48
49
50
ИСПЫТАНИЯТест налегкеПЕРВЫЙ "ЯРИС""Тойота-Ярис" стала автомобилем года - так решило жюри европейских журналистов (ЗР, 2000, № 1). Чтобы узнать, как именитый малыш почувствует себя на наших дорогах, мы отправились в небольшой пробег.Анатолий ФОМИН Нам нужна была цель: доехать, достичь, вернуться. Дело было под Новый год. А что, если... Конечно! Дед Мороз! Наш, настоящий! Не импортный Санта-Клаус, напоминающий гнома-переростка, а наш, серьезный, осанистый дед с окладистой белой бородой, посохом и мешком подарков за плечами. Итак, "Ярис" повез нас в Великий Устюг, в гости к самому Деду Морозу.V---•- ^ дДоброе утречко! Деда Мороза не видали?ЗДОРОВО. КОСТРОМА! Ровная, чистая, почти без машин и инспекторов ГИБДД, дорога через Иваново на Кострому так и подмывала "наступить" на педаль газа. Но удовольствие было принесено в жертву науке. То, что 'Ярис" весьма экономичен, мы знали и раньше, теперь же предстояло добыть цифры "с дороги". Борткомпьютер зафиксировал любопытные показания. При равномерном движении на V передаче со скоростью 60 км/ч "Тойота" расходует всего 3,9 л/100 км. Однако передвигаться в таком режиме все-таки трудно. При средней скорости 80 км/ч расход достигает уже 4,5 л/100 км, а когда стрелка переваливает за 100, цифры становятся почти заурядными: 5,6 л/100 км. За такими изысканиями сотня километров пролетела незаметно. Кострома приятно удивила чистыми улицами, свежевыпавшим снегом и обилием фотогеничных пейзажей, в которых уже явно чувствуются северные мотивы. ВдовольОсторожно, бороду не прищемите'*ь*^ т!•-а483/2000 ЗР НА ДЕРЕВНЕMJJBs ^7 поколесив по окрестностям Ипатьевского монастыря, двинулись дальше на север. КУДА КРИВАЯ ВЫВЕЗЕТ? Так или иначе, мы избрали не самый прямой маршрут: Кострома - Буй - Галич Нея - Мантурово. Асфальт понемногу сменился льдом, куда-то исчезли встречные автомобили (попутные пропали еще раньше), автобусные остановки, дома и даже следы на снегу. Честно говоря, не раз возникало сомнение: туда ли едем? Но спросить было не у кого. Немногие отмеченные на карте деревни оказались полностью вымершими, причем многие дома выглядели так, будто люди ушли всего несколько дней назад. Выцветшие ситцевые занавески на окнах, засохшие цветы в горшках и ни души на ближайшие полсотни километров. Заходящее солнце окрасило пейзаж в кроваво-красные тона и удержаться, чтобы не запечатлеть столь драматичный закат, было невозможно. Пока коллега настраивал фотоаппаратуру, я на пару минут выключил двигатель... И вдруг понял, что шум мотора - единственная нить, связывающая нас с цивилизацией. ''***' ''"'"" ®** ЗгРЧН И тишина...?1^1шЫШШ1«'• гчгмт- -?- ?. ' . ;~ • . ? " шяшшт • —*цДля жителя большого города едва ли найдется более тревожное состояние, чем полная тишина... Внутри почему-то екнуло: а что, если двигатель не заведется? Наваждение - через несколько минут мы снова отмеряли километры в теплом салоне "Яриса". За окном стремительно темнело. Ловко объехав несколько упавших на дорогу деревьев, мы прибыли в поселок Нея, где... заблудились. Двое пешеходов внятно объяснить дорогу не смогли, единственный водитель, спавший в кабинеГАЗ-53 с работающим мотором, оказался мертвецки пьян, а об указателях и говорить нечего - "чужие здесь не ездят". Дали порядочный крюк, но все же вышли на заветную дорогу, где к нам впервые проявил интерес инспектор ГИБДД. Именно от него узнали, что примерно через 70 км есть единственный щит с указателем, по которому можно узнать дальнейшее направление движения - реальные дороги и расстояния, увы, не всегда соответствуют карте. Так или иначе, но с пути мы больше' W ИСПЫТАНИЯТест налегке не сбивались и вскоре остановились на ночлег в