолироного решения. При этом требуется расширять массы для одного завода, пусть даже с больванной, экономике. Естественно, чтобы устовыпуск коммерческих грузовиков, а также машим объемом выпуска продукции? Нет, выять, им придется с кем-то объединяться, утшин малой тоннажное™ и специализировангоднее специализированный завод, обеспечиратив независимость. Вообще же в автомоной техники. Для этого надо развивать комповающий комплектующими полтора-два милли- бильной промышленности должны идти па-663/2000 ЗР