Никольске. ЗДРАВСТВУЙ, ДЕДУШКА МОРОЗ! Утро встретило 26-градусным морозом и полной темнотой в семь часов. Однако к рассвету мы должны были быть в Великом Устюге. "Ярис" завелся с первой попытки, а вот на обогрев ушло добрых полчаса: литровому моторчику тяжело протопить выстуженный за ночь салон. Потребовалось время и на то, чтобы отошли задубевшие амортизаторы и летние шины "Бриджстоун-В381". Остаток пути пролетел быстро: расчищенная до блестящего льда дорога здесь огромной ширины и позволяет поддерживать довольно высокую скорость. Впрочем, памятуя о том, что тормозной путь на летних шинах "стремится к бесконечности", все же соблюдали осторожность. Местные лесовозы иногда теряют бревна, причем в самых неподходящих местах. А бревнышки эти бывают такой толщины - легко вышибут мост даже огромному "Уралу", что будет с легковой машиной, не хочется и думать. С первыми лучами солнца въехали в Великий Устюг. Дорогу спросили на милицейском посту, где охотно согласились помочь. Получив подробные указания, мы через 15 минут уже беседовали со строителями ледяного городка возле резиденции Деда Мороза. Главный виновник торжества не заставил себя ждать. Нравится ли ему машина? Удобна ли? А вообще, стоит ли ломать комедию? Какой, к черту, Дед Мороз - любой школьник знает, что это переодетый актер из местного театра! Короче, снимем автомобиль с ним, поголась на заднем сиденье. Стекла оставались чистыми, а последняя скорость вентилятора отопителя так и не была востребована. Порадовал роскошный свет (редкость на японских машинах). Похоже, мода на большие "пучеглазые" фары приносит свои плоды. Возможностей литрового мотора оказалось вполне достаточно и для поддержания крейсерских 110-120 км/ч, и для обгонов. Подвеска, может, и не слишком комфортабельна на наших дорогах, зато ее не пробивает на каждой яме. Управляемость летом вызывала кое-какие нарекания, на скользкой же дороге "Тойота" проявила себя безупречно, даже обутая в летние шины. Во всяком случае, ее реакции всегда были предсказуемы и своевременны. Дорожный просвет? Конечно, можно и побольше, но спасут ли лишние 20-30 мм от ледяного надолба или потерянного лесовозом (см. выше) бревна? Едва ли. А вот на поведении машины эта "добавка" может сказаться не лучшим образом. В общем, сложилось мнение, что в специальной адаптации к российским условиям машина не нуждается. Бензин? Нейтрализатор? Но на всем пути хватало неэтилированного АИ-95 или, в крайнем случае, АИ-92. Так что опасения излишни. Часть нашего пути прошла по местам, где за сутки не проезжает ни одного автомобиля, а потому отправляться туда зимой без специальной подготовки несколько рискованно. Но мы верили, что "Ярис" не подведет - как ив то, что Дед Мороз из Великого Устюга настоящий. А вы сомневаетесь? Тогда поезжайте туда следующей зимой и убедитесь... Dворим о жизни - и в обратный путь! Однако когда дед подошел к нам и по-простецки обратился густым басом: "Здорово, ребята!", мы совершенно растерялись и... приняли эту игру, заговорив с ним, как с настоящим Дедом Морозом. В общем, серьезный мужик оказался, так и не признался, кто таков: "Дед Мороз настоящий, и все тут!" В ОБРАТНЫЙ ПУТЬ Домой двинулись другой дорогой: путь через Вологду хоть и немного длиннее, зато проходит по более оживленным местам - больше машин, больше заправок, больше мест, где можно остановиться и перекусить. Приключения в наши планы больше не входили, надо было возвратиться в Москву на следующее утро, что мы и сделали. Вернемся к рассказу о том, как вела себя машина. Когда за окном -30°, а на спидометре 120, это хорошее испытание для отопителя. Так вот, весь путь мы проделали в рубашках, а верхняя одежда покои